В уроке представлены материалы на повторение теории и практические задания, словарная работа по тексту.Урок развития речи. 8 класс.
Подготовка и написание изложения по тексту
М.М. Пришвина «Мои тетрадки»
1. Ребята, сегодня мы проводим два урока развития речи, из которых на одном – готовимся к написанию изложения, на другом – пишем изложение по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки».
И наша задача – как можно ближе к тексту пересказать воспоминания М.М. Пришвина; определить тему, идею, тип и стиль данного текста, разделяя его на микротемы; а также оценить текст с нравственной точки зрения, научиться беречь духовные ценности человека.развитие речи
Урок развития речи. 8 класс.
Подготовка и написание изложения по тексту
М.М. Пришвина «Мои тетрадки»
1. Ребята, сегодня мы проводим два урока развития речи, из которых на одном – готовимся к
написанию изложения, на другом – пишем изложение по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки».
И наша задача – как можно ближе к тексту пересказать воспоминания М.М. Пришвина; определить
тему, идею, тип и стиль данного текста, разделяя его на микротемы; а также оценить текст с
нравственной точки зрения, научиться беречь духовные ценности человека.
Итак, тема урока «Подготовка к изложению по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки».
2. Слово учителя.
Человек всю свою жизнь трудится, и то, что он заработал, приобрёл, старается сохранить, чтобы этим
накопленным могли воспользоваться и он сам, и его дети, и внуки. Таков закон природы.
Важно, чтобы накопленное, приобретённое было заработано честным трудом.
Накапливать, собирать можно всё, что пригодно для сохранения:
И строения (дом, сарай, колодец),
И животных (лошадь, корову, овцу, кур),
И вещи, нужные в обиходе (топор, кадушки, посуду, одежду, телевизор, радиоаппаратуру и т.п.);
И опыт, и собственные мысли или различные жизненные ситуации (случаи), занесённые в тетрадку в
виде коротких записей.
Для каждого из нас в собранном нами есть нечто самое ценное, самое дорогое.
Одни дорожат домом и мебелью в нём, другие – нарядами, третьи – собранными книгами, четвёртые –
нарисованными картинами.
Посмотрим, что было самым дорогим для писателя М.М. Пришвина. Прочтём его рассказ «Мои
тетрадки» и ответим на вопрос: Что было самым ценным для писателя Пришвина?
3. Чтение рассказа М.М. Пришвина «Мои тетрадки».
4. Беседа о прочитанном.
Какое настроение у вас после чтения рассказа?
(Воодушевлённое. Рады, что у человека есть любимое и полезное дело).
Определите тему рассказа, то есть о чём он?
(тема рассказа – ценное в жизни автора).
А к какому из типов речи относится данный текст? Вспомнить вам поможет таблица, которую мы с
вами ранее заполняли.
(Это повествование). (Автор нам просто рассказал (поделился с нами) о своём увлечении (деле
жизни)).Рассказывая о своей жизни, Пришвин избирает такой драматический случай, который требовал от
него без колебаний решить, что самое ценное в его приобретениях. Как вы заметили, повествование
ведётся от первого лица, постарайтесь сохранить его при изложении текста.
Определите стиль речи.
(Книжный. Язык художественной литературы).
А как вы думаете, этот рассказ – вымышленная история или биографический факт?
Писатель может рассказывать и о себе, и с чужих слов про когото другого, он имеет на это право.
Но в тексте есть случай, который неопровержимо свидетельствует, что рассказанная история – факт
биографии писателя. Укажите это место.
Для большей убедительности, что это его собственное мнение, а не чьёто, от имени которого он, как
автор, имеет право писать, он указывает конкретную дату происшествия – 1909 год, а ещё тот факт,
что повествование ведётся от первого лица. Всё это означает, что история, им рассказанная, одна из
страниц его биографии.
Повествование благодаря этому приобретает деловой, документальный характер, в него нельзя не
верить.
Переживая вместе с автором его утрату, как вы воспринимаете личность автора? ( Что он за
человек?)
(Интеллектуально развит, заинтересован полезным делом – собирает выразительные народные слова;
честен даёт оценку самому себе; сентиментален – переживает за свой труд. И в первую очередь в –
момент беды спасает тетрадки. И по всему он духовно богатый человек – есть в жизни интересное
дело.
Что было самым ценным для автора?
(Самым ценным для автора были его тетрадки, записи).
Почему ему так дороги его тетрадки?
(А дороги они были потому, что это был труд большей части его жизни, и тем более – интересного
дела).
Как он их (тетрадки) называет?
(Пришвин называет их тетрадки. Вроде небрежно. И он ни разу, хотя это великая ценность, не сказал
тетради).
Почему, как вы думаете?
(Это звучит както породному, посвоему. С одной стороны, вроде и серьёзно, полезно, с другой –
непроизвольно, легко, приятно произносится, даже както ласково).
