Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)
Оценка 4.7

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
9 кл
22.05.2019
Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)
Данный урок профессионально-трудового обучения на тему "Пороки древесины" проведен в 9 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, в нем раскрыты особенности трудового обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Конспект урока будет интересен и полезен учителям, педагогическим работникам, обучающих детей с ОВЗ.
конспект урока пороки древесины.docx
Тема  урока «Пороки древесины» 9 класс Цель: Ознакомиться с пороками и дефектами древесины и их видами Задачи: Образовательные:  дать понятие пороков и дефектов древесины; Воспитательные:  воспитывать положительное отношение к труду. Коррекционно­развивающие     коррекция   и   развитие   личностных   качеств   учащихся,   эмоционально­волевой   сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства) коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений); коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) Инструменты и оборудование: стенд пороки древесины; наглядный материал по теме урока Ход урока. Организационный момент. I. Ввод учащихся в мастерскую. Проверка готовности учащихся к уроку. Рапорт дежурного  уч­ся. II.     Повторение пройденного материала. Работа по карточкам (2 уч­ся) Практическая работа «Найди центр бруска» (1 уч­ся) Устный опрос (фронтально) Назовите правила техники безопасности на уроках столярного дела Какие основные материалы  используются в столярной мастерской? Назовите основные столярные инструменты и их назначение  Назовите основные правила ТБ при работе ручным столярным инструментом III. Изложение программного материала. Пороки древесины  Пороки древесины ­ это отдельные недостатки и повреждения, понижающие ее качество и ограничивающие использование. Пороки, возникающие в процессе заготовки, транспортировки, механической обработки, называются дефектами. Пороки   древесины   можно   разделить   на   следующие   группы:   сучки,   трещины,   пороки формы ствола и строения, грибковые поражения, повреждения насекомыми. Большинство из них   проявляется   в   растущем   дереве,   но   некоторые   образуются   в   заготовках   (трещины, повреждения насекомыми). Сучки. Трещины  Сучком называется остаток от срезанного отростка ствола. По виду сучок бывает открытый, выходящий на боковую поверхность круглого пиломатериала, и заросший, невыходящий; по форме разреза  (в пиломатериалах и шпоне) ­ круглый, овальный и продолговатый;  по поло­ жению в пиленом сортименте ­ пластевой, кромочный, ребровый, сшивной, пронизывающий всю   пласть   или   кромку   и   выходящий   одновременно   на   два   ребра.  По   взаимному расположению   в   пиленом   сортименте  различают   сучки   групповые   и   разветвленные;  по степени   срастания   с   древесиной   ­  сросшийся,   частично   сросшийся   и   выпадающий.  По состоянию   собственной   древесины  сучок   может   быть   здоровым   (древесина   не   имеет признаков мягкой гнили, окраска светлая или темная), загнившим или гнилым (зона мягкой гнили занимает соответственно менее или более одной трети площади разреза) и табачным (древесина полностью или частично превратилась в рыхлую массу ржаво­бурого или белесого цвета, легко растирающуюся в порошок).  Трещина представляет собой разрыв древесины вдоль волокон. По типу трещина бывает: • метиковая. Это радиально направленная трещина в ядре, отходящая от сердцевины. Она возникает в растущем дереве и увеличивается в срубленной древесине. Метиковая трещина (иногда   она   состоит   из   двух   трещин),   расположенная   на   обоих   торцах   заготовки   в   одной плоскости, называется простой). Такая же трещина, расположенная на торце пиломатериала в разных плоскостях, называется сложной  • морозная Это радиально направленная трещина, проходящая из заболони в ядро; • усушки Это радиально направленная трещина, возникающая в скругленной древесине при сушке; • отлупная Это трещина, проходящая между годичными слоями и возникающая в ядре растущего дерева. Все   перечисленные   трещины   увеличиваются   в   срубленной   древесине   при   усушке   и наблюдаются на торцах в виде дугообразных и кольцевых трещин, а на боковых поверхностях ­ в виде продольных трещин. По положению в пиломатериале трещина бывает пластевая, кромочная, торцевая Трещины нарушают целостность древесины, снижая показатели ее механических свойств. При отделке древесины трещины обычно шпаклюют. Вопросы :  Какие разновидности сучков встречаются на поверхности древесины?  Какие бывают трещины?  