Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.
Оценка 4.6

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
10 кл
11.10.2017
Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.
Целью урока является формирование у учащихся умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития); характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей и обществознанием; практически применять сформированные знания; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать; развивать у учащихся навык работы с атласом.формировать у учащихся умения: по работе с научными понятиями; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития); характеризовать основные этапы развития политической карты мира; устанавливать межпредметные связи географии с историей и обществознанием; практически применять сформированные знания; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать; 6) развивать у учащихся навык работы с атласом;
Конспект урока по географии на тему Политическая карта мира Многообразие стран современного мира.doc
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Министерство образования и науки Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Профессиональное училище с. Домашка» Урок географии Тема урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира. Подготовила: Преподаватель географии I квалификационной категории Егорова Н.П. 2 2017  Политическая   карта   мира.   Многообразие   стран Тема   урока: современного мира. Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Сформировать у обучающихся основные представления о современной   политической   карте   мира,   как   итоге   многовекового столкновения   сфер   влияния   могущественных   государств;   познакомиться   с многообразием стран мира. Задачи урока: ­ обучающие: 1)   организовать   деятельность обучающихся   для   самостоятельного определения  понятия «Политическая карта мира»; для анализа политических карт; 2) сформировать у учащихся знания о факторах, оказывающих влияние на  изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической  периодизации политической карты мира;  3) изучить основные критерии классификации стран мира; 4)   познакомить   учащихся   с   понятиями   «валовый   внутренний   продукт», «суверенное государство»; 5)   формировать   у   учащихся умения:   по   работе   с   научными   понятиями; поисковой   деятельности   (нахождения   и   применения   географической информации   для   правильной   оценки   важнейших   социально­экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития); характеризовать   основные   этапы   развития   политической   карты   мира;  устанавливать   межпредметные   связи   географии   с   историей   и 3 обществознанием; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать;    практически   применять   сформированные   знания;  6) развивать у учащихся навык работы с атласом;  ­развивающие:  1) развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к географии,  используя современный и исторический материал по важнейшим  географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран;  2) развивать у школьников с учетом географической специфики словесно  логическое и образное мышление, память, воображение, внимание; 3) развивать устную речь. ­воспитательные:  1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других,  высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью  фактов и дополнительных сведений; 2) побудить учащихся критически осмыслить политические события,  происходящие в мире;  3) формировать мировоззрение учащихся;  4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное  отношение к учебному труду; 5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность  учащихся;  Методы обучения: проблемное обучение, индуктивный, фронтальный опрос,  индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, учебная  дискуссия, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся,  Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,  групповая. Оборудование: политическая карта мира, атласы, контурные карты,    задания, компьютер, проектор, электронная презентация. 4 1.                Организационный этап Ход урока: Учитель   приветствует   учащихся,   отмечает   отсутствующих,   просит проверить наличие необходимых принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и контурная карта, ручки. 2.                Активизация познавательной деятельности. Сегодня нам пригодятся ваши знания по обществознанию. Кроме того те, кто смотрят новости, интересуются тем, «что творится в мире» ­ имеют шанс сегодня и на последующих уроках отличиться. Итак – приступаем к работе. 3.                Определение темы урока Что является основным источником знаний в географии? ­ географическая карта Какая   карта   является   наиболее   важной   в   курсе   «Экономическая   и социальная география мира»? ­ Политическая карта мира А что является главным объектом на политической карте мира? ­ Страны Итак, тема урока: «Политическая карта мира. Многообразие   стран   на политической карте мира», запишите число и тему урока себе в тетрадь. 