Организационный момент.
(Звучит фрагмент танца «Сиртаки» греческого композитора Микиса Теодоракиса)
Приветствие учителя.
Учитель: Мир очень красив и разнообразен, человек в этом мире стремится к счастью и любви. Давайте мы послушаем песню «Мир, в котором мы живём», почувствуйте светлое и радостное настроение этой песни.
Дети слушают песню «Мир, в котором мы живём», музыка Б. Савельева на стихи М. Пляцковского (музыкальное сопровождение - фортепиано).
Учитель: Я думаю, сейчас у нас с вами стало хорошее настроение, можно начинать урок.
Ребята, а вы узнали музыку, под которую заходили в класс?
Дети дают отрицательный ответ.
С музыкой этого композитора вы познакомитесь сегодня на уроке.
А сейчас мы продолжаем тему «Преобразующая сила музыки».
Давайте послушаем следующий музыкальный фрагмент .
(Звучит фрагмент песни – «Вальс» Жака Бреля).
Учитель: Какая музыка сейчас прозвучала?
Дети: Звучал «Вальс» Жака Бреля, одного из французских шансонье.
Учитель: Какое чувство вызывает у вас эта музыка?
Дети: Музыка увлекает, вызывает чувство радости и лёгкости.
6класс 17урок
Преобразующая сила музыки
Организационный момент.
(Звучит фрагмент танца «Сиртаки» греческого композитора Микиса Теодоракиса)
Приветствие учителя.
Учитель: Мир очень красив и разнообразен, человек в этом мире стремится к счастью и
любви. Давайте мы послушаем песню «Мир, в котором мы живём», почувствуйте светлое и
радостное настроение этой песни.
Дети слушают песню «Мир, в котором мы живём», музыка Б. Савельева на стихи М.
Пляцковского (музыкальное сопровождение фортепиано).
Учитель: Я думаю, сейчас у нас с вами стало хорошее настроение, можно начинать урок.
Ребята, а вы узнали музыку, под которую заходили в класс?
Дети дают отрицательный ответ.
С музыкой этого композитора вы познакомитесь сегодня на уроке.
А сейчас мы продолжаем тему «Преобразующая сила музыки».
Давайте послушаем следующий музыкальный фрагмент .
(Звучит фрагмент песни – «Вальс» Жака Бреля).
Учитель: Какая музыка сейчас прозвучала?
Дети: Звучал «Вальс» Жака Бреля, одного из французских шансонье.
Учитель: Какое чувство вызывает у вас эта музыка?
Дети: Музыка увлекает, вызывает чувство радости и лёгкости.
(Звучит следующий фрагмент – песня «Зелёная рощица» из оперы С. Прокофьева
«Повесть о настоящем человеке»).
Дети: Мы услышали песню «Зеленая рощица» из оперы Сергея Прокофьева «Повесть о
настоящем человеке».
Дети: Нежная и ласковая песня помогла успокоиться и забыть страдания главному герою
летчику Алексею.
Учитель: Послушаем еще один музыкальный фрагмент
(Звучит музыка из I части Шестой симфонии П.И. Чайковского).
Звучала вторая тема первой части «Шестой симфонии» П.И. Чайковского; Эта музыка помогала известному хирургу проводить сложные операции;
Музыка помогала снимать напряжение у хирурга перед операцией;
Вспоминая эту музыку, врач становился собранным и спокойным.
А сейчас, подумайте и расскажите мне как вы понимаете слова «Музыка помогает
людям»,
Учитель: Ваши рассказы были интересны. А теперь я хотела бы познакомить вас еще с
одним композитором, музыка которого помогает людям. Это греческий композитор Микис
Теодоракис, его музыку вы слышали, вначале урока. (Слайд 2)
Музыка этого композитора обращение ко всем людям на планете с призывом к дружбе,
миру, сплочению и единству.
Родился Микис Теодоракис 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос.
Обучался в Парижской консерватории.
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и
кинофильмам, большое количество песен.
Писал музыку в разных жанрах: симфонии, сонаты, 3 балета, опера, музыка к спектаклям и
кинофильмам, большое количество песен.
Судьба композитора была очень сложной. В годы фашистского переворота в Греции в 1967
году его песни стали оружием в борьбе, они призывали всех людей бороться за
освобождение Родины. И хотя песни композитора были запрещены, а сам он находился в
тюрьме, люди знали и любили его песни, они помогали им. Собираясь вместе, патриоты
страны в какието минуты замолкали. Но они не просто молчали, а молчали песни Микиса
Теодоракиса. И эти беззвучные песни объединяли людей ещё больше. Песни композитора –
это призыв к миру и согласию всех людей на земле. Именно поэтому в 1983 году ему была
присвоена Международная премия «За укрепление мира между народами».
А также многие другие почётные награды. (Слайд 3)
Сам композитор говорил: «Я занимаюсь искусством ради людей, я хочу, чтобы мои
произведения помогали людям».
Всемирную известность получил его танец «Сиртаки». Этот танец мы слышали в начале
нашего урока.
Танец стал символом Греции, его национальным гимном. (Слайд 4)
Именно в этот танец Микис Теодоракис включил звучание струнного инструмента бузуки.
В скором времени бузуки становится вторым символом Греции.
Бузуки – один из самых известных народных инструментов, благодаря музыке
композитора. Корни этого инструмента простираются к лютне, мандолине и турецкому
сазу.А сейчас мы послушаем с вами песню Микиса Теодоракиса «На побережье тайном», где вы
услышите звучание бузуки. Песня стала популярной во всем мире, она проникнута
любовью к своей стране и стремлением жить в ней счастливо, как и прежде. Исполняется
песня на греческом языке.
(Звучит песня « На побережье тайном»). (Слайд 6).
Учитель: Ребята, вам понравилась песня?
( Ответы детей утвердительные)
Учитель: Какой был характер музыки в этой песне?
Дети: Плавный, напевный, задумчивый, грустный.
Учитель: А как вы думаете, почему?
Дети:
В это время в стране люди боролись за её освобождение;
Люди грустят и мечтают, чтобы страна стала свободной;
Они вспоминают, какой счастливой была их жизнь раньше.
Учитель: Правильно. А сейчас послушайте песню.
(Звучит мелодия песни «Дай мне тепло твоих ладоней», музыка и слова М. Леонидова
и Н. Фоменко, группы «Секрет» в сопровождении фортепиано)
О чем в ней поется?
Дети:
Мир и дружба победят войну и вражду;
Сплочённость всех людей – это самое главное в жизни;
Люди на планете должны объединиться и жить счастливо;
Эта песня дает ощущение радости и светлой надежды.
Учитель: Давайте исполним эту песню с таким настроением, радостно и светло.
Дети исполняют песню «Дай мне тепло твоих ладоней», (музыкальное сопровождение
– фортепиано).
«Дай мне тепло твоих ладоней»
Учитель: Вы хорошо исполнили эту песню.
Проверка знаний.Учитель: Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Я думаю, вам запомнится
музыка греческого композитора. Вся жизнь Микиса Теодоракиса – поиски формулы
счастья и справедливости для своего народа и всех людей на планете. А его мечта, чтобы
музыка помогала людям.
Сегодня на уроке вы еще раз убедились, как велико влияние музыки на людей, на их
чувства и мысли. Музыка воздействует на человека и в этом ее огромная преобразующая
сила.