Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
08.11.2018
Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"
Данный урок русского языка для 5 класса составлен на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования с учётом развития и формирования универсальных учебных действий. Класс: 5 класс Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Вид урока: урок-игра Тема урока: Прилагательное как часть речи. Цели урока: Дидактическая: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению и способов действий. Образовательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить употреблять прилагательные в речи. Развивающая: обеспечить в ходе урока условия для развития умения учащихся рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать соответствующие выводы. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, толерантное отношение друг к другуКонспект урока по русскому языку
Урок русского языка в 5 классе по теме Прилагательное как часть речи..docx
Данный   урок   русского   языка   для   5   класса  составлен   на   основе   Федерального   государственного   стандарта   основного   общего Технологическая карта урока русского языка в 5 классе образования с учётом развития и формирования универсальных учебных действий. Класс: 5 класс Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Вид урока: урок­игра Тема урока: Прилагательное как часть речи.  Цели урока:  Дидактическая: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию и закреплению и способов  действий. Образовательная:  развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль  прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить  употреблять  прилагательные в речи. Развивающая: обеспечить в ходе урока условия для развития умения учащихся рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и  делать соответствующие выводы. Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, толерантное отношение друг к другу. Оборудование: интерактивная доска, компьютер учителя, мультимедийный проектор. Методическая литература: Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011 Интернет­ресурсы: http://www.myshared.ru/theme/fizminutki­prezentatsii/2/  ;                                    http://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos        Планируемый результат Предметные умения ­   анализировать     и   характеризовать   общее грамматическое   значение,   морфологические признаки   имени   прилагательного,   его синтаксическую роль; ­ находить в тексте имена прилагательные и определять их роль;  ­ знать в комплексе отличительные признаки  Личностные УУД:  ­положительное отношение к учению; ­ формирование позитивной самооценки;  ­ устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; ­  установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. ­ способность к самостоятельной работе и самооценке. ­ адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: имени прилагательного как части речи. ­осуществлять самоконтроль; ­ планировать свои действия; ­ дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания; ­осуществлять проверку;  ­ контроль; ­ устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы; ­осуществлять проверку; самооценку;  ­ планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; ­  совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; ­выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Познавательные УУД: ­ осознавать познавательную задачу; ­ анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. ­ выделять существенную информацию из прослушанного; ­ устанавливать причинно­следственные связи, делать выводы;  ­ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); ­ обобщать, делать выводы.    Коммуникативные УУД: ­ слушать и понимать речь других;  ­ строить речевое высказывания в устной форме; ­ взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; ­ уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Этапы урока Деятельность учителя 1.Мотивация к учебной  деятельности. (3 мин.) Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. ­ Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок ­  Деятельность  учащихся Приветствуют учителя,  друг друга, проверяют  готовность к уроку,  УУД  Личностные: ­положительное отношение к  учению; Цель:   мотивировать учащихся  к учебной деятельности  посредством создания  эмоциональной  обстановки;  осознанное вхождение  учащегося в  пространство учебной  деятельности, создание  предпосылок для  эмоционально  комфортной обстановки на уроке. Метапредметные: регулятивные: ­осуществлять самоконтроль; коммуникативные: ­ слушать и понимать речь  других; построение речевого  высказывания в устной форме; познавательные:  ­ осознавать познавательную  задачу; ­ анализ объектов с  выделением существенных и  несущественных признаков. приключение, полное опасностей и неожиданностей Кто за приключения?  Все без исключения!  Давай, поднимаем парус. И прямо в океан!  Ведь и для нас осталось. Еще немало стран,  Пока что не открытых,  Или давно забытых!  Дорог в морях немало ­  Смелее у штурвала! ­А отправляемся мы из порта Части речи. ­Небольшое волнение на море, как в этих строчках.   ­Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь) тропинка,            рыжие,          речка,           узенькая,                          теплая,                 лисички,             дверь зеленая Проверка вслух.  ­По   какому   признаку   вы   определили   слова   в   первый столбик? (имена существительные)  ­ Назовите орфограммы в словах. ­Какой   ещё   признак   объединяет   эти   слова?   Докажите. (Многозначность) ­Назовите признаки имен существительных. ­Молодцы, ребята, справились с первым заданием. ­ Можно следовать дальше. И мои вам пожелания:  Большому кораблю ­ большое плавание. Счастливого  пути!  