Конспект урока развития речи по тексту М.М. Пришвина "Мои тетрадки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В уроке представлены материалы на повторение теории и практические задания, словарная работа по тексту.Урок развития речи. 8 класс. Подготовка и написание изложения по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки» 1. Ребята, сегодня мы проводим два урока развития речи, из которых на одном ­– готовимся к написанию изложения, на другом – пишем изложение по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки». И наша задача – как можно ближе к тексту пересказать воспоминания М.М. Пришвина; определить тему, идею, тип и стиль данного текста, разделяя его на микротемы; а также оценить текст с нравственной точки зрения, научиться беречь духовные ценности человека.развитие речи
Иконка файла материала конспект.docx
Урок развития речи. 8 класс. Подготовка и написание изложения по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки» 1. Ребята, сегодня мы проводим два урока развития речи, из которых на одном – готовимся к  написанию изложения, на другом – пишем изложение по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки». И наша задача – как можно ближе к тексту пересказать воспоминания М.М. Пришвина; определить  тему, идею, тип и стиль данного текста, разделяя его на микротемы; а также оценить текст с  нравственной точки зрения, научиться беречь духовные ценности человека. Итак, тема урока «Подготовка к изложению по тексту М.М. Пришвина «Мои тетрадки». 2. Слово учителя. Человек всю свою жизнь трудится, и то, что он заработал, приобрёл, старается сохранить, чтобы этим  накопленным могли воспользоваться и он сам, и его дети, и внуки. Таков закон природы. Важно, чтобы накопленное, приобретённое было заработано честным трудом. Накапливать, собирать можно всё, что пригодно для сохранения: И строения (дом, сарай, колодец), И животных (лошадь, корову, овцу, кур), И вещи, нужные в обиходе (топор, кадушки, посуду, одежду, телевизор, радиоаппаратуру и т.п.); И опыт, и собственные мысли или различные жизненные ситуации (случаи), занесённые в тетрадку в  виде коротких записей. Для каждого из нас в собранном нами есть нечто самое ценное, самое дорогое. Одни дорожат домом и мебелью в нём, другие – нарядами, третьи – собранными книгами, четвёртые –  нарисованными картинами. Посмотрим, что было самым дорогим для писателя М.М. Пришвина. Прочтём его рассказ «Мои  тетрадки» и ответим на вопрос: ­ Что было самым ценным для писателя Пришвина? 3. Чтение рассказа М.М. Пришвина «Мои тетрадки». 4. Беседа о прочитанном. ­ Какое настроение у вас после чтения рассказа? (Воодушевлённое. Рады, что у человека есть любимое и полезное дело). ­ Определите тему рассказа, то есть о чём он? (тема рассказа – ценное в жизни автора). ­ А к какому из типов речи относится данный текст? Вспомнить вам поможет таблица, которую мы с  вами ранее заполняли. (Это повествование). (Автор нам просто рассказал (поделился с нами) о своём увлечении (деле  жизни)).Рассказывая о своей жизни, Пришвин избирает такой драматический случай, который требовал от  него без колебаний решить, что самое ценное в его приобретениях. Как вы заметили, повествование  ведётся от первого лица, постарайтесь сохранить его при изложении текста. ­ Определите стиль речи. (Книжный. Язык художественной литературы). ­ А как вы думаете, этот рассказ – вымышленная история или биографический факт? Писатель может рассказывать и о себе, и с чужих слов про кого­то другого, он имеет на это право. Но в тексте есть случай, который неопровержимо свидетельствует, что рассказанная история – факт  биографии писателя. Укажите это место. Для большей убедительности, что это его собственное мнение, а не чьё­то, от имени которого он, как  автор, имеет право писать, он указывает конкретную дату происшествия – 1909 год, а ещё тот факт,  что повествование ведётся от первого лица. Всё это означает, что история, им рассказанная, ­ одна из страниц его биографии. Повествование благодаря этому приобретает деловой, документальный характер, в него нельзя не  верить. Переживая вместе с автором его утрату, как вы воспринимаете личность автора? (­ Что он за  человек?) (Интеллектуально развит, заинтересован полезным делом – собирает выразительные народные слова; честен ­ даёт оценку самому себе; сентиментален – переживает за свой труд. И в первую очередь в –  момент беды ­ спасает тетрадки. И по всему он духовно богатый человек – есть в жизни интересное  дело. ­ Что было самым ценным для автора? (Самым ценным для автора были его тетрадки, записи). ­ Почему ему так дороги его тетрадки? (А дороги они были потому, что это был труд большей части его жизни, и тем более – интересного  дела). ­ Как он их (тетрадки) называет? (Пришвин называет их тетрадки. Вроде небрежно. И он ни разу, хотя это великая ценность, не сказал  тетради). ­ Почему, как вы думаете? (Это звучит как­то по­родному, по­своему. С одной стороны, вроде и серьёзно, полезно, с другой –  непроизвольно, легко, приятно произносится, даже как­то ласково). ­ В чём волшебство тетрадок? (Волшебность этих тетрадок, а точнее слов, которые он собирал, заключаются в том, что до многих  миллионов читателей дошли пришвинские слова, и до нас тоже). Записи в них, размышления в ходе записей воспитывают того, кто записывает, как по волшебству,  делают лучше, умнее, мудрее. ­ На сколько частей разделим текст?