Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Цель:
- знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
Задачи:
- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;
- учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;
- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;
- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка
имя прилаг урок.docx
Конспект урока
«Роль прилагательных в речи».
Класс: 6
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /под
ред. Е.А.Быстровой. М.: «Русское слово – учебник», 2016.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Заргалаева Мадина Гитинавасовна
2015г.
1 Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Цель:
знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
Задачи:
дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и
выразительности речи;
учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;
учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения
многозначного прилагательного;
учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя
особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных
синонимов, прилагательныхантонимов;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Эпиграф:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
Ход урока.
2 1. Выразительное чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче… погляди в окно…
2. Сообщение темы, цели урока.
Как знакома нам эта ситуация: мы в тёплой, уютной комнате, у окна, смотрим, как за
стеклом пролетают мимо нас или тихо падают снежинки. Снег идёт…
Задумывались ли вы, ребята, а какой он, снег? Давайте попробуем ответить на этот вопрос
на нашем уроке. Я приглашаю вас и наших гостей в зимнее снежное царство. Роль
проводника буду выполнять я, Демидович Лариса Николаевна. С вами мы познакомимся в
процессе работы. А в попутчики мы возьмём удивительную часть речи – имя
прилагательное. Мы попытаемся выяснить, какую роль выполняют прилагательные в
художественном тексте, покажем умение использовать их в собственной речи. (Запись темы
урока)
Вам предстоит, ребята, быть очень внимательными, наблюдательными, проявить своё
воображение, творческую фантазию, чтобы в конце урока вы смогли показать, как
благодаря прилагательным изменяется наша речь.
А для того чтобы прилагательные заиграли, засверкали в нашей речи, вы должны вспомнить
то, что узнали об этой части речи на предыдущих уроках.
3. Повторение изученного материала.
Замечательный русский писатель А.И.Куприн сказал очень точные слова, с записи которых
мы и начнём нашу работу.
(Запись на доске.)
Рус..кий язык (в) умел... руках и (в) опытн.. устах кр..сив п..вуч? выр..зителен.
3 В чём, на ваш взгляд, смысл этого предложения? (Русскому языку нужно учиться.)
Задание: классу списать, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания.
1 человек (на карточке) выполняет синтаксический разбор предложения.
Какими же членами предложения могут быть прилагательные?
Проверка задания: 1 человек индивидуально у доски объясняет орфограммы, все
проверяют.
Беседа: Есть ли здесь прилагательные? Как вы определили? По каким признакам?
К какому разряду они относятся? Докажите свою точку зрения.
Какими членами предложения могут быть прилагательные?
С какой частью речи тесно связаны?
4. Роль прилагательных в художественном тексте.
Какова обычная роль прилагательных? Что они обозначают? (Признак предмета, его
качество)
А необычная? Как называется художественное определение предмета, которое помогает
живо представить его, почувствовать отношение к нему автора? (Эпитет.)
Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, «озаряющее» слово,
которое выбирает писатель, отображая уже известный предмет.
Какие слова в определении эпитета вы считаете самым главным? Какая степень сравнения
прилагательных используется здесь? Что она обозначает?
Именно эпитеты помогут нам заметить красоту снега. Понаблюдаем, какими меткими,
«озаряющими» словами пользовался А.С.Пушкин, описывая снег. У поэта есть
замечательное стихотворение «Зимнее утро», с которого начался наш урок.
5. Запишите по памяти.
Под голубыми небесами…
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
Итак, снег у Пушкина – великолепный. Подберите и запишите синонимы к этому слову.
4 Слайд.
Великолепный – чудесный, роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский,
изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный дивный,
сказочный, бесподобный, божественный и др.
Запишите понравившиеся эпитеты в тетрадь.
6. Работа с текстами. Выразительное чтение. Исследование.
Вернёмся вновь к Пушкину. Описание снега во многих стихотворениях присутствует. На
ваших столах есть листочки с отрывками произведений поэта. Каким описывает снег
Пушкин?
(Чтение отрывков, запись эпитетов к слову «снег».)
1)…Мчатся тучи, вьются тучи, 2) В поле чистом серебрится
Невидимкою луна Снег волнистый и рябой,
Освещает снег летучий, Светит месяц, тройка мчится
Мутно небо, ночь мутна. По дороге столбовой.
3) … На солнце иней в день морозный, 4) … Мы встаём и тотчас на коня,
И сани, и зарёю поздней И рысью по полю при первом свете дня,
Сиянье розовых снегов, Арапники в руках, собаки вслед за нами,
И мглу крещенских вечеров. Глядим на бледный снег прилежными глазами.
5) …Кругом всё глушь; отвсюду он 6)…Татьяна в лес, медведь за нею,
Пустынным снегом занесён… Снег рыхлый по колено ей.
7. Работа над словом.
В одном из отрывков есть интересные, непривычные эпитеты: волнистый и рябой? Чем
они интересны?