психологически  настраиваются на урок. Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают  индивидуально,  распределяя слова на 2  группы. Дают устные  ответы  на  поставленные учителем  вопросы.  Повторяют  орфограммы в словах  (В слове лисички,  бантик) 2.Актуализация знаний и  пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:  актуализировать  учебное содержание,  необходимое для  изучения нового  материала;  актуализировать  мыслительные операции: сравнение, анализ,  обобщение;  зафиксировать  затруднение при  выполнении учащимися  пробного учебного  действия ­Назовите   часть   речи   слов,   помещенных   во   второй столбик? (имена прилагательные) ­Как вы это определили? Докажите. ­Чем мы сегодня будем заниматься? ­Я   приглашаю   вас   совершить   путешествие   в   страну Прилагательных.   У   вас   на   столах   бортовой   журнал (заранее отпечатан)                                    Бортовой журнал Известная информация Новая информация Коллективная  письменная работа –  обзорное повторение  сведений по теме «Имя  прилагательное». ­ Но прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите:  знаете ли вы, что такое прилагательное? (Ответ учащихся.) ­А вы знаете, к каким словам, к какой части речи  «прилагаются», присоединяются прилагательные? (Ответ учащихся.) ­ Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок. О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.        «Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________   небесная   лазурь.   Солнышко   с   неба   луч   Сугробы   не   так   уж _____________   разливает. ___________     и _________.  __________ теплом подувает ветер с полей.    ,   как   зимой.   Воздух   __________   Парная работа  (учащиеся вставляют в  текст, заранее  распечатанный, имена  прилагательные,  находят синонимы,  антонимы к именам  прилагательным,  Личностные:      ­ формирование позитивной  самооценки;  Метапредметные: регулятивные:  ­ планирование своих  действий; ­ дополнять, уточнять  высказывания по существу  полученного задания; познавательные: ­ выделять существенную  информацию из  прослушанного; коммуникативные: ­ взаимодействовать с  учителем во время беседы,  осуществляемой во  фронтальном режиме; ­ слушать и понимать речь  других;  ­ построение речевого  высказывания в устной форме. Утро ещё __________. А всё­таки на душе _________ и   __________,   потому   что   «весна     _____   повеяла крылом». разбирают  словосочетания) Слова   для   справок:   чиста,   короткие,   молодой, влажным,   небесная,   лёгкою,   светло   и   радостно, душистая,   золотой,   свеж   и   прозрачен,   прохладно, грозны и горды. ­Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что  без имени прилагательного, вы не могли бы общаться.  ­Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни  встречаются имена прилагательные? (название морей и рек, семь цветов радуги, в  загадках и т.д.) ­ Подберите к слову небесная синоним, к короткие  антоним ­ Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.».  Определите род, число, падеж прилагательных. От чего  они зависят? (Контроль, коррекция знаний учащихся) Организация учебной деятельности, консультация по  мере необходимости, контроль выполнения задания;  организация индивидуальной, групповой и коллективной  форм работы. ­На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть  даже к самому горизонту. И вот мы в стране  Прилагательных. ­ А сейчас из стихотворения вы должны будете выписать любое   прилагательное   и   охарактеризовать   его   по   всем пунктам нашего правила: 3. Этап закрепления с  проговариванием во внешней  речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со  сформированными  коммуникативными навыками,  умеющими работать в команде, брать на себя ответственность;  прививать чувство уважения к  общечеловеческим ценностям  1 учащийся читает  стихотворение, 1  учащийся проводит  морфологический  разбор имени  прилагательного, после  чего все учащиеся его  проверяют. Работа в группах.  Учащиеся из  Личностные:      ­ устанавливать связь между  целью учебной деятельности и  ее мотивом; (социальная компетенция);  учить видеть предмет как часть целого.                           Имя прилагательное, мы с тобой дружны, Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето, праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель. Один пятиклассник  работает у доски: 1. Солнечное (лето)­ имя прилагательное, отвечает на вопрос какое? Н.ф. – солнечный       2. Морфологические признаки: пост. – качественное.,  непост. – полная форма, с.р., ед.ч., И.п.       3. Лето (какое?) солнечное. ­Путешественники, внимание! К нам на борт попала  старинная бутылка с посланием, а в ней задание.  Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями). ­Выпишите имена существительные и зависимые от них  прилагательные. Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега ­ синяя. (вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). По дороге  зимней, скучной тройка борзая бежит, колокольчик  однозвучный утомительно гремит. (По дороге зимней, скучной; тройка борзая; колокольчик однозвучный) ­Какие отличительные признаки предмета обозначают  данные прилагательные? Назовите другие признаки,  которые могут быть у этого предмета? Работа со словарем предложений  выписывают  существительные и  зависимые от них  прилагательные.  Работают со словом  (именем  прилагательным) Работа в парах по  толковому словарю ( учащиеся находят в  словаре и выписывают  лексическое значение  слова «борзая» Метапредметные: регулятивные: ­осуществлять проверку;  ­ контроль; познавательные: ­ устанавливать причинно­ следственные связи, делать  выводы; коммуникативные: ­ слушать и понимать речь  других; ­ уметь с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли; Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид  деятельности. 