Как можно заделать трещину? Пороки строения древесины (работа с учебником стр. 24­26) К основным порокам строения древесины относятся следующие: • наклон волокон, или косослой  ­ это отклонение волокон от продольной оси сортимента. Различают  тангенталъный  и  радиальный  наклоны   волокон.   Широко   распространен тангентальный наклон, который в круглом лесоматериале обнаруживается по винтообразным трещинам,   а   в   пиломатериале   ­   на   тангентальном   разрезе   ­   по   отклонению   направления смоляных ходов, сердцевинных лучей, сосудов, трещин от продольной оси сортимента. На величину угла наклона оказывают влияние условия окружающей среды, особенности роста дерева. Радиальный наклон (искусственный косослой) получается при перерезании годичных слоев   на   радиальной   или   близкой   к   ней   поверхности   пиломатериала   или   распиловке сильносбежистых, закомелистых и кривых бревен; • крень  ­ изменение строения древесины хвойной породы в зоне ствола и сучьев. Проявляется в виде резкого утолщения ширины поздней древесины годичных слоев. На торце   лесоматериала   крень   наблюдается   в   виде   дугообразного,   реже   кольцевого темноокрашенного участка, смещающегося в сторону от сердцевины. Крень образуется особенно   часто   в   древесине   ели   и   свойственна   искривленным   и   наклонно   стоящим стволам, а также всем сучьям. Крень повышает твердость и прочность древесины при сжатии и изгибе, снижает ударную вязкость при изгибе и прочность при растяжении, увеличивает усушку вдоль волокон, вызывая растрескивание и продольное коробление пиломатериала,   уменьшает   водопоглощение   древесины   и   тем   затрудняет   ее   про­ питывание, ухудшает внешний вид древесины; • свилеватость  ­ извилистое или беспорядочное расположение волокон древесины. Она встречается на всех древесных породах, но чаще на лиственных, преимущественно в лесоматериалах из комлевой части ствола. Свилеватость бывает волнистая и путаная. Волнистая свилеватость характеризуется более или менее правильным расположением волокон, путаная ­ беспорядочным. Свилеватость снижает прочность древесины при растяжении, сжатии и изгибе, повышает прочность при раскалывании и скалывании в продольном направлении, затрудняет фрезерование и теску материала; завиток  ­ местное искривление годичных слоев около сучков и проростей. Встречается в   виде   частично   перерезанных,   скобкообразно   изогнутых   концентрических   контуров. Различают завиток односторонний и сквозной. Односторонний завиток выходит на одну или две   смежные   стороны   материала,   а   сквозной   ­   на   две   противоположные.   Завиток   снижает прочность древесины при сжатии и растяжении вдоль волокон; • Пороки формы ствола – рассказ учителя К порокам формы ствола относятся следующие: • кривизна  ­  искривление продольной оси сортимента. Она бывает простая и сложная. Простая кривизна характеризуется только одним изгибом, а сложная ­ несколькими. Кривизна   круглых   лесоматериалов   затрудняет   использование   их   по   назначению, увеличивает   количество   отходов   при   распиловке,   лущении   и   раскрое,   обусловливает появление в пиломатериале и шпоне радиального наклона волокон; • сбежистость ­ постепенное уменьшение диаметра круглого пиломатериала или ширины необрезного пилопродукта по всей длине, превышающее нормальный сбег 1 см на 1 м длины. Сбежистость   увеличивает   количество   отходов   при   распиливании   и   лущении   круглых лесоматериалов и при раскрое пилопродукции; • нарост и кап ­ это резкое местное утолщение ствола многообразных форм и размеров. Нарост имеет свилеватую древесину. Он встречается на всех породах, но чаще на лиственных деревьях. Нарост затрудняет применение круглого пиломатериала по назначению. Древесина   нароста   вследствие   перепутанности   волокон,   наличия   завитков   и   глазков отличается   очень   красивой   текстурой,   поэтому   высоко   ценится   в   производстве   мебели   и художественных изделий, где ее применяют главным образом в виде облицовочного шпона. Особенно ценны наросты ореха, ильма и карагача; • закомелистость  ­ резкое увеличение диаметра комлевой части круглого лесоматериала или ширины необрезного пилопродукта не менее чем в 1, 2 раза по сравнению с диаметром (или шириной)   сортимента;   измерение   на   расстоянии   1   м   от   торца.   Закомелистость   различают округлую (поперечное сечение округлой формы) и ребристую (поперечное сечение звездчато­ лопастной формы). Закомелистость затрудняет применение круглых лесоматериалов по назначению, увеличивает  количество отходов при распиливании, лущении и раскрое, обусловливает появление в  пиломатериале и шпоне радиального наклона волокон. