Конспект урока по химии в 8 классе в теме "Чистые вещества и смеси" (авторы: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - 2-е издание, Дрофа, 2013-2019г. параграф 24) "Очистка загрязнённой поваренной соли". Очень интересный получился урок.
Урок № 30
Тема урока: «Очистка загрязненной поваренной соли».
Цель урока: научить простейшим способам очистки веществ: фильтрованию, выпариванию, растворению на
примере смеси поваренной соли и песка
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Познакомить с простейшими способами очистки веществ
2. Развивать умения проводить мини – исследование
3. Развивать умения анализировать, объяснять, сопоставлять, формулировать выводы
4. Формировать навыки самоконтроля
5. Соблюдать правила по технике безопасности
Методы: словесный, наглядный, рефлексивный
Оборудование и вещества: учебник О.С. Габриелян «Химия» 8 класс, сухое горючее, спички, воронка, фильтр,
фарфоровая чашка для выпаривания, держатель, стеклянная палочка, стакан химический, загрязненная соль, вода,
колба, мерный цилиндр, загрязнённая поваренная соль, дистиллированная вода.
Формы работы на уроке: индивидуальная, практическая работа, эксперимент, работа в парах
Планируемые результаты обучения:
Предметные УУД
Уметь выполнять практическую работу по алгоритму; оформлять отчёт и делать выводы по итогам практической
работы; освоить простейшие способы очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.
Личностные УУД
Принять правила на уроке; проявлять интерес к новым знаниям; уметь применять ранее изученную информацию в
новой учебной ситуации; формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобрести
новые знания.
Метапредметные УУД
Познавательные
Анализировать и развивать умение применять полученные знания в практической работе, выделять в полученной
информации главное
Регулятивные
Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умения оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные
Высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; учиться критично относиться к
своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково), корректировать его; умение работать в
группе.
Тип урока: урок практикум (практическая работа)
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин)
Отмечаю отсутствующих. Подготавливаю учащихся к работе на уроке.
2. Мотивационный этап (1 мин)
— Здравствуйте ребята!
«Слеп физик без математики, сухорук без химии…», − говорил Михаил Васильевич Ломоносов.
Спустя много лет, другой русский ученый Владимир Иванович Вернадский продолжил эту мысль
словами: «…рост научного знания быстро стирает грани между отдельными науками, между
теорией и практикой».
Химию вы изучаете совсем не долго, но уже имеете первоначальные теоретические знания
об этом предмете. Для более прочного усвоения химии необходимо применять эти знания напрактике, ведь не даром говорят – химия вокруг нас. Это утверждение подтвердила тема прошлого
урока – СМЕСИ. С ними мы сталкиваемся каждый день – в школе, на улице, дома.
3. Актуализация опорных знаний (7 мин) (составляющей понятийную базу по теме)
Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и
для их устранения.
[перед началом урока на доске записать слово «Тема», а так же домашнее задание с обратной
стороны доски несколько примеров различных смесей ( однородных и неоднородных) ]
Как вы уже знаете в природе чистые вещества не встречаются, они существуют в виде смесей. Вам известно
два вида смесей. [однородные и неоднородные]
Обратите внимание на ваши рабочие места.
У каждого есть ЛИСТОК ОПОРНОГО
КОНСПЕКТА. Сегодня на уроке, при проверке д/з и при изучении нового материала мы будем
работать В НЁМ. Подпишите свою «Фамилию и имя». Вы наверняка заметили в листе есть
пропуски [вот они, показываю]: сейчас вам предстоит ответить на пять вопросов по д/з. Можете
смотреть в ЛОК!
[готовы? начали!]
— Смесь, в которой граница между веществами не заметна называется [однородной, приведите свой
пример данной смеси] [свой ответ в ЛОК]
— Смесь, в которой частицы твёрдого вещества видны невооружённым глазом называется
[неоднородной, приведите свой пример данной смеси] [свой ответ в ЛОК]
— Для чего же нужны чистые вещества?
производств, для нужд фармакологии и медицины] [свой ответ в ЛОК]
[для лабораторных исследований, промышленных
В будний день каждый из вас идёт в школу. Иногда этот поход затягивается изза такого явления, как
гололёд. А замечали ли вы когда – нибудь чем рабочие посыпают улицы, чтобы вам, и жителям нашего
города было комфортно передвигаться к месту учёбы или работы?!
[ответы учеников] Абсолютно верно! Дороги посыпают солью! Или чаще всего смесью соли и
песка!