4. Включение изученного в  систему знаний.(15 мин.) Цель:   мотивировать  учащихся к  деятельности;   координировать  деятельность  учащихся;   контролировать  выполнения заданий Борзая­ быстрая, резвая. Б. конь Борзая ­охотничья собака с острой длинной мордой и  длинными тонкими ногами.) Отгадайте кто это?  Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь) Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко) Хитрая,  рыжая, пушистая. (Лиса) Вкусная, сочная, синяя. (Слива) Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок) Умные,  активные,  дружелюбные. (это вы, ребята.) Мотивация и координация деятельности учащихся,  контроль выполнения задания ­ Записать упражнение 571 .В предложениях подчеркнуть  грамматическую основу, объяснить орфограммы и  пунктуацию. ­ Каким членом предложения могут быть  прилагательные? Проверочная работа. ­Вдали виден мыс Ошибок.  Странный листок выпал из судового журнала. На нем записаны задания, но соленая океанская вода  размыла чернила.  SOS! Помогите мне – найдите слова с верными ответами  и объясните свой выбор 1) Какое слово называет признак предмета?  Среди  тишины послышался тихий говор.          А) первое         Б) третье          В)четвертое 2) Какая часть речи называет различные признаки  Учащиеся отгадывают  загадки, связанные с  темой «Имя  прилагательное» и  изображают предмет Личностные: ­  установка на здоровый образ жизни и ее реализация на  уроке. Учащиеся выполняют  упражнение по заданию. При проверке  оценивают себя.   Личностные:   ­ способность к  самостоятельной работе и  самооценке. Учащиеся выполняют  тестовую работу, после  чего обмениваются  тетрадями и проверяют  работу соседа Метапредметные: познавательные: ­ устанавливать причинно­ следственные связи, делать  выводы;  ­ориентироваться в своей  системе знаний (определять  границы знания/незнания); регулятивные: ­осуществлять проверку;  самооценку;  ­ планировать свое действие в  соответствии с поставленной  задачей; предметов?          А) Имя прилагательное      Б) Имя  существительное        В) Глагол 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной  форме:      А) смышленый (ребенок).      Б)  о книжном  (шкафе.)    В) отцовского (участка.) 4) Каким членом предложения является имя  прилагательное в полной форме?          А) сказуемое   Б)    дополнение        В)  определение 5) Имя прилагательное не  изменяется          А) по родам         Б) по числам       В) по  спряжению 6) В каком словосочетании имя прилагательное является  главным словом? коммуникативные: ­ слушать и понимать речь  других; ­ уметь с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли;        А) весенний лес   Б)  дружелюбный от природы. 7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей?  каков?        А) Имя существительное   Б) Имя  прилагательное     В) Глагол ­ Продолжите заполнение бортового журнала ­ Запись словосочетаний и их анализ. Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса   Премудрая. Вывод о согласовании прилагательного с  существительным. ­  Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её  загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки  вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей  маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.      Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее  Индивидуальная работа учащихся по уровню  сложности: 1. Выписать 1  словосочетание  прил.+сущ 2. Сделать анализ  данного  словосочетания Сильный ученик  проверяет у слабых, а  сам отчитывается 7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:  оценить результаты  собственной  деятельности  повторить способ  нового знания учителю. Учащиеся высказывают  свое впечатление от  урока, используя  только прилагательные. Каким сегодня был  урок? цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои  четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая  кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были  тонки и призрачны; головка покачивалась на тонкой шее,  как головка полевого колокольчика. ­ Выписать словосочетания с прилагательными, с  помощью которых автор описывает девочку, сделать их  анализ. Рефлексия ­Давайте вспомним все об имени прилагательном,  заполним до конца наш бортовой журнал. ­Что нового вы узнали об имени прилагательном? Напишите в тетрадях свое  впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был  урок?» Используйте  только прилагательные.  ­Вот   и   подошло   к   концу   наше   опасное,   но   интересное путешествие   в   страну   Прилагательных.   Благодарю   вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо. Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас родной стороны.  Пусть бури и ветры с тобой, верный друг, И помощь протянут тебе сорок рук. Будь смел и отважен ­  Прочти много книг,  В большом море знаний  Личностные: ­ устанавливать связь между  целью деятельности и ее  результатом. ­ адекватное понимание  причин успеха/неуспеха  в учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные: ­  совместно с учителем и  одноклассниками давать  оценку деятельности на уроке; ­выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные:  ­ слушать и слышать  собеседника. познавательные: ­ обобщать, делать выводы. Плыви, ученик.  К заветной мечте и чудесной земле.  В нагруженном знаниями корабле ! Домашнее задание: Параграф 21, упр 110. Для сильных учащихся дополнительно:  написать  лингвистическую сказку об имени  прилагательном

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Имя прилагательное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018