Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом –чик-//-щик-»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно применять новые знания, познакомить учащихся с суффиксом –ЧИК-//ЩИК- и правилом написания букв Ч-Щ в суффиксах. Задачи:1. Обучающие: научиться узнавать суффиксы –ЧИК-ЩИК-; научить правильно писать суффиксы –ЧИК-ЩИК-; Устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч-Щ в суффиксах; 2.Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся. 3.Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока «Правописание существительных с суффиксом –чик­//­щик­» Класс: 5 Тема урока: «Правописание существительных с суффиксом –ЧИК­//­ЩИК» Базовый учебник: «Русский язык в 2­ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.  Шмелева, Москва. Издательский центр «Вентана Граф»,2013 год Программа под редакцией А.Д. Шмелева Понятия: орфограмма, орфографическое правило, суффикс. Цель: расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно применять новые знания, познакомить  учащихся с суффиксом –ЧИК­//ЩИК­ и правилом написания букв Ч­Щ в суффиксах. Задачи:1. Обучающие: научиться узнавать суффиксы –ЧИК­ЩИК­; научить правильно писать суффиксы –ЧИК­ЩИК­; Устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв Ч­Щ в суффиксах;               2.Развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.               3.Воспитательные: вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к  родному языку. Тип: урок усвоения новых знаний. Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группе.Необходимое техническое оборудование: компьютер,проектор, экран. Планируемые результаты:  Предметные Способность находить в словах  орфограмму­букву Ч­Щ в суффиксах  существительных­ ЧИК­ЩИК­, писать  слова с этой орфограммой, графически обозначать условия выбора  орфограммы. Метапредметные Преобразовывать  информацию(составлять схему,  алгоритм), анализировать, сравнивать,  делать выводы, строить рассуждения. Личностные Осознание эстетической ценности  русского языка, уважительное  отношение к языку, потребность  сохранить чистоту русского языка. № Этапы урока Цель Деятельность учителя Ход урока 1 Организационный  момент(2 мин.) Создать  благоприятную  атмосферу и  условия для  организации  включения  учащихся в  деятельность Приветствие  .Здравствуйте, ребята!  Рада видеть вас. Надеюсь,  что у вас хорошее  настроение и вы готовы  работать. Деятельность  обучающихся Приветствуют  учителя и друг  друга.  Включаются в  деловой ритм  урока. Планируемые  результаты( УУД) Личностные:  самоопределение Регулятивные:целеполагани е Коммуникативные:  планирование учебного  сотрудничества с учителем  и сверстниками. 2 Проверка  домашнего  Выявить уровень  усвоения  Выяснить, с какими  важными понятиями мы  Отвечают на  заданные  Личностные: самооценка Регулятивные: коррекциязадания(3 мин.) 3 Мотивация к  учебной  деятельности  (1мин.) обучающимися  материала,  подвести к  восприятию  нового. Создание условий для  возникновения  внутренней  потребности  получения знаний. 4 Актуализация  знаний (5мин.) Организовать  актуализацию  знаний   познакомились на  предыдущих уроках; с  какими трудностями   встретились при  выполнении домашнего  задания, что осталось  непонятным. Прозвенел звонок веселый,  Мы начать урок готовы.  Будем думать, рассуждать  И друг другу помогать. А теперь проверь дружок –  Ты готов начать урок?  Все ль на месте?  Все ль в порядке –  Ручка, книжка и  тетрадка? Все ли правильно сидят?   Все ль внимательно  глядят?  Каждый хочет получать  Только лишь оценку … Давайте вспомним  пройденный ранее  материал.Скажите мне,  вопросы, задают  свои вопросы о  трудностях,  возникших при  выполнении  домашнего  задания. выполненного Коммуникативные:  сотрудничество учителя и  обучающихся. Личностные: самооценка  готовности к уроку;  включение в учебную  деятельность, появление  интереса к восприятию. ­Имя  Регулятивные:  целеполагание Коммуникативные:мыслительных  операций,  необходимых для  проблемного  изложения нового материала. какую часть речи  мы с  вами изучаем?С какой  частью слова мы уже  познакомились? Что такое суффикс? Замечательно, мы с вами  сегодня продолжим наше  знакомство с  удивительным, огромным  миром суффиксов. Давайте постараемся  определить тему урока, но  первоначально обращаюсь  к вам за помощью.