КОНСПЕКТ Урока Практическая работа Очистка загрязнённой поваренной соли

  • Лабораторные работы
  • doc
  • 10.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по химии в 8 классе в теме "Чистые вещества и смеси" (авторы: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - 2-е издание, Дрофа, 2013-2019г. параграф 24) "Очистка загрязнённой поваренной соли". Очень интересный получился урок.
Иконка файла материала ОП.КОНСПЕКТ Урока Практическая работа Очистка загрязнённой поваренной соли.doc
Урок № 30 Тема урока: «Очистка загрязненной поваренной соли». Цель  урока: научить   простейшим   способам   очистки   веществ:   фильтрованию,     выпариванию,   растворению   на примере смеси поваренной соли и песка   ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Познакомить с простейшими способами очистки веществ  2. Развивать умения проводить мини – исследование 3. Развивать умения анализировать, объяснять, сопоставлять, формулировать выводы 4. Формировать  навыки самоконтроля 5. Соблюдать правила по технике безопасности Методы: словесный, наглядный,  рефлексивный Оборудование и вещества: учебник О.С. Габриелян «Химия» 8 класс, сухое горючее, спички, воронка, фильтр, фарфоровая чашка для выпаривания, держатель, стеклянная палочка, стакан химический, загрязненная соль, вода, колба, мерный цилиндр, загрязнённая поваренная соль, дистиллированная вода.  Формы работы на уроке: индивидуальная, практическая работа, эксперимент, работа в парах Планируемые результаты обучения:  Предметные УУД  Уметь выполнять практическую   работу по алгоритму; оформлять отчёт и делать выводы по итогам практической работы; освоить простейшие способы очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.  Личностные УУД Принять правила на уроке; проявлять интерес к новым знаниям; уметь применять ранее изученную информацию в новой учебной ситуации; формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания.  Метапредметные УУД Познавательные Анализировать   и   развивать   умение   применять   полученные   знания   в   практической   работе,   выделять   в   полученной информации главное Регулятивные Развивать   способности   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   и   практических   умений,   умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умения оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные Высказывать  свою  точку  зрения,   приводить  аргументы,  подтверждая  их фактами;   учиться  критично  относиться  к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково), корректировать его; умение работать в группе. Тип урока: урок ­ практикум (практическая работа) Ход урока 1.Организационный момент (1 мин) Отмечаю отсутствующих. Подготавливаю учащихся к работе на уроке. 2. Мотивационный этап (1 мин) —  Здравствуйте ребята! «Слеп физик без математики, сухорук без химии…», − говорил Михаил Васильевич Ломоносов. Спустя много лет, другой русский ученый Владимир Иванович Вернадский продолжил эту мысль словами:   «…рост   научного   знания   быстро   стирает   грани   между   отдельными   науками,   между теорией и практикой». Химию вы изучаете совсем не долго, но уже имеете  первоначальные теоретические знания об   этом   предмете.   Для   более   прочного   усвоения   химии   необходимо   применять   эти   знания   напрактике, ведь не даром говорят – химия вокруг нас. Это утверждение подтвердила тема прошлого урока – СМЕСИ. С ними мы сталкиваемся каждый день – в школе, на улице, дома. 3. Актуализация опорных знаний (7 мин) (составляющей понятийную базу по теме) Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. [перед   началом   урока  на   доске   записать  слово   «Тема»,  а   так   же  домашнее  задание  с   обратной стороны доски несколько примеров различных смесей ( однородных и неоднородных) ] Как вы уже знаете в природе чистые вещества не встречаются, они существуют в виде смесей. Вам известно два вида смесей. [однородные и неоднородные] Обратите   внимание   на   ваши   рабочие   места.     У   каждого   есть   ЛИСТОК   ОПОРНОГО КОНСПЕКТА.  Сегодня на уроке,  при проверке д/з и при изучении нового материала  мы будем работать В НЁМ. Подпишите свою «Фамилию и имя». Вы наверняка заметили в листе есть пропуски [вот они, показываю]: сейчас вам предстоит ответить на пять вопросов по д/з. Можете смотреть в ЛОК! [готовы? начали!] — Смесь, в которой граница между веществами не заметна называется  [однородной, приведите свой пример данной смеси]                                                            [свой ответ в ЛОК]               —  Смесь,   в   которой   частицы   твёрдого   вещества   видны   невооружённым   глазом   называется [неоднородной, приведите свой пример данной смеси]      [свой ответ в ЛОК] —   Для   чего   же   нужны   чистые   вещества?   производств, для нужд фармакологии и медицины]          [свой ответ в ЛОК]  [для   лабораторных   исследований,   промышленных В будний день каждый из вас идёт в школу. Иногда этот поход затягивается из­за такого явления, как гололёд.  А замечали ли вы когда – нибудь чем рабочие посыпают улицы, чтобы вам, и жителям нашего города было комфортно передвигаться к месту учёбы или работы?! [ответы учеников]       Абсолютно верно! Дороги посыпают солью!   