Урок 33
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Цель: обучить правильному построению словосочетаний со связью управление.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Урок 33
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Ц е л ь : обучить правильному построению словосочетаний со связью
управление.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении
на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать
тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за
использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в
материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения
практических задач. Осознавать общий способ действия при решении
обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя
принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять
интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1. У п р а ж н е н и е 122.
– Прочитайте стихотворение.
– Что вы заметили?
– Выпишите словосочетания со словом пальто, покажите его подчинение
главному и обозначьте падеж.
Хозяйка заставила снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ
убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в
комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао.
Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал
ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они хлопали в ладоши
и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!».
Вдруг владелица ателье сообщила, что многие ее знакомые слова
переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно
приняли и теперь считают своими.
«Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»
Тут как раз по радио передали, что партия эскимо вылетает в Россию.
– Вы знаете, как в русском языке называются такие слова?
– Это несклоняемые существительные, которые имеют для всех падежей
одну и ту же форму, то есть не меняют окончание.
СКАЗКА О НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Собрались както несклоняемые существительные в гостях у слова
мадмуазель.Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и
успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолета.
Полет был долгим, слова пачками ели эскимо, замерзли так, что даже
шевельнуться уже не могли, совсем заледенели и стали неподвижны. Наконец
самолет выпустил шасси и приземлился.
Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова
встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке.
Но замерзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той
форме, в которой замерзли. С тех пор они по падежам не склоняются.
– Какие неизменяемые существительные вы услышали в сказке?
– Откуда же появились такие слова? (Это слова из иностранных языков.)
– Какие же в стихотворении «Пальто» встретились еще зависимые имена
существительные?
– Выпишите словосочетания, укажите падеж.
– В каких падежах слова не встретились?
– Поставьте в них слова рукав и пальто и запишите в словосочетании с
глаголами.
– В каком падеже не обойтись без предлога?
2. У п р а ж н е н и е 123.
– Прочитайте сообщение о глаголах ОДЕТЬ и НАДЕТЬ на с. 55.
– Когда употребляется глагол НАДЕТЬ, а когда – глагол ОДЕТЬ?
– Соберите грамотно фрагменты предложений.
– Какую орфографическую задачу вам необходимо решить?
– Объясните правильное употребление глаголов.
– Образование фраз начинайте со второго столбика.
(На доске – показ стрелками.)
Надеть (что?) сапоги; одеть братишку в пальто, надеть на себя пиджак,
надеть на сестру варежки.
3. У п р а ж н е н и е 124 (самостоятельно по заданию учебника).
4. Р а б о т а в п а р а х (у п р а ж н е н и е 125).
– Прочитайте задание.
– Как будете действовать?(Дети выполняют задание.)
– Какие формы существительных вы записали?
– По каким вопросам вы определяли падеж?
– Как называются вторые вопросы? Для чего они служат?
Раз, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре –
И на месте походили.
5. У п р а ж н е н и е 126.
– Запишите словосочетания без вопросов, укажите падеж имен
существительных, выделите окончание у имен существительных.
– Познакомьтесь с сообщением (с. 56) о правильном употреблении
предлогов.
(Учащиеся записывают словосочетания в тетрадях, один ученик работает
на закрытой доске.)
– Какой частью речи выражены главные слова в словосочетаниях?
– Как называется эта связь?
– Какую команду подает глагол существительному?
– Какие предлоги вы употребляли? Почему?
– Проверьте указанные падежи.
6. У п р а ж н е н и е 128.
– Запишите словосочетания сначала в родительном падеже, затем в
дательном, потом в винительном падеже.
– Выделите приставки.
(Выполняется «по цепочке» на доске.)
– Объясняйте постановку букв на месте пропусков.
– В каком слове – ловушка?
III. Самостоятельная работа.
1. З а п и ш и т е т е к с т , выделяя изученные орфограммы.
Не сбивай мухоморы! Мухоморами лечатся лоси и другие животные. У
мухоморов бывают очень красивые шляпки. Любуйся ими!
2. В ы п и ш и т е
+
прилагательное, покажите в нем зависимость слов, укажите, в чем
прилагательное согласуется с именем существительным.
с л о в о с о ч е т а н и я
существительное3. П о к а ж и т е с о с т а в с л о в : мухоморы, другие, шляпки.
– Объясните правописание слова СБИВАЙ.
– К какой части речи относится последнее слово? Назовите начальную
форму.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: упражнение 127.