У р о к 109. СЛОЖЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели урока: познакомить учащихся с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток; развивать навыки счета; умение решать составные задачи; внимание, наблюдательность учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями,решают задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 109. СЛОЖЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели урока: познакомить учащихся с общим приемом
сложения однозначных чисел с переходом через десяток;
развивать навыки счета; умение решать составные задачи;
внимание, наблюдательность учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями,решают задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 · 1 · 1 · 1 · 1 · 1
11 · · 11 · · 11
III. Устный счёт.
1. «Цепочка».– Проверьте цепочку. Если есть ошибки, исправьте их.
Ошибки: на четвертом шаге (звене) цепочки вместо
значения «5» должно быть значение «6»; на девятом шаге
(звене) вместо значения «1» должно быть значение «0».
2. Задание 2 (с. 58 учебника, часть 2).
Выполняя задание,
учащиеся повторяют термины
«слагаемое», «сумма»; взаимосвязь слагаемых и суммы, а
также состав числа 10.
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового
материала.
Р а б о т а с н а б о р н ы м п о л о т н о м.
На наборное полотно выставляются, например, 7 кругов.
– Сколько кругов не хватает до 10? (Три.)
Затем выставляются, например, 6 треугольников.
– Сколько треугольников не хватает до 10? (Четыре.)
Далее учащиеся дополняют до 10 числа: 5, 3, 8, 9.
2. Знакомство с общим приемом сложения
однозначных чисел с переходом через десяток.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
– Рассмотрите внимательно рисунок (с. 58 учебника, часть
2, «Н»).
– Сколько синих кружков? (Девять.)
– Сколько к ним добавили красных кружков? (Четыре.)
– Как записать с помощью числового выражения то, что к
девяти синим кружкам добавили четыре красных? (9 + 4.)
– Можем ли мы решить данное выражение?
– Как бы вы предложили выполнить решение?
Возможно, в процессе обсуждения ученики сами придут к
выводу о том, что сначала к девяти нужно прибавить один,
чтобы получилось десять, а затем к десяти – еще три. Еслидети не смогут самостоятельно сформулировать верный
вывод, учитель должен помочь им следующим образом:
– Дополните число 9 до 10. (Нужно прибавить один.)
– Возьмем один красный кружок и переложим к синим.
– Сколько стало кружков в верхнем ряду? (Десять.)
– Сколько осталось кружков в нижнем ряду? (Три.)
– Сколько получится, если к десяти прибавить три?
(Тринадцать.)
В процессе выполнения этих действий на доске появляется
з а п и с ь:
Аналогично разбираются выражения в задании 1 (с. 58
учебника, часть 2).
V. Решение выражений.
Учащиеся выполняют устно (с подробным объяснением)
задание 4 (с. 59 учебника, часть 2) и задание «Какой знак
арифметического действия пропущен?» (с. 59, поля).
(Последнее задание лучше написать на доске.)
Выполняя задание «Какой знак пропущен?», ученики,
рассуждая, обосновывают правильность выбранного ими
знака.
Например: 9 * 1 > 8.
Если из девяти вычесть один, получится восемь. Восемь
равно восьми, значит, если поставить знак «минус», то
неравенство будет неверным.Если к девяти прибавить один, получится десять. Десять
больше восьми. Поставив знак «плюс», получим верное
неравенство.
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Как называется линия, изображенная на чертеже
(задание 5, с. 59 учебника, часть 2)? (Ломаная.)
– Сколько в этой ломаной звеньев? (3.)
– Измерьте каждое звено ломаной и начертите такую же
ломаную. (Самостоятельная работа учащихся.)
– Как узнать длину всей ломаной? (Сложить длины всех
звеньев ломаной.)
Далее учащиеся в тетрадях, а учитель на
записывают:
доске
5 + 3 + 2 = 10 см.
(Длина ломаной равна десяти сантиметрам.)
VII. Работа над задачами.
– Прочитайте задачу 3 (с. 58 учебника, часть 2).
– Что в задаче известно?
– О чем в задаче спрашивается?
– Сделаем краткую запись (учащиеся под руководством
учителя выделяют из текста задачи слова, необходимые для
краткой записи).
На кольцах – 10 б.
На турнике –? на 1 б. меньше.
– Запишите решение задачи. (10 – 1 = 9 (б.).)
– Как запишете ответ? (Ответ: 9 баллов.)
– Какая это задача – простая или составная? (Простая, так
как она решается одним действием.)– Какой вопрос нужно задать, чтобы задача стала
составной? (Сколько баллов получил Саша за упражнения на
кольцах и на турнике?)
Затем учащиеся решают в парах задачу 5 (с. 21 в тетради
№ 2) с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.
VIII.
Работа над развитием
внимания,
наблюдательности, логического мышления учащихся.
В заключение урока выполняется задание на смекалку (с.
59 учебника, часть 2).
Решение: на 1-м рисунке нужно вставить картинку 2
(зеленую машину), на 2-м рисунке – картинку 3 (зеленый
треугольник).
IХ. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Чем?
– Какое задание вызвало у вас затруднения?
– Что бы вы изменили в уроке?