Урок - проект Составляем орфографический словарь.docx
Учитель: Румянцева Е. Н.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Программа: «Школа России»
Тип урока: урок – проект (индивидуальный, краткосрочный)
Тема урока: Составляем орфографический словарь.
Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов:
активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;
отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.
метапредметных результатов:
развивать интеллектуальные способности детей;
формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
личностных результатов:
воспитывать чувство ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;
развивать навыки сотрудничества.
Предметноразвивающая среда:
выставка словарей.
карточки со стихотворением об орфографическом словаре для работы в парах.
страницы и обложка для словаря. бланки для записи слов.
листы самооценки
листы с впечатлениями о работе на уроке и стикеры.
Этап урока
Содержание учебного материала
I
Организационный
Цель:
создать условия
для возникновения
у
учеников
внутренней
потребности
включения
учебную
деятельность.
1 мин
в
II
Актуализация
знаний
Цель:
повторить
имеющиеся
у
учащихся знания и
умения,
нужные
для открытия
нового.
Все – кто хочет расширить свой кругозор.
Все – кто хочет научиться грамотно писать и
говорить.
Все – кем движет великая сила –
любознательность.
Все – кому хочется в знаниях навести
порядок.
Всех вас приглашаю на урок в творческую
мастерскую.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в
страну словарей.
У вас уже есть багаж знаний о словарях и опыт
работы с ними. Давайте вспомним, какие словари
нам помогают в работе на уроках русского языка.
Узнайте словарь по описанию.
1. Этот словарь служит для объяснения значения
слов языка, а также показывает условия их
правильного употребления.
Что это за
словарь? (толковый)
2. В этом словаре собраны слова, близкие по
Деятельность
учителя
Приветствует
учащихся,
проверяет
их
готовность к уроку
создает положительный
настрой на учебную
деятельность
Деятельность учащихся
Слушают.
Приветствуют учителя, проверяют свою
готовность к уроку
Выражать
положительное
отношение к процессу познания,
проявлять желание узнавать новое.
(Л)
Самостоятельно организовывать свое
рабочее место (Р)
актуализирует
знания детей по теме
«Словари» в ходе
фронтальной беседы.
познавательная: вспоминают сведения
о словарях; уточняют сведения о словарях при
помощи учебника;
коммуникативная: взаимодействуют с
учителем во время беседы, строят понятные
высказывания, излагая свою мысль чётко и
ясно;
регулятивная: контролируют
правильность ответов учащихся, дополняют,
уточняют. своему лексическому значению, отличающиеся
лишь смысловыми оттенками этого значения. О
каком словаре идет речь?
(словарь синонимов)
3. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не
ошибетесь в написании самого трудного слова или
его формы. Какой это словарь? (орфографический)
4. Этот словарь помогает обогатить словарный
запас человека образными выражениями. Он
толкует лексическое значение устойчивых
сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
(фразеологический)
5. В этом словаре представлены слова с
противоположным лексическим значением. Как он
называется? (словарь антонимов)
6. Этот словарь помогает нам узнать о правилах
произношения слов и постановке правильного
ударения. Какой это словарь? (орфоэпический)
О том, с каким словарём мы будем сегодня
работать, вы узнаете, если прочитаете отрывок из
стихотворения Михаила Яснова на карточках.
Самоопреде
к
ление
деятельности
Цель:
создать условия
для
принятия
учащимися цели
учебной деятельности
путем
осознания.
ее
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
Работа
в
парах
Определение
темы и цели урока
О каком словаре идет речь?
Что такое орфографический словарь?
Когда мы к нему обращаемся?
Какие ошибки допустила ученица? Поработайте в
парах и попробуйте их исправить. А если не
получится
в
орфографический словарь!
самостоятельно,
загляните
Сверьте правильность выполнения работы.
Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все
ошибки.
Какому же словарю будет посвящён наш
сегодняшний урок? (орфографическому словарю)
Какая информация содержится в этом словаре?
(правильное написание слов)
Сегодня мы с вами создадим свой
орфографический словарь.
Ребята, но ведь у нас в учебнике уже есть
орфографический словарь со словарными словами.