Мне  надо правильно написать  слово «перепис…ик»(на  доске) Давайте сначала  определим лексическое  значение этого слова, где  мы можем найти эту  информацию. http://enc­ dic.com/ozhegov/Perepischi k­22679.htmlЯ не знаю,  какую букву мне нужно  написать в суффиксе. Вы  мне подскажете? Так какую же букву надо  существительно е ­Суффикс ­Значимая часть  слова, которая  служит для  образования  новых слов. постановка вопросов Познавательные:  общеучебные( поиск и  выделение необходимой  информации); Логические(построение  логической цепи  рассуждений,  доказательств) Обучающиеся  находят решение этой проблемы Варианты  ответов В интернете или  словаре.писать: Ч или Щ? Какую орфографическую  проблему вы обнаружили?  Послушайте  лингвистическую сказку Понравилась  ñêàçêà.ink сказка? Мне тоже, молодцы,  ребята. Кто мне поможет  сформулировать тему  урока? Запишем тему в тетради. Как вы думаете, каковы  цели нашего сегодняшнего  занятия? Ответы  учащихся Буквы Ч­Щ в  суффиксах имен существительны х –ЧИК­ЩИК­. Научиться  находить  суффиксы ЧИК­ ЩИК­,  научиться  правильно их  писать,  объяснять  условия выбора  букв Ч­Щ в  суффиксах. 5 Практическая  часть(15мин.) Организовать  усвоение детьми  способа действий  при решении  Ребята, сейчас наша цель­ понаблюдать и выявить  закономерность  правописания суффиксов  Коммуникативные:  постановка вопросов;  инициативное  сотрудничество;управление поведением  партнера Познавательные:  самостоятельное  выделение,  формулирование проблемы, её решение, построение  логических цепей  рассуждений. Регулятивные:  планирование,  прогнозирование. орфографических задач;организоват ь выполнение  типовых заданий;  развивать умения  применять новые  знания. –ЧИК­ЩИК­, чтобы не  допускать ошибки в  будущем. Рассмотрим  таблицу(п.17,с.167). Определите, какая  согласная пишется перед  суффиксом? Подберите свои примеры  во второй столбик  таблицы. Выполнение упражнения  112,с.168. Таким образом, на что  следует обратить  внимание при выборе  суффикса? Кто сформулирует вывод? Давайте сравним с  правилом: чтение правила  (с.168) Есть еще вариант  подсказки в виде «звезды» Кто может  ïîäñêàçêà.ink расшифровать её? На конечную  букву корня. Перед Д­ Т­ З­ С ­Ж­ пишем Ч Ответы  обучающихся.Давайте срисуем её в наши тетради. А теперь вернемся к  началу урока: какую же  букву мы напишем в слове  ПЕРЕПИС…ИК? Почему? Тематическая  физминутка Если я назову слово, где  надо писать –ЧИК, вам  нужно будет один раз  сесть; ­ЩИК­ сделать два  прыжка; нет таких  суффиксов­ три хлопка. Слова: грузчик, сварщик,  заказчик, ключик,  вкладчик, мячик. êðîññâîðä.ink Ребята, предлагаю вам  лексический диктант,  оформленный в виде  кроссворда. Ваша цель­ по  лексическому значению  определить слово,  обозначающее человека по  Ответы  обучающихся. Личностные: формирование ценности ЗОЖ Работают с  кроссвордом. Регулятивные: контроль,  оценка Познавательные: умение  структурировать знания,  выбор наиболее  эффективных способов  решения задач Коммуникативные:  управление поведением  своим и партнеров. 6 Осуществление  контроля(7мин.) Развивать умения  применять новые  знанияпрофессии и роду  деятельности; объяснить  написание букв Ч­Щ в  суффиксах , записать  слово, обозначить  орфограмму. Работа в  тетради(упр.112с.168)  Работа в группах: 1 ряд выполняет 1 строчку 2 ряд­2 строчку 3 ряд­ 3 строчку.(каждая  группа защищает свой  ответ) Прокомментируйте свои  результаты Проверяют  правильность  выполнения  работы. Объясняют свои  ошибки 7 Коррекция(4мин.) Формировать  навык  корректирования  своихдействий. Регулятивные: контроль,  коррекция, выделение и  осознание того, что уже  усвоено и что еще  подлежит усвоению;  осознание качества и  уровня усвоения. Личностные:  самоопределение. Коммуникативные:  инициативное  сотрудничество; Познавательные:8 Оценивание  обучающихся(2мин. ) 9 Домашнее задание с комментарием(3ми н) Рефлексия(2мин.) 1 0 Дать  качественную  оценку работы  класса и  отдельных  обучающихся. Обеспечение  понимания  детьми цели,  содержания и  способов  выполнения  домашнего  задания. Создать условия  для  формирования  личностного  качества  самовыражения. Оценить  отдельныхобучающихся,  прокомментировать  поставленную оценку,  выразить пожелания. Теория п.17 с. 167. На «4»: выполнить  упражнение113. На «5» плюс ко всему  составить два тестовых  задания на изученную  орфограмму с четырьмя  вариантами ответов) Поделитесь своими  впечатлениями от урока. Спасибо вам. До свидания! самостоятельное  формулирование проблемы, решение её, построение  логической цепи  рассуждений,  доказательств. Регулятивные: оценка,  осознание уровня качества  усвоения. Желающие  высказываются. Коммуникативные: умение  с достаточной точностью,  полнотой, честностью  выражать свои мысли. Личностные: нравственно­  этическое оценивание  результатов.

Посмотрите также