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ИНСТРУКТАЖ  1)Сообщение учащимся указаний по выполнению трудовых приёмов, операций и различных практических заданий. 2)Ознакомление учащихся с темой и задачами предстоящей работы. 3)Анализ образца изделия. 4)Для активизации мыслительной деятельности и более полному осознанию предстоящей практической   работы   учащимся   предоставляется   ответить   на   вопросы   по   плакату «Подумай!»: 1 .  Какое изделие будешь делать?                         2. Материал изделия.        3. Назначение изделия.                                            7. Какие инструменты необходимы  для работы? 4. Устройство изделия                                          8.  Как и чем будешь контролировать  работу 5. Последовательность выполнения изделия.   9. Возможные виды брака в работе. 6. Форма поверхности изделия                           10. Какие правила ТБ следует  соблюдать? 5) Ознакомление с чертежом и технологической картой. 6) Ознакомление с техническими требованиями. 7) Объяснение   и   показ   учащимся   приёмов   и   способов   выполнения   работы   и предостережение от возможных ошибок. 8) Объяснение и показ способов самоконтроля и требования к качеству изделия. 9) Проведение с учащимися инструктажа по безопасности труда. Проведение пробных упражнений для проверки правильности усвоения детьми 10) указаний учителя. IV. Практическая часть. 1. Изготовление шипового соединения УС­3 с учетом определения пороков и  дефектов древесины Проверка выполнения норм,  Выдача заданий учащимся. Изготовление изделия согласно плана  Расстановка учащихся по рабочим местам с            показом каждому в отдельности приёмов  выполнения задания. 2. 3. работы. 7. Выполнение трудовых операций (разметка,  пиление, строгание, долбление) 8. установленных на данном этапе обучения. 9. операций. 10. рационального оборудования, приспособлений и  инструментов.      11. Выявление недостатков в обеспечении  учащихся.      12. Перемещение по рабочим     местам с целью  оказания учащимся помощи.      13. Индивидуальная работа с учащимися: Хронометраж отдельных трудовых  Использование учащихся в работе  Организация работы бригадира,  Установка нормы времени на изделие. Проверка организации рабочего места  4. (расположение материалов, инструментов,  изделий). 5. 6. контролёров, инструментальщиков, дежурных.       ­ Объяснение и показ способов самоконтроля и  требования к качеству изделия;       ­ Оказание помощи отдельным учащимся;       ­ Объяснение и показ приёмов и способов  выполнения работы и предостережение от  возможных ошибок.     14.Коррекционная работа с учащимися.     15.Проверки соблюдения правил ТБ.     16.Контроль качества работы.    17.Контроль трудовой деятельности учащихся  на протяжении всего урока.    18.Рациональное использование времени.    19.Поддержание дисциплины и активной работ V. Текущий инструктаж. Исправление типичных ошибок и недочетов, работа по таблице «Подумай и ответь» VI. Закрепление пройденного материала.  Что называют пороками древесины?   Назовите виды пороков древесины.  Как влияют пороки древесины на качество изделий из нее?  Подумайте и скажите, какие пороки и где могут быть полезными. VII. Заключительная часть. 1) Анализ работы и ошибок обучающихся: 1. Вы сегодня хорошо потрудились, внимательно слушали меня и у вас получились хорошие  работы. 2. Отмечаются обучающиеся, хорошо выполнившие задание. 3. Демонстрируются изготовленные ими изделие. 4. Указываются отдельные недостатки, встречающиеся в работе, объясняются причины их возникновения. 2)Выставление   оценок   и   их   анализ   (при   оценке   изделий   необходимо   учитывать точность передачи формы, строения поделки, тщательность проработки наиболее характерных деталей, качество изделия, время затраченное на изготовление и т.п. Отмечаются   изменения   и   дополнения   в   изделиях,   которые   придумывают   сами учащиеся). 3)Выставка лучших работ. 4)Обобщающая   беседа.   Отчёт   учащихся   о   своей   работе.   Анализ   практической деятельности учащихся на уроке (ответы на вопросы по плакату): 8. Сколько сделал? 9. Что встретилось нового в работе? 10. Какие ошибки допускал? 11. В чём испытывал трудность 12. Внешний вид изделия (отделка). 13.Нравится ли работа? 1. Какое изделие ты делал? 2. Какие трудовые операции выполнял? 3. Состояние спецодежды. 4. Каким инструментом работал? 5. Поведение во время работы. 6. Чем и как контролировал работу? 7. Как выполнил работу? 6) 5) Уборка мастерской. Организованный конец урока.  5) 7)

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)

Конспект урока ПТО  "Пороки древесины" ( 9 класс, школа VIII вида)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019