А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)
Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте
подумаем, как можно «отредактировать» наш
словарь, чтобы он был нам полезен на уроках
русского языка.
И так, сегодня мы составим не просто
орфографический словарь, а словарь, в котором
слова классифицируются по орфограммам.
Например.
соответствует каждая группа слов?
Определите,
какому правилу
(на доске)
Звезда
Скворец
обед
Узкий
Сердце
солнце
Подъезд
съезд
Огурец
одежда
Коллектив
Суббота
Может ли одно и то же слово оказаться в разных
словарях? (обед)
Где мы можем использовать этот словарь? (на
уроках русского языка, при выполнении домашней
работы)
Чему мы можем научиться, выполняя данную
работу? На доске я сформулировала несколько целей,
выберите те, которые подходят к нашему занятию.
(слайд)
Отрабатывать умения пользоваться
орфографическим словарём.
Учиться видеть орфограмму в слове..
Отрабатывать умение записывать слова в
алфавитном порядке.
Учиться грамотно читать и писать.
Прежде, чем создавать свой словарик, обратимся
к школьному орфографическому словарю.
Словарик начинается с алфавита. Знать его
необходимо, так как все слова располагаются в
алфавитном порядке. Есть памятка «Как работать
со словарем». Кроме списка слов есть
дополнительная информация. Например, как
правильно произнести слово (ударение), указаны
формы слова, род, число и другие.
Переходим к созданию своего орфографического
словаря.
организует
индивидуальную
работу;
Читаем задание на стр. 142.
Пользуемся инструкционной картой:
Инструкционная карта
1. Выберите орфограмму. Запишите ее название на
страничке вашего словаря.
2. Найти в словарике учебника на с. 150151 слова
на вашу орфограмму.
3. Запишите слова на бланк в алфавитном порядке.
4. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное
познавательная: создают страницу
орфографического словаря, отрабатывают
умение находить слова с заданной
орфограммой;
коммуникативная: взаимодействуют с
учителем во время беседы, строят понятные
высказывания, излагая свою мысль чётко и
ясно;
регулятивная: работают с орфографическим
словарем учебника; планируют свои действия
в соответствии с поставленной задачей;
оценивают свою работу с помощью листов
самооценки.
Работа со
словарем
(наблюдение
рассматривание)
и
Выполнение
проекта
«Составляем
орфографический
словарь» правило письма.
5. Подготовьтесь представить свой словарик в
классе.
Прошу представить свои странички.
Презентация
результатов
работы.
организует работу
презентации
по
результатов работы;
Подведение
итогов урока.
Рефлексия
учебной
деятельности.
Оценим свою работу. Возьмите листы самооценки
и заполните их.
выясняет,
достигнуты ли цели
урока;
Фамилия, имя
_____________________________
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе.
Внимательно прочитай приведенные ниже
вопросы и ответь (ДА или НЕТ).
Вопрос
Справился ли ты со своим заданием?
Легко ли тебе было выполнять
задание?
познавательная:
рассказывают о
словах с определенной орфограммой,
пользуясь
ходе
работы странички
индивидуальной
орфографического словаря;
в
созданной
коммуникативная: строят понятные
высказывания, излагая свою мысль чётко и
ясно;
регулятивная:
планируют свои
действия в соответствии с поставленной
задачей;
контролируют правильность
ответов учащихся.
познавательная:
разбираются,
достигнуты ли цели урока;
коммуникативная: взаимодействуют с
учителем во время опроса, осуществляемого
во фронтальном режиме;
регулятивная:
самостоятельно
оценивают свою работу на уроке. Понравилось ли работать над
составлением словаря?
Нуждался ли ты в помощи?
Какие еще варианты словариков могут быть? (На
тему «Школа», «Дом», «Здоровье», «Семья»,
«Природа»)
Спасибо за работу!
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без
улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без
Сматреть мне трудно без
улыпки.
улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
На прашлагодние ашипки
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
На прашлагодние ашипки Сматреть мне трудно без
Сматреть мне трудно без
Пишу я лучче многих в класе,
улыпки.
улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
На прашлагодние ашипки
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
На прашлагодние ашипки
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без
улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
Сматреть мне трудно без
Сматреть мне трудно без
улыпки.
улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь.
Лист самооценки
На прашлагодние ашипки
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без
улыпки.
Оцените свое участие в работе.
Внимательно
прочитай
приведенные ниже вопросы и ответь
(ДА или НЕТ).
Вопрос
Ответ Справился ли ты со
своим заданием?
Легко ли тебе было
выполнять задание?
Понравилось
ли
работать над составлением
словаря?
Нуждался ли ты в
помощи?
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе.
Внимательно
прочитай
приведенные ниже вопросы и ответь
(ДА или НЕТ).
Вопрос
Ответ
Справился ли ты со
своим заданием?
Легко ли тебе было
выполнять задание?
Понравилось
ли
работать над составлением
словаря?
Нуждался ли ты в
помощи?
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе.
Внимательно
прочитай
приведенные ниже вопросы и ответь
(ДА или НЕТ).
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе.
Внимательно
прочитай
приведенные ниже вопросы и ответь
(ДА или НЕТ).
Вопрос
Ответ
Справился ли ты со
своим заданием?
Легко ли тебе было
выполнять задание?
Понравилось
ли
работать над составлением
словаря?
Нуждался ли ты в
помощи?
Понравилось
ли
работать над составлением
словаря?
Нуждался ли ты в
помощи?
Лист самооценки
Вопрос
Ответ
Справился ли ты со
своим заданием?
Легко ли тебе было
выполнять задание?
Оцените свое участие в работе.
Внимательно
прочитай
приведенные ниже вопросы и ответь
(ДА или НЕТ).
Вопрос
Ответ
Справился ли ты со
своим заданием?
Легко ли тебе было
выполнять задание?
Понравилось
ли
работать над составлением
словаря?
Нуждался ли ты в
помощи?
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе. Внимательно
прочитай
приведенные ниже вопросы и ответь
(ДА или НЕТ).
Вопрос
Ответ
Справился ли ты со
своим заданием?
Легко ли тебе было
выполнять задание?
словаря?
Нуждался ли ты в
помощи?
Понравилось
ли
работать над составлением
Инструкционная карта
1. Выберите орфограмму. Запишите ее название на
страничке вашего словаря.
2. Найти в словарике учебника на с. 150151 слова
на вашу орфограмму.
3. Запишите слова на бланк в алфавитном
порядке.
4. Подчеркните в словах орфограммы на
выбранное правило письма.
5. Подготовьтесь представить свой словарик в
классе.
Инструкционная карта
1. Выберите орфограмму. Запишите ее название на
страничке вашего словаря.
2. Найти в словарике учебника на с. 150151 слова
на вашу орфограмму.
3. Запишите слова на бланк в алфавитном
порядке.
4. Подчеркните в словах орфограммы на
выбранное правило письма.
5. Подготовьтесь представить свой словарик в
классе.
Инструкционная карта
1. Выберите орфограмму. Запишите ее название на
страничке вашего словаря.
2. Найти в словарике учебника на с. 150151 слова
на вашу орфограмму. 3. Запишите слова на бланк в алфавитном
порядке.
4. Подчеркните в словах орфограммы на
выбранное правило письма.
5. Подготовьтесь представить свой словарик в
классе.
Инструкционная карта
1. Выберите орфограмму. Запишите ее название на
страничке вашего словаря.
2. Найти в словарике учебника на с. 150151 слова
на вашу орфограмму.
3. Запишите слова на бланк в алфавитном
порядке.
4. Подчеркните в словах орфограммы на
выбранное правило письма.
5. Подготовьтесь представить свой словарик в
классе. ЗВЕЗДА
СКВОРЕЦ
ОБЕД
УЗКИЙ СЕРДЦЕ
СОЛНЦЕ
ПОДЪЕЗД
СЪЕЗД ОГУРЕЦ
ОДЕЖДА
КОЛЛЕКТИВ
СУББОТА
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Конспект урока - проекта по русскому языку "Составляем орфографический словарь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.