— Всегда ли у вас есть желание услышать или понять просьбу родите¬лей?
— Бывает ли, что родители не понимают вас? Или это вам только ка¬жется? Подумайте.
— Часто ли возникает такая ситуация, как в стихотворении?
Туфельки расстегнуты,
Носки перевернуты,
Поскользнулась и упала,
Платье на локте порвала.
Смеяться, плакать, бежать прочь?
Может быть, лучше просто помочь?— Всегда ли у вас есть желание услышать или понять просьбу родите¬лей?
— Бывает ли, что родители не понимают вас? Или это вам только ка¬жется? Подумайте.
— Часто ли возникает такая ситуация, как в стихотворении?
Туфельки расстегнуты,
Носки перевернуты,
Поскользнулась и упала,
Платье на локте порвала.
Смеяться, плакать, бежать прочь?
Может быть, лучше просто помочь?
ПОЧЕМУ МЫ НЕ СЛУШАЕМСЯ РОДИТЕЛЕЙ?
Надо ли прислушиваться к советам родителей?
I. Беседа по теме
Делим классную доску пополам. Слева пишем ответы детей на вопрос:
— Какие требования и советы родителей ты выполняешь с радостью?
Справа записываем ответы на вопрос:
Что из просьб и пожеланий родителей вам выполнять не хочется?
Сравним записи слева и справа.
Подумайте, какие просьбы вызывают у вас протест.
II. Анализ ситуации
Права, что даны детям
Нарушают все на свете.
Декларации и конвенции написаны,
Права детей в них перечислены.
Увы, наши родители
Этих книг не читали, не видели.
У детей одно лишь право —
Слушать, что сказала мама.
Вовремя кушать, вовремя спать,
Много учиться и мало гулять.
Нам надоели такие «права»,
Мы их нарушаем не раз и не два.
Думаете, это к взрослым неуважение?
Нет. Это протест за унижение.
Почему мы не послушны, почему
упрямы?
Потому что мало нас уважают мамы.
1III. Оздоровительная минутка: гимнастика на растяжение позвоночника
в парах.
IV. Творческая часть: «Портрет родителей»
Нарисуйте портреты ваших родителей и напишите те душевные качества
ваших родителей, за которые вы их уважаете. У них много замечательных
качеств.
V. Пожелание себе
У меня чудесные родители, мне надо внимательнее их слушать, обдумывать
их просьбы, пожелания и требования.
VI. Чтение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождик. Курочка скорей
на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала: «Квохквохквох!»
Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки,
зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки
видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и
удивляются: что это такое им на голову капает?
Чем цыплята похожи на детей?
Чем они от них отличаются?
VII. Итог
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
I. Беседа по теме
— Всегда ли у вас есть желание услышать или понять просьбу родителей?
— Бывает ли, что родители не понимают вас? Или это вам только кажется?
Подумайте.
— Часто ли возникает такая ситуация, как в стихотворении?
Туфельки расстегнуты,
Носки перевернуты,
Поскользнулась и упала,
Платье на локте порвала.
Смеяться, плакать, бежать прочь?
Может быть, лучше просто помочь?
II. Анализ рассказа А.М. Горького «Воробышек»
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи
пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а
молодежь живет своим умом.
Жилбыл желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком
бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, мха и других
мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал
и все выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать что такое божий
мир и годиться ли он для него?— Что, что?'— спрашивала его воробьихамама. Он потряхивал крыльями
и, глядя на землю, чирикал:
— Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
— Чив ли я?
Мама воробьиха одобрял его:
— Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками
дали — чудо!» И все высовывался из гнезда, все разглядывал.
— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем ? — спрашивая Пудик.
— Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и — слопает! — объяснял
отец, улетая на охоту.
Так и все и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер —
Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер дунет на тебя — чирк! и сбросит на землю — кошке! — объясни
ла мать.
Это не понравилось Пудику, он и сказал:
— А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...
Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он
любил объяснять все посвоему.
Идет мимо бани мужик, машет руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки
остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают,
чу?
— Зачем?
— Будька у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья.
Чай, на земле хуже, чем в воздухе! Когда я вырасту большой, я сделаю,
чтобы все летали.
Пудик не верил маме; он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо
кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного
сочинения:
Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,Зато сам мошек ем.
Пел, пел, да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка —рыжая,
зеленные глаза — тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких и чирикает:
— Честь имею, имею честь...
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали —
страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети Пудик, лети на окно, лети...
Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями —
раз, раз и — на окне!
Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с
ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься! А кошка сидит
на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая,
зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
— Мяааконький такой воробушек, словно мышка... мяувы... И все
кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без
хвоста...
— Каким бы был конец рассказ, если рядом не было бы воробьихи?
III. Оздоровительная минутка: «Гора»
IV. Запомните!
Для того чтобы понять другого человека, надо очень немного: желание по
доброму его выслушать.
V. Творческая часть: рисуем то, что нам запрещают делать всегда или очень
часто.
VI. Игра
Почему нам запрещают:
1. Сидеть долго за компьютером?
2. Смотреть телевизор с близкого расстояния?
3. Читать при плохом освещении?
4. Гулять зимой без шапки и рукавиц?
5. Есть много сладкого?
VII. Итог