(На две. В тексте две части. Одна о том, как автор стал писателем, другая – угроза гибели «волшебных тетрадок»). – Прочтите начало и конец частей. ­ Можно ли поменять местами эти части? Порядок частей менять нельзя, даже если первую часть переписать как объяснение. При том порядке, какой у автора, читатель подготовлен к решению и сам вместе с Пришвиным  стремится обязательно спасти на пожаре драгоценные тетрадки, прежде всего тетрадки. И нет даже  той жалости к деньгам, шубе и прочим ценностям, какие могли быть при изменении порядка частей. Значит, создавая повествование, нужно готовить либо читателя, либо слушателя к тому, о чём далее  будет рассказываться, ­ чтобы читатель мог нужным образом сразу понять последующее развитие  действия, воспринять его так, как хотелось бы автору, и согласиться в итоге с той мыслью, которую  автор утверждает как основную, то есть как идею. ­ Какова же основная мысль автора в этом тексте? (Размышляя над случаем во время пожара, мы приходим к мысли автора текста, что самое дорогое у  человека – его духовные ценности, знание жизни и самого себя, достигнутое на основе длительной  умственной и нравственной работы). Эту мысль Пришвин доказал всей своей писательской жизнью – ни в какое сравнение с его  бесценными произведениями не идёт то сгоревшее добро, которое он не успел вытащить из огня. Духовные ценности – высшие ценности человека. Пророчески звучит заключение рассказа: «… Волшебные тетрадки сохранились, и слова мои не  сгорели». И мы имеем возможность их читать. 5. Пересказы учащихся. Словарная работа с текстом. Прочитаем текст ещё раз, но очень медленно, вдумываясь в каждое слово. Давайте установим, в каком темпе нужно читать первую часть? Вторую часть? (Первая часть читается неторопливо, с чувством нескрываемой гордости за свои тетрадки, за свой  повседневный труд.) (Начало второй части интонационно иное.) Дата и особенно слова «вздумал я», в которых нужно передать сожаление (вроде «дёрнуло меня»),  влекут за собой чувство огорчения, раскаяния, ожидания чего­то. Имея ввиду будущее несчастье, автор сознательно говорит о том, что привёз туда «всю свою  библиотеку и всё имущество». Как человек книжный, на первое место в этом перечислении автор ставит библиотеку – её он не может забыть до сих пор. Далее будем вести словесный анализ текста. Следующий подзаголовок «Словарная работа».­ Как вы думаете, что для данного текста лучше – «служил агрономом» или «работал агрономом»?  Почему? (лучше подходит употреблённое в тексте словосочетание «служил агрономом», так как всё основное  время писатель уделял своему любимому делу, которое в будущем повлияло на его жизнь – он стал  писателем). ­ Можно ли считать, что предложение « Год за годом проходили …» способствует выразительности  мысли о постоянной работе с тетрадками, о быстром их пополнении? Если так, то что этому  способствует? (Прошло много лет, прежде чем собралась такая большая «словесная кладовая». И это долгий труд,  требующий много сил, терпения и воли.) Поэтому, чтобы собрать достаточную коллекцию слов, надо немало времени. И автор долгое время  работал над своей коллекцией. ­ На протяжении всего повествования автор говорит «тетрадки» (не тетради). А как он ещё называет  свой бесценный труд? Создадим синонимический ряд, выберем из текста слова, которые иначе называют слово «тетрадки»,  подчёркивая, что это бесценный труд. Тетрадки – особая тетрадка, моя драгоценная словесная кладовая, кладовая записанных слов и  переживаний, волшебные тетрадки. И вот эти самые тетрадки Пришвин и спас из огня. ­ Как по­вашему, останавливался ли Пришвин, хотя бы на мгновение, перед горящим домом? Как это  показано в тексте? (Нет, не останавливался. «Когда я прибежал … Вбежал я …). ­ Какие глаголы использует автор, чтобы изобразить свои действия в горящем доме? Запишем их. (Глаголы движения, причём мгновенного действия: прибежал, вбежал, бросился бежать, бросился к  тетрадкам, схватил, больше оставаться нельзя, вылетел, прискакал). Одним словом, вырисовывается картина моментального решения действовать в сложной ситуации,  практически не думая, так как нет времени, автор производит эти действия. Итак, прочитаем текст ещё раз, попробуем пересказать его, сохраняя авторское использование слов и  их соединений. 6. Пересказы учащихся. 7. Написание изложения учащимися.

Посмотрите также