Или чаще всего смесью соли и песка! Мне удалось добыть ту самую  смесь соли и песка. Вот она! [демонстрация]  — Смесь поваренной соли и песка относится к какому виде смесей? [неоднородной]                                                                                                                                                [свой ответ в ЛОК] — Какими химическими методами, изученными на том уроке, будем разделять смесь? [растворение,  фильтрование, выпаривание]                                                                                               [свой ответ в ЛОК]   [Давайте проверим себя и свои знания! Обменяйтесь своим ЛОК с соседом по парте, возьмите в руку ручку другого цвета или карандаш. Вот правильные ответы: 1. ПРИМЕР УЧЕНИКА ОДНОРОДНОЙ СМЕСИ 2. ПРИМЕР УЧЕНИКА НЕОДНОРОДНОЙ СМЕСИ 3. для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины 4.Неоднородной 5.Растворение, фильтрование, выпаривание ] — Кто­нибудь знает формулу этого поваренной соли?  [NaCl] — К какому классу оно относится?  [соли]— Где же содержится много соли на Земле?  [сообщение ученика ] [Сегодня на уроке мы с вами будем работать со смесью поваренной соли и песка.   Как вы думаете, ребята. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?!]                    [Правильно!] Тема сегодняшнего урока: «Очистка загрязненной поваренной соли». [записать на доске]  — Как вы думаете, ребята, какова цель нашего сегодняшнего урока? [научиться разделять смеси на составные   части;   узнать   простейшие   способы   очистки   веществ   –   фильтрование,   отстаивание, растворение]                                                                                           [запись темы и цели  в ЛОК] —  Какие   задачи   помогут   нам   достичь   цели?  [определить   способы   разделения   смеси;   их последовательность; виды смесей] —  Какие правила по технике  безопасности  мы должны соблюдать  ?  [вызвать   учеников,   которые расскажут правила. ПАМЯТКИ У КАЖДОГО НА СТОЛАХ]   4.Практическая работа (20 мин) [ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ В ЛОК практическую работу вы будете оформлять в виде таблицы. Она  состоит из трёх столбцов: Что делали?, Рисунки, Что наблюдали?. Таблицу – заполнять в ходе  практической.  В конце урока будет необходимо записать ВЫВОД. Будьте внимательны!!]  [Как вы думаете, каким из трех методов мы воспользуемся  вначале??]                                                                                                                                         [Растворение в воде, потом фильтрование и выпаривание] — А работать ­ химичить сегодня будут Арина и Алексей! [с начала урока  сидят в халатах, выходят к доске]  Что делали?    Очистить   загрязнённую Цель:   поваренную соль от песка Задание №1. Растворение в воде В   ёмкость   с   загрязнённой поваренной   солью   прилили   воду   и перемешали стеклянной палочкой до растворения соли Задание №2. Фильтрование Подготовить   бумажный   фильтр. Для   этого   сверните   его   пополам   и,   не разворачивая,   еще   раз   пополам.   Разверните полученный   конус   так,   чтобы   с   одной стороны был один слой бумаги, а с другой – три   слоя.   Вложите   фильтр   в   воронку. Раствор   соли   с   песком  аккуратно пропустите через бумажный фильтр, чтобы   очистить   раствор   от загрязнений Рисунки Что наблюдали?  Что наблюдали?  Что произошло с речным песком, с  поваренной солью? Прибор для фильтрования Что наблюдали во время  фильтрования?  Что получили в результате  фильтрования? На фильтре: В колбе:Задание №2. Выпаривание Очищенный   раствор   переместить   в чашу   для   выпаривания,   которая   с помощью   штатива   закреплена   над сухим горючим, дождаться кипения, а потом выкипания воды. (сделайте рисунок установки, с помощью которой мы получили чистую соль. Подпишите: штатив, кольцо, фарфоровую чашку, сухое горючее, соль) Что наблюдали?  Куда исчезла вода? Что осталось в фарфоровой чашке? [Учащиеся   самостоятельно   под   руководством   учителя   делают   вывод.   Нужно   вставить пропущенные слова] Вывод:   Целью   нашей   работы   было…………………………………………………………   .   Чтобы разделить   смесь   песка   и   поваренной   соли   мы   воспользовались   следующими   способами: …………………… , ………………. , ………………….. . Сначала мы ……………………. смесь в воде, затем ………………………... её, отделив крупные частицы песка от раствора соли, а потом ……………………….   воду,   оставив   в   фарфоровой   чашке   только   ……………………………..   . Мы ……………….. цели и справились с поставленным заданием. [Достигли цели?] 5.Проверка ЗиУ  (5 мин)      [Похвалить, сказать про оценку тем, кто отвечал в ходе урока (поставить «+» в первый столбец).  Поставить в ЛОК оценку «Как вы оцениваете себя при выполнении работы» в 3 СТОЛБЕЦ. Во втором  и последнем  столбцах я поставлю оценку после проверки этого листа] [Переходим к ДЗ] 6. Домашнее задание (3 мин) [написать на доске]  обязательное:  §26, задание №3 (письм.) и творческое: составить кроссворд по теме «Физические явления в химии» 7.РЕФЛЕКСИЯ! (круги ИЛИ квадраты ­ настроение на уроке )  (2 мин) [у   каждого   из  вас   на   столе   лежат   квадраты   двух   цветов     ЗЕЛЁНОГО   и   РОЗОВОГО.   Я   хочу   узнать   ваше настроение,   с   чем   вы   покинете   этот   урок.   Если   урок   вызвал   положительные   эмоции,   всё   было   понятно   – поднимите   ЗЕЛЁНЫЙ     квадрат,   если   урок   вызвал   трудности,   с   которыми   мы,   конечно   справимся   на последующих уроках ­ РОЗОВЫЙ квадрат. ] [И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.] [Урок окончен. До свидания]Итого: (39 мин)