Конспект урока по теме:СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 31 СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ» Цель: познакомить с творчеством В. М. Васнецова, формировать умение составлять художественное описание. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала русский.docx
Урок 31 СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ» Ц е л ь : познакомить с творчеством В. М. Васнецова, формировать умение составлять художественное описание. Планируемые предметные результаты:  Участвовать в устном общении на   уроке,   соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать тексты   учебника,   извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах   учебника   нужные   сведения   и   использовать   их   для   решения практических   задач.   Осознавать   общий   способ   действия   при   решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые   правила   речевого   поведения,   слушать   собеседников,   проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Подготовительная работа. 1. В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я . Вряд ли найдется в России человек, который никогда не видел картины В. М.   Васнецова.   В   Третьяковской   галерее   находится   полотно   «Богатыри»   – картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Двадцать лет художник работал над этой картиной.   Чтобы   создать   образы   богатырей,   художник   изучал   былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. На   уроках   чтения   мы   знакомились   с   былинами   об   Илье   Муромце. Центральная идея, проходящая через все былины, – идея защиты государства, Русской земли.  Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Илья Муромец   стал   воплощением   мужественного,   честного,   преданного   Родине, народу человека. Богат,   живописен   язык   былины.   Велика   роль   эпитетов   в   создании героических образов: буйные головы, могучие плечи, ретивое сердце. 2. Р а с с м а т р и в а н и е   к а р т и н ы . Под   музыку   «Богатырской   симфонии»   А.   П.   Бородина   ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.3. Б е с е д а   п о   с о д е р ж а н и ю   к а р т и н ы . – Каково ваше впечатление от картины? – Какие чувства она у вас вызывает? – Кто из богатырей привлекает ваше внимание? – Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили? – Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (Он   старший   из   богатырей,   находится   в   центре.   У   него   спокойное мужественное лицо. Богатырь зорко всматривается вдаль. Враг не уйдет от его пристального взгляда.) На заставе был богатырь Илья Илья Муромец, сын Иванович, Из­под славного города из­под Мурома, Из того ли села Карачарова, И конь под Ильей лютый зверь, Он сам на коне как ясен сокол… (Из былины.) «Растет Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные,   глаза   зоркие,   соколиные,   кудри   русые   вьются   кольцами, рассыпаются с лица, бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный». (Из былины.) – Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он готов нестись в бой в любую минуту.   И   конь   ему   под   стать,   вот­вот   сорвется   с   места.   Одет   Добрыня побогаче, чем другие богатыри.) –   Что   общего   в   былинном   описании   богатыря   и   образе   Добрыни   на картине? – Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алеше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею,   но   может   и   стрелы   ловко   пустить.   Он   с   усмешкою,   без   боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги.) А и был там Алеша Попович – млад, Он Добрыне Никитичу крестовый брат, Что из присна города, из Ростова, Сын соборного попа ростовского. (Из былины.) – Как изображены богатыри? (Крупным планом, плечом к плечу, в полной боевой готовности.) – Что вы почувствовали в их взглядах и позах?– Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землей. – Как вы думаете, почему Васнецов использовал такой прием? – Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы? Итог беседы. – Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот прием контраста усиливает мощь картины. Под пристальным, чутким   взором  богатырей  ни  врагу,  ни  зверю,  ни  птице   не  пробраться,  не проскользнуть. 4. Р а б о т а   н а д  раскрытием замысла художника. Широка ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулась! У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой, Громких подвигов! И. С. Никитин – Какие слова стихотворения можно отнести к картине? – На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. –   Как   вы   считаете,   какие   думы   и   чаяния   хотел   выразить   в   картине художник? (Художник   прославляет   защитников   Родины.   Он   хочет,   чтобы   мы   все гордились   своими   героическими   предками,   помнили   о   них,   любили   свою Родину.) 5. С о с т а в л е н и е   п л а н а . (Учитель записывает на доске план описания картины.) 1) О художнике, создавшем картину. 2) Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы. 3) Природа на картине. 4) Мысли и чувства, которые вызывает картина. 5) Что хотел сказать художник своей картиной? 6. У с т н о е   о п и с а н и е   к а р т и н ы . По   составленному   плану   несколько   человек   рассказывают   содержание картины, остальные дополняют их рассказ.III. Самостоятельное написание сочинения. IV. Итог урока.