Конспект урока по химии в 8 классе в теме "Чистые вещества и смеси" (авторы:  Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. - 2-е издание, Дрофа, 2013-2019г.  параграф 24) "Очистка загрязнённой поваренной соли".  Очень интересный получился урок.
            
        
        
        
                    
                
                    Урок № 30
Тема урока: «Очистка загрязненной поваренной соли».
Цель  урока:  научить   простейшим   способам   очистки   веществ:   фильтрованию,     выпариванию,   растворению   на
примере смеси поваренной соли и песка  
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Познакомить с простейшими способами очистки веществ 
2. Развивать умения проводить мини – исследование
3. Развивать умения анализировать, объяснять, сопоставлять, формулировать выводы
4. Формировать  навыки самоконтроля
5. Соблюдать правила по технике безопасности
Методы: словесный, наглядный,  рефлексивный
Оборудование и вещества: учебник О.С. Габриелян «Химия» 8 класс, сухое горючее, спички, воронка, фильтр,
фарфоровая чашка для выпаривания, держатель, стеклянная палочка, стакан химический, загрязненная соль, вода,
колба, мерный цилиндр, загрязнённая поваренная соль, дистиллированная вода. 
Формы работы на уроке: индивидуальная, практическая работа, эксперимент, работа в парах
Планируемые результаты обучения:
 Предметные УУД 
Уметь выполнять практическую   работу по алгоритму; оформлять отчёт и делать выводы по итогам практической
работы; освоить простейшие способы очистки веществ: растворение, фильтрование, выпаривание.
 Личностные УУД
Принять правила на уроке; проявлять интерес к новым знаниям; уметь применять ранее изученную информацию в
новой учебной ситуации; формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобрести
новые знания.
 Метапредметные УУД
Познавательные
Анализировать   и   развивать   умение   применять   полученные   знания   в   практической   работе,   выделять   в   полученной
информации главное
Регулятивные
Развивать   способности   к   самостоятельному   приобретению   новых   знаний   и   практических   умений,   умения
организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умения оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные
Высказывать  свою  точку  зрения,   приводить  аргументы,  подтверждая  их фактами;   учиться  критично  относиться  к
своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково), корректировать его; умение работать в
группе.
Тип урока: урок  практикум (практическая работа)
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин)
Отмечаю отсутствующих. Подготавливаю учащихся к работе на уроке.
2. Мотивационный этап (1 мин)
—  Здравствуйте ребята!
«Слеп физик без математики, сухорук без химии…», − говорил Михаил Васильевич Ломоносов.
Спустя много лет, другой русский ученый Владимир Иванович Вернадский продолжил эту мысль
словами:   «…рост   научного   знания   быстро   стирает   грани   между   отдельными   науками,   между
теорией и практикой».
Химию вы изучаете совсем не долго, но уже имеете  первоначальные теоретические знания
об   этом   предмете.   Для   более   прочного   усвоения   химии   необходимо   применять   эти   знания   напрактике, ведь не даром говорят – химия вокруг нас. Это утверждение подтвердила тема прошлого
урока – СМЕСИ. С ними мы сталкиваемся каждый день – в школе, на улице, дома.
3. Актуализация опорных знаний (7 мин) (составляющей понятийную базу по теме)
Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и
для их устранения.
[перед   началом   урока  на   доске   записать  слово   «Тема»,  а   так   же  домашнее  задание  с   обратной
стороны доски несколько примеров различных смесей ( однородных и неоднородных) ]
Как вы уже знаете в природе чистые вещества не встречаются, они существуют в виде смесей. Вам известно
два вида смесей. [однородные и неоднородные]
Обратите   внимание   на   ваши   рабочие   места.  
  У   каждого   есть   ЛИСТОК   ОПОРНОГО
КОНСПЕКТА.  Сегодня на уроке,  при проверке д/з и при изучении нового материала  мы будем
работать В НЁМ. Подпишите свою «Фамилию и имя». Вы наверняка заметили в листе есть
пропуски [вот они, показываю]: сейчас вам предстоит ответить на пять вопросов по д/з. Можете
смотреть в ЛОК!
[готовы? начали!]
— Смесь, в которой граница между веществами не заметна называется  [однородной, приведите свой
пример данной смеси]                                                            [свой ответ в ЛОК]              
—  Смесь,   в   которой   частицы   твёрдого   вещества   видны   невооружённым   глазом   называется
[неоднородной, приведите свой пример данной смеси]      [свой ответ в ЛОК]
—   Для   чего   же   нужны   чистые   вещества?  
производств, для нужд фармакологии и медицины]          [свой ответ в ЛОК]
 [для   лабораторных   исследований,   промышленных
В будний день каждый из вас идёт в школу. Иногда этот поход затягивается изза такого явления, как
гололёд.  А замечали ли вы когда – нибудь чем рабочие посыпают улицы, чтобы вам, и жителям нашего
города было комфортно передвигаться к месту учёбы или работы?!
[ответы учеников]       Абсолютно верно! Дороги посыпают солью!   Или чаще всего смесью соли и
песка!
Мне удалось добыть ту самую  смесь соли и песка. Вот она! [демонстрация] 
— Смесь поваренной соли и песка относится к какому виде смесей? [неоднородной]      
                                                                                                                                         [свой ответ в ЛОК]
— Какими химическими методами, изученными на том уроке, будем разделять смесь? [растворение, 
фильтрование, выпаривание]                                                                                               [свой ответ в ЛОК]  
[Давайте проверим себя и свои знания! Обменяйтесь своим ЛОК с соседом по парте, возьмите
в руку ручку другого цвета или карандаш. Вот правильные ответы:
1. ПРИМЕР УЧЕНИКА ОДНОРОДНОЙ СМЕСИ
2. ПРИМЕР УЧЕНИКА НЕОДНОРОДНОЙ СМЕСИ
3. для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины
4.Неоднородной
5.Растворение, фильтрование, выпаривание ]
— Ктонибудь знает формулу этого поваренной соли?  [NaCl]
— К какому классу оно относится?  [соли]— Где же содержится много соли на Земле?  [сообщение ученика ]
[Сегодня на уроке мы с вами будем работать со смесью поваренной соли и песка.   Как вы думаете,
ребята. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?!]                    [Правильно!]
Тема сегодняшнего урока: «Очистка загрязненной поваренной соли». [записать на доске] 
— Как вы думаете, ребята, какова цель нашего сегодняшнего урока? [научиться разделять смеси на
составные   части;   узнать   простейшие   способы   очистки   веществ   –   фильтрование,   отстаивание,
растворение]                                                                                           [запись темы и цели  в ЛОК]
—  Какие   задачи   помогут   нам   достичь   цели?  [определить   способы   разделения   смеси;   их
последовательность; виды смесей]
—  Какие правила по технике  безопасности  мы должны соблюдать  ?  [вызвать   учеников,   которые
расскажут правила. ПАМЯТКИ У КАЖДОГО НА СТОЛАХ]
 