Задание: 1ряд волнистый2, подобрать словоприлагательное с таким же суффиксом,
которое можно использовать для описания снега (лучистый, серебристый, золотистый,
пушистый, искристый)
5 2ряд – рябой 5 (Лексическое значение слова: пёстрый, пятнистый, разноцветный.)
3ряд – вспомним, как изменяется прилагательное:
розовых снегов – мн.ч., род.п.
на бледный снег – ед.ч., м.р., вин.п.
Как определить род, число, падеж прилагательных?
Физминутка. Снег лучистый, серебристый, устали наши глаза. Чтобы они отдохнули,
закройте их ладошками на несколько секунд. Вам, наверно, захотелось потрогать снег
руками, дотянитесь до самой высокой ветки. Снег посыпался вам на плечи, на лицо,
потрите уши, щёки, стряхните его. Пусть снег красивый, но очень холодный. Наденьте
перчаточки на каждый пальчик. Согрелись? Продолжаем наш путь.
8. Работа с текстом.
Вернёмся к снежным прилагательным. Назовите те, которые обозначают форму
(волнистый, рябой), цвет (розовый, бледный и т.д.)
Но эпитет может отражать восприятие самим человеком снега. Снег может быть разным в
зависимости от настроения человека, от состояния его души. У Пушкина есть
стихотворение «К Пущину». Давайте вспомним его.
Слайд.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Найдите эпитет к слову «снег».
Почему «печальный»? Какие факты биографии легли в основу этого стихотворения?
6 Подберите антоним к слову «печальный», запишите в тетрадь. (Печальный – радостный,
весёлый.)
А есть ли у А.С.Пушкина «весёлый» снег?
Слайд.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
Посмотрите, сколько прилагательных к одному слову мы с помощью Пушкина смогли
подобрать. Но может быть, только в поэзии, в стихах такое возможно? А в прозе?
9. Работа с учебником.
В ваших учебниках приведён отрывок из произведения А.И.Куприна, со слов которого мы
начали наш урок. Откройте учебник «Практика» с.64, упражнение 243, выпишите 2
предложения, где есть описание снега.
Вы видите, какие красивые прилагательные используют авторы для описания снега.
Каждый видит своё.
Что же нужно для того, чтобы верно понять состояние природы? Подметить качества того
или иного предмета? Увидеть красоту снега?
10. Работа по картинам.
Умение всматриваться, вслушиваться, наблюдать, чувствовать, любить природу
характерно не только для поэтов, но и для художников. Посмотрите, каким увидели снег
художники В.Поленов, И.Шишкин, И.Крачковский. Посмотрите внимательно, может быть,
картины подсказали вам ещё какиелибо эпитеты к слову «снег».
7 Слайды.
В.Поленов. Ранний снег 1891 И.Шишкин. Зима. 1890 И.Крачковский.Речка
Смедова.1876
11. Творческая работа.
Теперь вам предстоит показать то, чему вы научились на уроке. Попробуйте словами
красиво, ярко (в прозе или стихах) рассказать о своих впечатлениях от выпавшего снега,
используя эпитетыприлагательные. Закройте на несколько секунд глаза, вспомните всё, о
чём говорили на уроке, представьте заснеженный лес, поляну, улицу, тропинку.
Тема творческой работы «И выпал снег…»
А поможет вам вальс композитора Г.Свиридова.
12. Объяснение домашнего задания.
К какому произведению написан вальс? (А.С.Пушкин «Метель».)
Дома вы ещё раз соприкоснётесь с прекрасной прозой Пушкина, выпишите 34 предложения
из повести Пушкина «Метель», в которых есть описание снега, то есть продолжите работу,
начатую на уроке.
13. Чтение творческих работ.
Посмотрим, какими наблюдательными вы оказались. Какие эпитетыприлагательные,
прозвучавшие на уроке, вы использовали. А может быть, ктото из вас нашёл свои эпитеты,
которые мы ещё не слышали?
14. Итоги урока.
8 Пришла пора возвратиться из снежного царства. И вы сможете сделать вывод о роли
прилагательных в речи. Для чего они нужны? (Прилагательные делают нашу речь образной,
яркой, выразительной, красивой, помогают представить предметы и явления, помогают
передать чувства.)
А что является для нас образцом яркой, выразительной речи? (Художественные
произведения.). Думаю, многим из вас захотелось почитать произведения А.С.Пушкина и
других мастеров слова.
Впереди у вас сочинениеописание по личным впечатлениям. И наш урок, я думаю,
поможет вам написать яркую, необычную работу.
15. Комментирование оценок.
Многие из вас показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать
слово, правильно употреблять их в своей речи.
Я надеюсь, что русский язык попадёт в умелые руки. Опыт придёт со временем, и тогда
ваша речь будет красивой, выразительной.
9
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Конспект урока «Роль прилагательных в речи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.