У р о к 113.
УРАВНЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ПО СХЕМЕ
Цели: продолжить работу по формированию навыков решения уравнений; повторить правила нахождения неизвестных компонентов действий; учить составлять уравнения по схеме; закреплять способы прикидки результатов действий.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные: общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы общения, формулировать собственное мнение и позицию.
УРАВНЕНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ПО СХЕМЕ
У р о к 113.
Цели: продолжить работу по формированию навыков решения уравнений;
повторить правила нахождения неизвестных компонентов действий; учить
составлять уравнения по схеме; закреплять способы прикидки результатов
действий.
Планируемые результаты образования:
Предметные: оперируют понятиями: переменная, числовое и буквенное
выражение, их значение; решают составные задачи.
Личностные:
проявляют познавательный интерес на основе
сформированности учебных мотивов, навыки самоконтроля.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно определяют учебную задачу, планируют
свое действие, контролируют выполнение учебных действий. Познавательные:
общеучебные – структурируют знания; логические – осмысленно читают
текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют,
делают выводы и умозаключения. Коммуникативные: умеют строить
взаимодействие со сверстниками, используя конструктивные способы
общения, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
З а д а н и е № 571.
– Выберите выражение, которое является решением данной задачи:
а) (159 : 3) + 28 б) (159 : 3) – 28 в) (159 – 28) : 3
III. Устный счет.
1. Из следующих математических записей выберите уравнения:
а) x ∙ 7 = 63
б) y + 3 ∙ 8
в) 25 ∙ (653 – 299)
г) а + 15 = 40
д) y – 20 > 60
е) 15 + 16 ∙ 2
– Устно вычислите корни данных уравнений.
2. Назовите уравнения, которые соответствуют данной схеме:x – 170 = 420
x + 170 = 420
x – 420 = 170
420 – x = 170
3. Запишите верные равенства, вставив пропущенные цифры.
3636 : 5 = 7273
4540 : 5 = 9080
80309 ∙ 9 = 771
30027 ∙ 5 = 155
4. Составьте по схеме задачу и решите ее:
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 464.
– Сравните данные уравнения:
а) 38 ∙ 7 + x = 1022
б) 37 ∙ 8 + x = 1022
в) x + 38 ∙ 7 = 1000 + 22
г) x – 38 ∙ 7 = 1022
– Какие уравнения имеют одинаковые корни?
О т в е т: уравнения а) и в).
– Проверьте свой ответ, решив все уравнения.
– Почему уравнение б) имеет другой корень?
О т в е т: используя способ прикидки результата умножения, можно
сделать вывод, что первое слагаемое в уравнениях а) и б) записано в виде
произведения чисел, которые имеют разные значения:
38 ∙ 7 < 37 ∙ 8.
– Почему уравнение г) имеет другой корень?
О т в е т: в уравнении г) неизвестное число – уменьшаемое, а в других
уравнениях – это слагаемое.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 465.
– Запишите каждое предложение уравнением и решите его.
а) x – 708 = 1200
б) 834 – x = 829
в) x : 19 = 607
г) x + 17 = 20Учащиеся решают уравнения самостоятельно. Учитель наблюдает за
работой учеников. Неверное решение выносится на доску, исправляются
ошибки.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Закрепление пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 466.
– Проанализируйте данные уравнения.
– Как найти неизвестное число? (Во всех уравнениях x – неизвестное
делимое. Чтобы найти делимое, необходимо значение частного
умножить на делитель.)
– В каком уравнении x равен 14196?
а) x = 503 ∙ 27
б) x = 604 ∙ 26
в) x = 507 ∙ 28
Учащиеся
(рассуждают). Используя способ прикидки результата
действия умножения, можем определить, что в третьем уравнении x = 14196.
– Проверьте свой ответ, решив уравнения.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 467 (а, б).
– Составьте уравнения и решите их самостоятельно.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а.
По схеме составьте уравнения и решите их:
а)
б)
в)
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 572; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
59, 60).
– Как узнать время движения на поезде?– Как узнать время движения на автобусе?
– За какое время проехали 860 км?
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Назовите корень каждого уравнения, не выполняя вычислений.
1890 : x = 1890
700 + y + 1 = 751
x – 1 = 999
x : 7851 = 1
x ∙ 856 = 0
y + 200 + 300 = 1000
2. Выберите уравнения, которые соответствуют данной схеме:
а – 31 = 74
а + 31 = 74
74 – а = 31
а – 74 = 31
3. Составьте задачу по схеме и решите ее:
О т в е т: из двух городов, расстояние между которыми 500 км,
одновременно навстречу друг другу выехали два легковых автомобиля.
Скорость одного автомобиля 80 км/ч, другого – 90 км/ч. Какое расстояние
будет между ними через 2 часа?
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (выполнение задания № 468).
Для наглядного представления об уравнении используется схема
рычажных весов, левая и правая чашки которых соотносятся с левой и
правой частями уравнения. Знак равенства в уравнении соотносится с
уравновешиванием чашек весов.
– Какое уравнение можно составить по данному рисунку, если масса дыни
x кг?
x + 2 = 10 + 5.
– Решите данное уравнение.2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
– Запишите каждое предложение уравнением и решите его.
а) Число 239 увеличили на несколько единиц и получили 847.
б) Неизвестное число уменьшили на 703 и получили 1500.
в) К неизвестному числу прибавили 1499 и получили 3000.
г) Неизвестное число увеличили на несколько единиц и получили 1700.
– Где «ловушка»? Измените предложение так, чтобы было одно
неизвестное число.
– Найдите корни данных уравнений.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Повторение пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 469 (а, б).
– Сравните выражения в каждой паре.
– Чем они похожи? (Одинаковые числа и одинаковые знаки действий.)
– Чем они отличаются? (Во втором выражении каждой пары стоят
скобки. Значит, выражения имеют различный порядок выполнения
действий в выражении. Отсюда различное значение выражений.)
– Расставьте порядок выполнения действий в выражениях и найдите их
значение.
б)
а)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 470.
На схеме представлена ситуация, аналогичная рычажным весам. Учащиеся
визуально определяют равенство двух отрезков (можно проверить это
циркулем), затем отмечают, что каждый отрезок состоит их двух частей.
56 + 32 – первый отрезок;
x + 40 – второй отрезок.
Так как эти отрезки равны, то между выражениями можно поставить знак
равенства:
x + 40 = 56 + 32
3. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (задание на доске).
По схемам придумайте уравнения:
а)
б)в)
г)
– Решите записанные уравнения.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: № 573; тетрадь с печатной основой № 2 (задания №
61, 62).