У р о к 40. СЛОЖЕНИЕ С НУЛЁМ. ВЫЧИТАНИЕ НУЛЯ
Цели урока: показать учащимся, что при сложении любого числа с нулём и при вычитании из числа нуля получается то же самое число; закреплять знания о том, что при вычитании из числа самого числа получается нуль; продолжать пропедевтику темы «Задача»; работать над развитием логического мышления, наблюдательности учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями,решают задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
У р о к 40. СЛОЖЕНИЕ С НУЛЁМ. ВЫЧИТАНИЕ НУЛЯ
Цели урока: показать учащимся, что при сложении
любого числа с нулём и при вычитании из числа нуля
получается то же самое число; закреплять знания о том, что
при вычитании из числа самого числа получается нуль;
продолжать пропедевтику темы «Задача»; работать над
развитием логического мышления,
наблюдательности
учащихся.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями,решают задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового. Вывод.
Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную
доску, фланелеграф), например: 2 яблока на тарелке, а ниже
– пустую тарелку.
– Сколько яблок на первой тарелке?
– Сколько на второй?
– Сколько яблок всего?
– Каким действием вы нашли количество яблок на двух
тарелках?
– Запишите решение.З а п и с ь в тетрадях с комментированием (1 ученик
записывает на доске):
2 + 0 = 2.
Далее учитель выставляет, например, веточку, на которой
7 вишенок, и пустую веточку.
– Сколько вишенок на первой веточке?
– Сколько на второй?
– Как узнать, сколько вишенок всего?
– Запишите.
– Сколько вишенок на двух веточках?
– Запишите ответ.
В результате на доске и в тетрадях учащихся появляется з
а п и с ь:
7 + 0 = 7.
Аналогичная работа проводится ещё с двумя-тремя
предметами счётного материала.
– Рассмотрите внимательно записи на доске и в тетради.
– Что заметили?
– Какой в ы в о д следует из этого? (Если к числу
прибавить нуль, получится то же самое число.)
2. Сложение числа с нулем и вычитание из числа
нуля.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок
задания 1 (с. 66 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать?
– Составьте рассказ по первому рисунку, чтобы он
соответствовал первому равенству.
На одной тарелке лежало три кусочка дыни, а на другой –
ни одного кусочка. Сколько кусочков дыни на двух тарелках?– Ответьте на поставленный вопрос. (На двух тарелках три
кусочка дыни.)
– Составьте рассказ по этому же рисунку так, чтобы он
соответствовал второму равенству.
На тарелке лежало три кусочка дыни. Съели нуль
кусочков.
Сколько кусочков осталось на тарелке?
– Ответьте на поставленный вопрос. (На тарелке осталось
три кусочка.)
Аналогичная работа проводится со вторым рисунком.
– Рассмотрите равенства в учебнике.
– Какой в ы в о д можно сделать? (При вычитании из
числа нуля получается то же самое число.)
Далее ученики по рисунку задания 3 (с. 66 учебника, часть
1) и счётному материалу, подобранному учителем,
составляют равенства, в которых к нулю прибавляется какое-
либо число.
Равенства записываются на доске.
– Рассмотрите внимательно равенства.
– Что заметили?
– Какой в ы в о д из этого следует? (Если к нулю
прибавить какое-либо число, то получится то же число,
которое прибавляли.)
Р а б о т а в т е т р а д я х.
Учащиеся выполняют с комментированием задание 2 (с. 66
учебника, часть 1) и записывают решение в тетради.
Особое внимание учителю следует обратить на равенства
с пропусками, например:Учащиеся, рассуждая, должны прийти к выводу о том, что
в данном равенстве пропущено число 8.
III. Работа с геометрическим материалом.
Можно использовать задание 4 (с. 66 учебника, часть 1).
Учитель спрашивает учащихся о том, какие линии
изображены на чертеже, а затем просит детей измерить
длину каждого отрезка и сравнить длины отрезков.
IV. Пропедевтика темы «Задача».
Учащиеся читают текст задачи (с. 66 учебника, часть 1,
задание 5).
– О чём рассказ?
– Что в нём известно?
– Что нужно узнать?
– Какое арифметическое действие следует использовать
для того, чтобы ответить на поставленный вопрос?
– Почему?
Учащиеся с комментированием записывают решение в
тетрадях и на д о с к е:
4 + 2 = 6 (р.).
Аналогичная работа проводится над задачей 1 (с. 67
учебника, часть 1).
В результате в тетрадях детей и на доске появляется з а
п и с ь:
5 – 1 = 4 (к.).
В заключение урока учащиеся выполняют задание на
наблюдательность (с. 67, поля учебника).V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие открытия сделали?
– Какова ваша роль на уроке?