4.                Постановка целей и задач урока Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   с   этапами   формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.  Изучение нового материала.   5.             Учитель: Сначала   разберёмся   с   главным   понятием  урока– политическая карта мира (далее ПКМ) .  Давайте попробуем с моей помощью дать определение понятию ПКМ. Для этого нам нужно перечислить 5 существенные   признаки   понятия   ПКМ.   Поможет   нам   в   определении   этих признаков   атласы с изображением политической карты мира. Откройте их.   Что Учащиеся: Государства, вы   видите   на   карте?   их   границы,   столицы,   крупные   города. Учитель: Правильно! Теперь, когда вы указали признаки ПКМ, можно дать определение этому понятию. ПКМ ­ это географическая карта, на которой изображены   страны,   их   границы,   столицы   и   крупные   города.  Однако ПКМ – это не только географическое, но и историко­географическое понятие,   так   как   политическая   карта,   по   сути,   является   географическим отражением   исторического   процесса.   Любые   исторические   процессы предполагают изменение чего­либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве. (Работа с учебником). К количественным нужно отнести изменения  общей численности государств, а также изменения площади стран. К  качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран (рис. 31). Но географов больше интересуют  количественные изменения, так как именно они приводят  к изменению  политических карт. Что выступало главной причиной  количественных  изменений на ПКМ, то есть что приводило к изменению границ,  формированию новых государств? Учащиеся (высказывают гипотезы): Причин множество, однако, главными  из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых  территорий и др.  Учитель:  Ваши рассуждения, ребята, правильные. Главным фактором, то  есть причиной,  изменений на ПКМ являлись войны. А теперь давайте  разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно  использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания.  Учащиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают 6 войны религиозного, расового и этнического характера. Учитель: Ответ верный. Теперь перейдём к следующему вопросу. Если ПКМ является историко­географическим понятием, то для каждого исторического  периода была своя ПКМ. Вспомните из курса истории, какие главные  исторические периоды принято выделять по господствующему типу  общественного мышления.  Учащиеся: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный. Учитель: Правильно. Примерно такая же периодизация характерна для  ПКМ. А теперь ребята давайте посмотрим, что собой представляла ПКМ на  каждом историческом этапе. Для начала мы рассмотрим первые три этапа  истории: Древний, Средневековый и Новый. Ваша задача сравнить ПКМ на  этих этапах исторического развития. Сравнение этапов нужно провести по  трём критериям: 1) чёткость границ; 2) присутствие неизвестных и ничейных  территорий («белых пятен»); 3) количество стран. Ученики рассказывают об этапах формирования ПКМ, остальные  выполняют задание №1 Учитель: Сделаем вывод. Ученики: 1) отсутствие чётких границ; 2) наличие множества «белых пятен»;  3) небольшое количество государств. Учитель: Верно! Следующие этапы исторически ближе к нашему времени.  Это Новейший этап и Современный этап . Эти этапы уходят корнями в начало XX века. Обратите внимание на карту Европы 1914 и 1923 года. Ваша задача – указать основные изменения, произошедшие на ПКМ. Рекомендуется активно  использовать знания из курса истории 9­го класса. Ученики: Распалась Автро­Венгерская империя, образовались Чехословакия  и Югославия, сильно изменились границы Румынии; Финляндия и Польша  вышли из состава России.  Мы видим, что независимость от России получили  государства Прибалтики: Эстония, Латвия и Литва. Независимость от  7 Великобритании получила Ирландия. Румыния аннексировала Бессарабию  (Молдавию).   Учитель: Какие исторические события Новейшего этапа повлияли на  формирование ПКМ? Учащиеся: Кроме Первой мировой войны, важным событиями также были:  Вторая мировая война и Холодная война, по итогам которой мир был поделён по идеологическому критерию на две крупные группировки стран:  1) Страны  Социалистического лагеря (СССР, ГДР, КНДР, Китай, Страны Восточной  Европы и др.); 2) Капиталистические страны (США,ФРГ, Республика Корея,  Страны Западной Европы, Япония и др.). Многие страны Азии и Африки  получают суверенитет от метрополий: Индия, Пакистан, Алжир и др.  Учитель: Следующее. Наиболее близким нам является Современный этап.  Его начало связано с распадом СССР на 15 независимых стран. Назовите эти  государства.  