Урок 19
В. БЕРЕСТОВ. «СКАЗКА».
К. И. ЧУКОВСКИЙ. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЕЛОЙ МЫШКИ»
Цели: развивать память, речь учащихся, творческие способности; начать работу над содержанием сказки; повторить уже известные сказки К. Чуковского, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: выставка книг «Сказки К. И. Чуковского», «волшебная» шкатулка, карточки с выдержками из сказок К. И. Чуковского.
У р о к 19
В. БЕРЕСТОВ. «СКАЗКА».
К. И. ЧУКОВСКИЙ. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЕЛОЙ МЫШКИ»
Ц е л и : развивать память, речь учащихся, творческие способности;
начать работу над содержанием сказки; повторить уже известные сказки К.
Чуковского, расширять кругозор учащихся.
О б о р у д о в а н и е : выставка книг «Сказки К. И. Чуковского»,
«волшебная» шкатулка, карточки с выдержками из сказок К. И. Чуковского.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра «Внимательный читатель».
Учитель читает начало предложения, а учащиеся – продолжение.
2. Проверка плана, составленного учащимися.
3. Пересказ по плану.
3–4 ученика рассказывают.
III. Работа по теме урока.
1. Викторина по сказкам К. И. Чуковского.
– Перед вами «волшебная» шкатулка. В ней на карточках – выдержки из
произведений. Ваша задача – определить название произведения и его автора.
К а р т о ч к и :
1) И такая дребедень
Целый день:
Диньдилень,
Диньдилень,
Диньдилень!
То тюлень позвонит, то олень.
(«Телефон», К. Чуковский.)
2) Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадете,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!
(«Федорино горе», К. Чуковский.)3) А в болоте медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
(«Краденое солнце», К. Чуковский.)
4) Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живете?
На горе или в болоте?
(«Айболит», К. Чуковский.)
5) А за нимто народ
И поет и орет:
«Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?»
(«Крокодил», К. Чуковский.)
– Что объединяет все эти произведения? (Все они написаны одним
автором – К. И. Чуковским.)
– Какие еще сказки Чуковского вы читали?
– Что вы знаете о жизни и творчестве этого писателя?
2. Рассказ учителя о К. И. Чуковском.
3. Чтение сказки по частям.
– Сегодня мы познакомимся еще с одной новой сказкой К. Чуковского. Но
прежде прочитаем стихотворение В. Берестова, которое поэт посвятил
Корнею Ивановичу, и узнаем, почему дети так преданно любят сказку и ждут
с нетерпением встречи с ней.
Читают «Сказку» В. Берестова на с. 113.
1ю часть, «Кот», читает учитель, а учащиеся следят по учебнику.
2ю часть, «Клетка», читает заранее подготовленный ученик.
3ю часть, «Старая крыса», читают учащиеся «по цепочке».
4. Работа над содержанием сказки.
– Кто главная героиня сказки Чуковского?
– Чем она отличается от всех своих братьев и сестер?
– Почему Белянка угодила в лапы Черного Кота?
– Как еще можно было бы озаглавить эту часть сказки?
– Кто спас Белянку от Кота?
– Как жилось Белянке у сына рыбака?
– Почему же тогда мышка сбежала от мальчика?
– Могли бы вы предложить другое название этой части?– Почему Белянка была так весела, когда на улице лежал снег?
– С кем встретилась Белянка? Почему ей стало жаль серую крысу?
– Как белая мышка спасла серую крысу?
– Почему автор именно так озаглавил эту часть сказки? Как бы вы
озаглавили?
IV. Подведение итогов урока.
– Какое настроение создалось у вас после прочтения этого отрывка сказки
Чуковского?
Домашнее задание: выразительное чтение 1–3й частей сказки; придумать
продолжение сказки.