В чём волшебство тетрадок?
(Волшебность этих тетрадок, а точнее слов, которые он собирал, заключаются в том, что до многих
миллионов читателей дошли пришвинские слова, и до нас тоже).
Записи в них, размышления в ходе записей воспитывают того, кто записывает, как по волшебству,
делают лучше, умнее, мудрее.
На сколько частей разделим текст?(На две. В тексте две части. Одна о том, как автор стал писателем, другая – угроза гибели «волшебных
тетрадок»).
– Прочтите начало и конец частей.
Можно ли поменять местами эти части?
Порядок частей менять нельзя, даже если первую часть переписать как объяснение.
При том порядке, какой у автора, читатель подготовлен к решению и сам вместе с Пришвиным
стремится обязательно спасти на пожаре драгоценные тетрадки, прежде всего тетрадки. И нет даже
той жалости к деньгам, шубе и прочим ценностям, какие могли быть при изменении порядка частей.
Значит, создавая повествование, нужно готовить либо читателя, либо слушателя к тому, о чём далее
будет рассказываться, чтобы читатель мог нужным образом сразу понять последующее развитие
действия, воспринять его так, как хотелось бы автору, и согласиться в итоге с той мыслью, которую
автор утверждает как основную, то есть как идею.
Какова же основная мысль автора в этом тексте?
(Размышляя над случаем во время пожара, мы приходим к мысли автора текста, что самое дорогое у
человека – его духовные ценности, знание жизни и самого себя, достигнутое на основе длительной
умственной и нравственной работы).
Эту мысль Пришвин доказал всей своей писательской жизнью – ни в какое сравнение с его
бесценными произведениями не идёт то сгоревшее добро, которое он не успел вытащить из огня.
Духовные ценности – высшие ценности человека.
Пророчески звучит заключение рассказа: «… Волшебные тетрадки сохранились, и слова мои не
сгорели».
И мы имеем возможность их читать.
5. Пересказы учащихся. Словарная работа с текстом.
Прочитаем текст ещё раз, но очень медленно, вдумываясь в каждое слово.
Давайте установим, в каком темпе нужно читать первую часть? Вторую часть?
(Первая часть читается неторопливо, с чувством нескрываемой гордости за свои тетрадки, за свой
повседневный труд.)
(Начало второй части интонационно иное.)
Дата и особенно слова «вздумал я», в которых нужно передать сожаление (вроде «дёрнуло меня»),
влекут за собой чувство огорчения, раскаяния, ожидания чегото.
Имея ввиду будущее несчастье, автор сознательно говорит о том, что привёз туда «всю свою
библиотеку и всё имущество».
Как человек книжный, на первое место в этом перечислении автор ставит библиотеку – её он не может
забыть до сих пор.
Далее будем вести словесный анализ текста. Следующий подзаголовок «Словарная работа». Как вы думаете, что для данного текста лучше – «служил агрономом» или «работал агрономом»?
Почему?
(лучше подходит употреблённое в тексте словосочетание «служил агрономом», так как всё основное
время писатель уделял своему любимому делу, которое в будущем повлияло на его жизнь – он стал
писателем).
Можно ли считать, что предложение « Год за годом проходили …» способствует выразительности
мысли о постоянной работе с тетрадками, о быстром их пополнении? Если так, то что этому
способствует?
(Прошло много лет, прежде чем собралась такая большая «словесная кладовая». И это долгий труд,
требующий много сил, терпения и воли.)
Поэтому, чтобы собрать достаточную коллекцию слов, надо немало времени. И автор долгое время
работал над своей коллекцией.
На протяжении всего повествования автор говорит «тетрадки» (не тетради). А как он ещё называет
свой бесценный труд?
Создадим синонимический ряд, выберем из текста слова, которые иначе называют слово «тетрадки»,
подчёркивая, что это бесценный труд.
Тетрадки – особая тетрадка, моя драгоценная словесная кладовая, кладовая записанных слов и
переживаний, волшебные тетрадки.
И вот эти самые тетрадки Пришвин и спас из огня.
Как повашему, останавливался ли Пришвин, хотя бы на мгновение, перед горящим домом? Как это
показано в тексте?
(Нет, не останавливался. «Когда я прибежал … Вбежал я …).
Какие глаголы использует автор, чтобы изобразить свои действия в горящем доме? Запишем их.
(Глаголы движения, причём мгновенного действия: прибежал, вбежал, бросился бежать, бросился к
тетрадкам, схватил, больше оставаться нельзя, вылетел, прискакал).
Одним словом, вырисовывается картина моментального решения действовать в сложной ситуации,
практически не думая, так как нет времени, автор производит эти действия.
Итак, прочитаем текст ещё раз, попробуем пересказать его, сохраняя авторское использование слов и
их соединений.
6. Пересказы учащихся.
7. Написание изложения учащимися.