Учащиеся: Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония,  Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения,  Казахстан, Узбекистан,  Туркмения, Киргизия, Таджикистан.  Учитель: Верно. В рамках этого же этапа, развал СССР по цепной реакции  приводит к объединению Германии (1990 г.), распаду Чехословакии (1993 г.)  и распаду Югославии (1989­2008 гг.). В мире возникает множество  непризнанных и частично­признанных государств: Абхазия, Южная Осетия,  Приднестровье, Косово. Ребята, а сейчас попытайтесь вспомнить самые последние изменения на ПКМ, свидетелями которых были вы сами. Быть может вы могли слышать о них в  СМИ или от учителей истории и обществознания?  Ученики: Самыми последними изменениями стали: Образование Косово  (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым  (2014) 8 Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать по особенностям последних  этапов формирования ПКМ? Вы можете использовать те же критерии,  которые мы использовали при характеристике первых трёх этапов развития  ПКМ.   Учащиеся: 1) На ПКМ почти не осталось «белых пятен»; 2) Границы между  странами стали более чёткими; 3) Существенно возросло количество стран на  ПКМ.  Учитель:  Давайте   подведем   некоторые итоги     1   части   урока   по политической карте: ­ политическая   карта –   отражает   главные   политико­географические изменения; ­ в результате изменений образуются суверенные государства, какие­то объединяются, или наоборот распадаются; ­   политическая   карта   является   неиссякаемым   источником изучения политической географии. Познакомившись с политической картой, мы убедились, что существует огромное количество стран в современном мире.  Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из   230   государств   их   уже   192.   Остальные   государства   – несамоуправляющиеся   территории   ­   преимущественно   «осколки»   бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США. Учитель: А какое государство называется «суверенным»? Учащиеся:  Суверенное   государство   –   политически   независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах. Учитель:  Так,   как   стран   в   мире   очень   много,   то   возникла необходимость   в   их   группировке,   которая   проводится   на   основе   разных количественных критериев и качественных показателей.  9 Давайте   определим   критерии   классификации     (В   тетради   учащиеся   На   основе   количественных   критериев   наиболее рисуют   схему). распространена   группировка   стран   по   величине   (площади)   территории   (7 стран с  S  территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши. ЗАДАНИЕ: Назовите семь самых крупных стран по S территории.   Учащиеся: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один   из   учеников   зачитывает,   а   учитель   показывает   государства   на политической карте.) Учитель:  По   численности   населения   выделяются   11   самых   крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия,   Бразилия,   Пакистан,   Бангладеш,   Россия,   Япония,   Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.) Учитель:  Нередко   применяется   группировка   стран   по   особенностям ГП. Различают: страны­архипелаги (расположены на архипелаге), островные (расположены на островах), полуостровные (расположены на полуостровах), лишенные   выхода   к   морю   (внутриконтинентальные),   приморские   (имеют выход в море или океан). (По ходу объяснения учащиеся приводят примеры стран этих групп) Учащиеся выполняют задание №2 Учитель: На основе качественных показателей страны подразделяют на:    Экономически развитые Развивающиеся Страны с переходной экономикой Что является основным критерием такой типологии? (найти в учебнике) Учащиеся:  уровень   социально­экономического   развития,   который определяется показателем валового внутреннего продукта 10 (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США (Записать определение в тетради).  К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и   Эта   группа   стран   отличается   значительной   внутренней Океании. неоднородностью  и в её составе можно выделить три подгруппы. К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп. И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой. ЗАДАНИЕ. С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний): 1 ряд – подгруппы  экономически развитых стран  2 ряд – подгруппы развивающихся стран  3 ряд – страны с переходной экономикой  Учащиеся: Подгруппы экономически развитых стран:  «Большая   семерка»   стран   Запада:   США,   Япония,   ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности  Менее крупные страны Западной  Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них   такой же, как в странах «большой семерки» ­ Швейцария, Австрия. Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР –   бывшие   переселенческие   колонии   (доминионы)   Великобритании, которые не знали феодализма (страны переселенческого капитализма). Обычно к этой группе причисляют и Израиль К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий в которых проживает около 3/5 мирового населения, в основном это страны 11 Азии,   Африки,   Латинской   Америки,   Океании.   Большинство   из   них   были колониями и завоевали независимость после второй мировой войны. Развивающиеся   страны   называют   “третьим   миром”, его подразделяют на шесть подгрупп:              Подгруппы развивающихся стран:  1.Ключевые страны­ Индия, Мексика, Бразилия. Это лидеры “третьего мира”,   обладающие   огромным   природным,   людским   и   экономическим потенциалом. Эти страны производят столько же промышленной продукции, сколько производят все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой   показатель   ВВП   ниже,   чем   в   экономически   развитых   странах.   В Индии он составляет350 долларов . 2.Страны   с   душевым   показателем   ВВП   более   1   тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.) 3.   Новые   индустриальные   страны,   добившиеся   большого   скачка   в социально­   экономическом   развитии   в   80­   90   годах.   Первые   НИС   это   – Сингапур,   Республика   Корея,   Тайвань,   Гонконг,   Второй   эшелон   НИС   – Малайзия,   Таиланд,   Индонезия.   Эти   Страны   Азии   получили   прозвище “азиатские драконы”. 4.   Нефтеэкспортирующие   страны,   которые   за   счет   продажи   нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго ­ Западной   Азии   –  Саудовская   Аравия,  Кувейт,  Катар,  Иран,   ОАЭ.  К   этой подгруппе относят и страны Северной Африки ­ Ливию, Алжир, Бруней, и т.д. 5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1 тыс.долларов в гол. В основном это страны Африки. 6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Их иногда называют “четвертым миром”. В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3   взрослого   населения   неграмотно.   Среднедушевой   показатель   ВВП составляет 100­300 долларов в год. 12 Страны с переходной экономикой Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По   своим   социально­экономическим   показателям   большинство   стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии относятся к экономически развитым. Среди страны СНГ есть и экономически развитые (Россия), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Итак, подведем некоторые итоги     2 части урока по типологии стран мира: ­ большинство стран – это независимые государства; ­ типологию стран   можно   провести   –   по   территории,   по   численности населения,   по   географическому   положению,   по   уровню   социально­ экономического развития.    Домашнее задание 6.             Вашим   домашним   заданием   сегодня   будет   следующее:   во­первых, изучите материал учебника, выучите те определения, которые мы записали в тетрадь,   выучите   всю   номенклатуру   (страны   и   их   столицы),   которую   мы сегодня упоминали на уроке, отметить на контурной карте. Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств  мира (микрогосударства). Отметить   на   контурной   карте   одиннадцать   крупнейших   стран   по численности   населения,   страны­гиганты   по   площади,   страны   «большой семерки».    Рефлексия 7.             Итак, что сегодня вы узнали нового?  Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать? На сегодня – все. Спасибо за внимание.  13 Задание №1 Найдите соответствия в периодах формирования политической карты мира.  Занесите данные в таблицу Древний Средневековой Новый 1. До V века  2. ХVI­ХIХ века   3. V­ ХVI век  4. Рабовладельческий строй  5. Зарождение, подъем и утверждение капитализма 14 6. Феодализм  7. Международные хозяйственные связи  8. Складывается внутренний рынок  9. Развитие и крушение первых государств  10. Стремление феодальных государств к захвату территорий На основе политической карты в атласе выпишите: Задание №2 7 самых больших по площади стран мира  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 полуостровных стран  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 островных стран  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 стан – архипелагов  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5 внутриконтинентальных  государств  _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Опорный конспект к теме: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного  мира. Группировка стран по признакам 15 Типология стран по социально­экономическому развитию Развитые страны 16 Развивающиеся страны 17

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.

Конспект урока: Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира.

Конспект  урока: Политическая карта мира.  Многообразие стран современного мира.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2017