Мне удалось добыть ту самую смесь соли и песка. Вот она! [демонстрация]
— Смесь поваренной соли и песка относится к какому виде смесей? [неоднородной]
[свой ответ в ЛОК]
— Какими химическими методами, изученными на том уроке, будем разделять смесь? [растворение,
фильтрование, выпаривание] [свой ответ в ЛОК]
[Давайте проверим себя и свои знания! Обменяйтесь своим ЛОК с соседом по парте, возьмите
в руку ручку другого цвета или карандаш. Вот правильные ответы:
1. ПРИМЕР УЧЕНИКА ОДНОРОДНОЙ СМЕСИ
2. ПРИМЕР УЧЕНИКА НЕОДНОРОДНОЙ СМЕСИ
3. для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины
4.Неоднородной
5.Растворение, фильтрование, выпаривание ]
— Ктонибудь знает формулу этого поваренной соли? [NaCl]
— К какому классу оно относится? [соли]— Где же содержится много соли на Земле? [сообщение ученика ]
[Сегодня на уроке мы с вами будем работать со смесью поваренной соли и песка. Как вы думаете,
ребята. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?!] [Правильно!]
Тема сегодняшнего урока: «Очистка загрязненной поваренной соли». [записать на доске]
— Как вы думаете, ребята, какова цель нашего сегодняшнего урока? [научиться разделять смеси на
составные части; узнать простейшие способы очистки веществ – фильтрование, отстаивание,
растворение] [запись темы и цели в ЛОК]
— Какие задачи помогут нам достичь цели? [определить способы разделения смеси; их
последовательность; виды смесей]
— Какие правила по технике безопасности мы должны соблюдать ? [вызвать учеников, которые
расскажут правила. ПАМЯТКИ У КАЖДОГО НА СТОЛАХ]
4.Практическая работа (20 мин)
[ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ В ЛОК практическую работу вы будете оформлять в виде таблицы. Она
состоит из трёх столбцов: Что делали?, Рисунки, Что наблюдали?. Таблицу – заполнять в ходе
практической. В конце урока будет необходимо записать ВЫВОД. Будьте внимательны!!]
[Как вы думаете, каким из трех методов мы воспользуемся вначале??]
[Растворение в воде, потом фильтрование и выпаривание]
— А работать химичить сегодня будут Арина и Алексей! [с начала урока сидят в халатах, выходят к доске]
Что делали?
Очистить загрязнённую
Цель:
поваренную соль от песка
Задание №1. Растворение в воде
В ёмкость с
загрязнённой
поваренной солью прилили воду и
перемешали стеклянной палочкой до
растворения соли
Задание №2. Фильтрование
Подготовить бумажный фильтр.
Для этого сверните его пополам и, не
разворачивая, еще раз пополам. Разверните
полученный конус так, чтобы с одной
стороны был один слой бумаги, а с другой –
три слоя. Вложите фильтр в воронку.
Раствор соли с песком аккуратно
пропустите через бумажный фильтр,
чтобы очистить раствор от
загрязнений
Рисунки
Что наблюдали?
Что наблюдали?
Что произошло с речным песком, с
поваренной солью?
Прибор для фильтрования
Что наблюдали во время
фильтрования?
Что получили в результате
фильтрования?
На фильтре:
В колбе:Задание №2. Выпаривание
Очищенный раствор переместить в
чашу для выпаривания, которая с
помощью штатива закреплена над
сухим горючим, дождаться кипения,
а потом выкипания воды.
(сделайте рисунок установки, с
помощью которой мы получили
чистую соль. Подпишите: штатив,
кольцо, фарфоровую чашку, сухое
горючее, соль)
Что наблюдали?
Куда исчезла вода?
Что осталось в фарфоровой чашке?
[Учащиеся самостоятельно под руководством учителя делают вывод. Нужно вставить
пропущенные слова]
Вывод:
Целью нашей работы было………………………………………………………… . Чтобы
разделить смесь песка и поваренной соли мы воспользовались следующими способами:
…………………… , ………………. , ………………….. . Сначала мы ……………………. смесь в
воде, затем ………………………... её, отделив крупные частицы песка от раствора соли, а потом
………………………. воду, оставив в фарфоровой чашке только …………………………….. .
Мы ……………….. цели и справились с поставленным заданием. [Достигли цели?]
5.Проверка ЗиУ (5 мин)
[Похвалить, сказать про оценку тем, кто отвечал в ходе урока (поставить «+» в первый столбец).
Поставить в ЛОК оценку «Как вы оцениваете себя при выполнении работы» в 3 СТОЛБЕЦ. Во втором
и последнем столбцах я поставлю оценку после проверки этого листа]
[Переходим к ДЗ]
6. Домашнее задание (3 мин) [написать на доске]
обязательное: §26, задание №3 (письм.) и творческое: составить кроссворд по теме «Физические явления
в химии»
7.РЕФЛЕКСИЯ! (круги ИЛИ квадраты настроение на уроке ) (2 мин)
[у каждого из вас на столе лежат квадраты двух цветов ЗЕЛЁНОГО и РОЗОВОГО. Я хочу узнать ваше
настроение, с чем вы покинете этот урок. Если урок вызвал положительные эмоции, всё было понятно –
поднимите ЗЕЛЁНЫЙ квадрат, если урок вызвал трудности, с которыми мы, конечно справимся на
последующих уроках РОЗОВЫЙ квадрат. ]
[И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.]
[Урок окончен. До свидания]Итого: (39 мин)