Конспект урока "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по истории России (6 класс) Тема: «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. (п.8), автор учебника История России А.В. Торкунова. Цель: развивать интерес к истории своей Родины. Образовательная задача: повторение материала о наследниках Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе. Воспитательная задача: патриотическая воспитание, воспитание интереса к исторической науке, чувства гордости и уважения к прошлому своей страны. Развивающая задача: развитие познавательной деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора обучающихся. Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы, работать с документами.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по истории России (6 класс) Тема: «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.  (п.8), автор учебника История России А.В. Торкунова. Цель: развивать интерес к истории своей Родины. Образовательная задача: повторение материала о наследниках Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе. Воспитательная   задача:  патриотическая   воспитание,   воспитание   интереса   к   исторической науке, чувства гордости и уважения к прошлому своей страны. Развивающая   задача:  развитие   познавательной   деятельности   учеников   при   работе   с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора обучающихся. Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать,  делать выводы, работать с документами.  План: Представление команд. Правила игры. Состязание знатоков. Подведение итогов. Награждение победителей (медали). Методические рекомендации к проведению игры: 1. Участвует 3 команды (общее количество учеников в классе, разделенное на 3).  2. Необходимо подготовить презентацию – наглядный материал, черный ящик, волчок, игровое  поле, музыкальное оформление.  3. Команды рассаживаются за отдельные столы. 4. В игре предусмотрены различные виды конкурсов: вопросы командам, блиц­опрос (по 3  вопроса  каждой команде, вопрос «Черный ящик».  5.На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блиц­вопросов, состоящих из 3  вопросов, суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту).  6. Ответы сдаются в письменном виде.  7. Основной показатель, по которому определяется место команды ­ количество правильных  ответов.  Оборудование:  Чистые карточки для ответов, ручки  каждой команде. На игровом столе волчок со стрелкой, сектор с разделениями, на них разложены конверты с  заданиями.Ход урока: Учитель:  ­   Здравствуйте   ребята,   уважаемые   гости!   Сегодня   мы   проводим интеллектуальное состязание по истории России. Тема ­ «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Сегодня каждый из вас может показать свой   ум,   находчивость,   логику   мышления.   За   игровыми   столами   у   нас соревнуются три команды, которые были сформированы в случайном порядке.  (звучит музыка к передаче «Что? Где? Когда?») – А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе  игровой круг, который разделён на сектора. На каждом секторе находится  конверт с вопросом. – Знатоки должны ответить на вопрос. На обсуждение каждого вопроса дается 1  минута. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко. – Вопрос под названием – «БЛИЦ». В этом конверте целых 3 вопроса, на которые должны ответить знатоки. По количеству правильных ответов присуждаются  очки, т.е. вы можете заработать +3 дополнительных балла. ­ Итак, с правилами познакомились. А теперь немного посовещайтесь и выберете капитана команды. Ему будет предоставлено право крутить волчок.  ­ Команды, представьте ваших капитанов… Желаю удачи! ­ Итак, счет 0:0. Первый раунд. ­ 1 команда, крутите волчок. (играет музыка) Основные вопросы: 1 минута на размышление каждого вопроса 1. Сколько было сыновей у Ярослава Мудрого? (5) 2. Как   назывался   документ,   который   содержал   Свод   законов, предусматривающий наказание на княжескую собственность, жизнь людей, («Правда Ярославичей»   управлявших   княжеским   хозяйством?   3. Как   назывались   воинственные   племена,   которые   в   1068   году совершили первый крупный набег на Русь? (половцы) 4. Кем приходился Ярославу Мудрому черниговский князь Святослав? (вторым сыном)5. Как   по   линии   матери,   византийской   принцессы,   называли   сына Всеволода Владимира? (Мономах – Единоборец) 6. В каком году по настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в г. Любече?  (1097 г.) 7. В   чем   заключался   установленный   принцип   князей   «Каждый   да держит   отчину   свою»   (разделение   Русской   земли   на   отдельные княжества) 8. О   чем   договорились   князья   между   собой   на   Любечском   съезде? (бороться с половцами сообща, чтобы те не разоряли Русь, каждый будет править самостоятельно на земле, доставшейся от отца) 9. Назовите   имя   вдохновителя   общерусской   борьбы   с   половцами, который весной 1111 года собрал и нанес сокрушительный удар по половцам? (Владимир Мономах) 10.Зачем киевская знать отправила гонцов в Переяславль к Владимиру Мономаху? (В апреле 1113 года умер Святополк Изяславич. Опасаясь беспорядков, хотели пригласить на престол «отца и деда». 11. В каком возрасте князь Владимир Мономах стал киевским князем? (60 лет – 1113­1125 гг.) 12.Как   назывался   новый   свод   законов,   который   создал   после   своего («Устав   Владимира вокняжения   Владимир   Мономах?   Всеволодовича») 13.  О   чем   говорилось   в   новом   своде   законов   Владимира   Мономаха? (закон облегчал положение различного рода должников, запрещал превращать свободных людей в рабов) 14.В   какие   города   Владимир   Мономах   отправил   своих   сыновей? (Новгород, Смоленск, Суздаль, Владимир­Волынский) 15.Как называется назидание князя Владимира Мономаха, обращенное не только к своим детям, но и ко всем потомкам? («Поучение»). 16.О   чем   говорится   в   назидании   Владимира   Мономаха?   (о   своем жизненном   пути,   изложил   свои   взгляды   на   то,   что   является главным в жизни человека, как он должен вести себя по отношению к другим людям) 17.  Кто после смерти Владимира Мономаха стал править Киевом? (старший его сын Мстислав – 1125­1132)  18.Что   было   сделано   Ярославом   Мудрым   для   распространения христианства на Руси? (строили новые церкви, при них открывались школы,   поощрялся   перевод   церковных   книг   с   греческого   языка   на славянский).  ИГРОКИ:     совещаются   и   записывают   свой   ответ   на   листочек,   потом   сдаютведущему. ВЕДУЩИЙ: – Уважаемые знатоки,...             (Зачитывает ответы и называет правильный) Написать результаты команд на доске. Вопрос «Черный ящик» 1. Самым распространенным видом обуви на Руси всегда были лапти.  Естественно, что к качеству этой обуви предъявлялись серьезные  требования, особенно по поводу прочности. Поэтому мастер­изготовитель в присутствии заказчика (или покупателя) наливал в сплетенный лапоть  жидкость, чтобы продемонстрировать качество товара. Что это за  жидкость? Что находится в черном ящике? (бутылка кислых щей ­ кваса). (Лапти   на   Руси   были   практически   единственной   доступной   обувью   бедных крестьян,   а   щи   простым,   повседневным   дешевым   блюдом.   В   старину   на ярмарке мастер, желая продать свой товар, брал из кучи новых лаптей один и наливал внутрь бутылку кислых щей (кваса). И показывал покупателям – обувка­то   добротная,   лыко   двойного   плетения   и   жидкость   не   протекает. Отсюда и пошла поговорка «лаптем щи хлебать»). БЛИЦ­ОПРОС: 1. Эта женщина, сыгравшая значительную роль в истории Древней Руси, при  рождении была наречена одним именем, при крещении другим, а мы ее  знаем под третьим. Назовите это имя.  (Речь идет о русской княгине, которую мы знаем под варяжским именем  Ольга. До замужества она носила имя Предслава, а после принятия  христианства – имя Елена). 2. Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили, как правило, на ней свое имя. Почему на монетах Ярослава Мудрого часто изображен  Георгий Победоносец и высечено имя Георгий?  (имя, данное при крещении) У славян почитание святого Георгия развилось рано. Имя Георгий (Юрий)  получил во святом крещении сын равноапостольного князя Владимира  Ярослав Мудрый. В честь своего святого он основал на Новгородчине городЮрьев и Юрьевский монастырь, воздвиг храм Георгия Победоносца в Киеве.  Со времен Ярослава изображение Георгия появляется на монетах. Георгий Победоносец – небесный покровитель российской столицы.  Основатель Москвы Юрий Долгорукий в память своего святого также  построил несколько храмов, основал город Юрьев­Польской . 3. Литературный памятник­произведение XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц. («Слово о полку Игореве») 1. Заключительное слово учителя. (Определение победителя, подведение итогов) ­ Вручаются медали лучшим игрокам команд. Выводы: ­   Какие   же   важные   события   произошли   на   Руси   в   период   совместного правления Ярославичей? ­ Почему борьба половцев стала важнейшей задачей русских князей?