4.Практическая работа (20 мин)
[ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ В ЛОК практическую работу вы будете оформлять в виде таблицы. Она 
состоит из трёх столбцов: Что делали?, Рисунки, Что наблюдали?. Таблицу – заполнять в ходе 
практической.  В конце урока будет необходимо записать ВЫВОД. Будьте внимательны!!] 
[Как вы думаете, каким из трех методов мы воспользуемся  вначале??]          
                                                                                                                            
 [Растворение в воде, потом фильтрование и выпаривание]
— А работать  химичить сегодня будут Арина и Алексей! [с начала урока  сидят в халатах, выходят к доске] 
Что делали? 
  Очистить   загрязнённую
Цель:  
поваренную соль от песка
Задание №1. Растворение в воде
В   ёмкость   с  
загрязнённой
поваренной   солью   прилили   воду   и
перемешали стеклянной палочкой до
растворения соли
Задание №2. Фильтрование
Подготовить   бумажный   фильтр.
Для   этого   сверните   его   пополам   и,   не
разворачивая,   еще   раз   пополам.   Разверните
полученный   конус   так,   чтобы   с   одной
стороны был один слой бумаги, а с другой –
три   слоя.   Вложите   фильтр   в   воронку.
Раствор   соли   с   песком  аккуратно
пропустите через бумажный фильтр,
чтобы   очистить   раствор   от
загрязнений
Рисунки
Что наблюдали? 
Что наблюдали? 
Что произошло с речным песком, с 
поваренной солью?
Прибор для фильтрования
Что наблюдали во время 
фильтрования? 
Что получили в результате 
фильтрования?
На фильтре:
В колбе:Задание №2. Выпаривание
Очищенный   раствор   переместить   в
чашу   для   выпаривания,   которая   с
помощью   штатива   закреплена   над
сухим горючим, дождаться кипения,
а потом выкипания воды.
(сделайте рисунок установки, с
помощью которой мы получили
чистую соль. Подпишите: штатив,
кольцо, фарфоровую чашку, сухое
горючее, соль)
Что наблюдали? 
Куда исчезла вода?
Что осталось в фарфоровой чашке?
[Учащиеся   самостоятельно   под   руководством   учителя   делают   вывод.   Нужно   вставить
пропущенные слова]
Вывод: 
 Целью   нашей   работы   было…………………………………………………………   .   Чтобы
разделить   смесь   песка   и   поваренной   соли   мы   воспользовались   следующими   способами:
…………………… , ………………. , ………………….. . Сначала мы ……………………. смесь в
воде, затем ………………………... её, отделив крупные частицы песка от раствора соли, а потом
……………………….   воду,   оставив   в   фарфоровой   чашке   только   ……………………………..   .
Мы ……………….. цели и справились с поставленным заданием. [Достигли цели?]
5.Проверка ЗиУ  (5 мин)     
[Похвалить, сказать про оценку тем, кто отвечал в ходе урока (поставить «+» в первый столбец). 
Поставить в ЛОК оценку «Как вы оцениваете себя при выполнении работы» в 3 СТОЛБЕЦ. Во втором 
и последнем  столбцах я поставлю оценку после проверки этого листа]
[Переходим к ДЗ]
6. Домашнее задание (3 мин) [написать на доске]
обязательное:  §26, задание №3 (письм.) и творческое: составить кроссворд по теме «Физические явления
в химии»
7.РЕФЛЕКСИЯ! (круги ИЛИ квадраты  настроение на уроке )  (2 мин)
[у   каждого   из  вас   на   столе   лежат   квадраты   двух   цветов     ЗЕЛЁНОГО   и   РОЗОВОГО.   Я   хочу   узнать   ваше
настроение,   с   чем   вы   покинете   этот   урок.   Если   урок   вызвал   положительные   эмоции,   всё   было   понятно   –
поднимите   ЗЕЛЁНЫЙ     квадрат,   если   урок   вызвал   трудности,   с   которыми   мы,   конечно   справимся   на
последующих уроках  РОЗОВЫЙ квадрат. ]
[И в завершении нашего урока я бы хотела поблагодарить всех за работу.]
[Урок окончен. До свидания]Итого: (39 мин)