У р о к 119. ПРИЕМ ВЫЧИТАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ
ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели урока: познакомить учащихся с общим приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закреплять умение решать задачи и выражения изученных видов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями,решают задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 119. ПРИЕМ ВЫЧИТАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ
ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели урока: познакомить учащихся с общим приемом
вычитания однозначного числа из двузначного с переходом
через десяток; закреплять умение решать задачи и
выражения изученных видов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями,решают задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
10 10 10 10 10
20 20 20 20 20
III. Устный счёт.
«Молчанка».
IV. Изучение нового материала.1. Подготовка учащихся к восприятию нового
материала.
– Сколько надо вычесть из числа 12 (13, 15, 17, 19), чтобы
получилось 10?
2. Знакомство с приемом вычитания однозначного
числа из двузначного.
На д о с к е з а п и с ь:
12 – 5
– Умеем мы находить значения таких разностей?
– Как бы вы предложили найти значения данных
14 – 6
выражений?
Учащиеся могут самостоятельно, по аналогии со
сложением с переходом через десяток, предложить
представить вычитаемое в виде суммы удобных слагаемых.
Например: 12 – 5.
Удобно из 12 вычесть 2, получится 10. Из 10 вычесть 3,
получится 7.
На д о с к е выполняется з а п и с ь:
Далее учитель сообщает учащимся о том, что значение
этой разности можно найти и другим способом:
– Рассмотрите внимательно данный способ.
(Двенадцать – это сумма чисел пять и семь. Если из числа
двенадцать вычесть первое слагаемое пять, получится
второе слагаемое 7.)
Затем учащиеся находят двумя способами значение второй
разности.– Какой способ вы считаете более удобным?
– Какой из способов требует знания таблицы сложения?
Для закрепления приемов вычитания с переходом через
десяток с комментированием выполняется задание 1 (с. 73
учебника, часть 2).
V. Работа над задачами.
1. Решение простых и составных задач.
Учитель читает учащимся текст из задания 4 (с. 73
учебника, часть 2).
– Что хотите сказать? (Данный текст не является задачей.)
– Почему? (Нет вопроса.)
– Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась
(На сколько больше моторных лодок, чем
вычитанием.
катеров «Ракета», стояло на пристани?
Или: На сколько меньше катеров «Ракета», чем подводных
лодок, стояло на пристани?)
– Запишите решение задачи. (6 – 2 = 4.)
– Дайте ответ на поставленный вопрос.
– Запишите ответ кратко.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: на 4 лодки больше.
Или:
Ответ: на 4 катера меньше.
– Прочитайте задачу 5 (с. 73 учебника, часть 2).
– Докажите, что прочитанный вами текст является
задачей.– Составим к р а т к у ю з а п и с ь:
– Какая это задача – простая или составная? (Составная.)
– Почему так считаете? (Потому что сразу ответить на
вопрос задачи нельзя, следовательно, задача решается
несколькими действиями, значит, она – составная.)
– Что узнаете первым действием? (Сколько поделок сделал
Дима.)
– Что узнаете вторым действием? (Сколько поделок
сделали мальчики вместе.)
– Запишите решение.
– Проверьте вашу работу.
С а м о п р о в е р к а с доски.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: мальчики сделали 8 поделок.
2. Решение задач изученных видов.
К задаче 6 (с. 73 учебника, часть 2) может быть составлена
схема, после того как ученики выделят условие и вопрос
задачи, назовут данные и искомое числа.
Решение записывается учащимися с а м о с т о я т е л ь н о
с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой. Затем
формулируется и записывается ответ задачи.
VI. Работа с геометрическим материалом.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 5
(с. 24 в тетради № 2).
– Какие многоугольники у вас получились?– Рассмотрите фигуры, изображенные в учебнике (с. 73,
часть 2).
– Рассмотрите пароходик.
– Из каких фигур он составлен? (Пароходик составлен из
фигур № 5, 6, 9, 11, 3, 4, 1.)
VII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что нового узнали?
– Оцените свою работу.