Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
09.01.2018
Вводный урок по русскому языку для 6 класса по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капиноса и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
Цели урока: познакомить учащихся со структурой учебника, условными обозначениями, справочным аппаратом; дать элементарные представления о слове как единице языка; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.
1 урок Слово--основная единица языка.docx
Тема урока: «Слово – основная единица языка».
Тип урока: вводный урок
Цели урока: познакомить учащихся со структурой учебника, условными
обозначениями, справочным аппаратом; дать элементарные представления о
слове как единице языка; способствовать формированию уважительного
отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
создание положительного настроя и позитивной установки на изучение
русского языка;
развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
умение свободно пользоваться словарями различных типов;
овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной
и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания;
умение определять цели предстоящей учебной деятельности.
Предметные:
развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета;
умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно
списывать текст;
выполнение языковых разборов;
овладение орфографическими нормами.
Оборудование:
учебник Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М.
Разумовской, П.А. Леканта. Москва: Дрофа, 2015; презентация; словари
В.И.Даля, С.И.Ожегова, Н.М.Шанского.
Этапы урока
I. Мотивация к
учебной
деятельности
Цель
этапа: включени
е учащихся в
деятельность на
личностно
значимом уровне.
Слайд1
1
Деятельность
учителя
Ребята, вот и начался
новый учебный год, вы
стали
шестиклассниками.
Поздравляю вас!
Желаю вам в учёбе
достичь больших
успехов, а поможет
вам в этом слово,
потому что именно
слово является
Деятельность учеников
УУД
Учащиеся слушают,
знакомятся со
структурой учебника,
условными
обозначениями,
справочным аппаратом,
высказывают своё
мнение.
Создание
положительного
настроя и
позитивной
установки на
изучение
русского
языка(Л);
овладение
способностью
свободно и средством познания и
общения людей.
Человек мыслит
словами, и чем богаче
словарный запас
личности, тем
успешнее жизнь.
Слово является
основой любого
предмета, но в
учебнике русского
языка оно изучается
глубоко.
Познакомимся сначала
со структурой
учебника, условными
обозначениями,
справочным
аппаратом.
Посмотрите,
пожалуйста, на 1ый
слайд. В нач ле аа
ыа
б ло Сл во
—
первая
строка Евангелия от
Иоанна. Это самая
популярная
библейская цитата.
Полностью она звучит
так: «В начале было
Слово, и Слово было у
Бога, и Слово было
Бог». Подумаем,
почему же оно так
всемогуще.
оа
Как вы думаете,
ребята, какова тема
нашего урока?
Какова главная цель
урока?
II.
Актуализация
знаний
2
правильно
излагать свои
мысли в устной и
форме (М);
умение
ориентироваться
на страницах
учебника,
самостоятельно
грамотно
списывать
текст(П)
Формулируют тему и
цель урока
(помощь учителя)
Целеполагание
(П)
Выполнение
пробного
учебного
действия; фиксирование
индивидуального
затруднения;
саморегуляция в
ситуации
затруднения (Р).
Выражение своих
мыслей;
аргументация
своего мнения;
учёт разных
мнений (К)
Сравнение как
возможность
прийти к общему
мнению;
выдвижение
гипотез и их
обоснование;
самостоятельное
создание способа
решения
проблемы
поискового
характера(П)
Аргументация
своего мнения и
позиции в
коммуникации;
учёт разных
мнений (К)
III. Проблемное
объяснение
нового знания.
Слайды 2,3,4
Что же такое слово?
Какова
его
этимология?
Какая информация
текста оказалась для
вас новой?
Предоставляется
слово каждой группе.
Ученики работают со
словарями С.И.Ожегова,
В.И.Даля, Н.М.Шанского
1 Самостоятельная
работа учащихся.
2 Устные
высказывания
учащихся.
Учащиеся выразительно
читают эпиграф на стр. 3
Учащиеся объясняют
своё понимание
эпиграфа и записывают
его в тетрадь.
Учащиеся читают текст
и отвечают на вопрос
Обратимся к эпиграфу
К.
Паустовского
(портрет писателя на 2
слайде)
и к упражнению №1.
Объясните, как вы
понимаете
высказывание
Константина
Георгиевича
Паустовского.
Спишите
высказывание
тетрадь.
в
Прочитайте материал
учебника «Возьмите на
заметку!» на стр.4 и
ответьте на вопрос,
почему
слово—
3 Ученики составляют
кластеры. Защита
кластеров. Коррекция
после просмотра слайда
презентации.
Выполнение упражнений Снятие
напряжения и
утомления на
уроке (Л).
основная
языка.
единица
Составьте кластер.
Учитель
просматривает
кластеры учащихся,
оказывает
помощь
отдельным учащимся.
Проверка
работ.
Обратите внимание на
кластер на слайде,
откорректируйте ваши
работы.
А сейчас немного
отдохнем. Встаньте,
ребята. Я медленно
читаю пословицы о
слове, а вы выполняете
упражнения: если
слово имя
существительное –
хлопайте в ладоши,
глаголтопайте,
имя прилагательное
—поворот направо,
частица—поворот
налево,
наречие—руки
вперёд.
Слово—не воробей:
вылетит, не
поймаешь.
Доброе слово и кошке
IV.Физкультмину
тка
Слайд 6
4 приятно.
Хорошим словом мир
освещается.
Выразительно
прочитайте
высказывание Льва
Николаевича Толстого
о слове в упражнении
2 и сделайте вывод:
какова,
по вашему
мнению, роль слов в
жизни людей. Спишите
высказывание
в
тетрадь.
этими
С
высказываниями
перекликается
стихотворение Якова
Козловского «Слова»
в упражнении 3.
Прочитайте
стихотворение. Какие
чувства,
мысли,
настроение
можно
выразить
словом?
Выполните задания 2,
3, 4 упражнения 3:
списывают
текст,
выделяя корни с
орфограммами,
объясняя написание
морфем,
этих
схемы
составляют
предложений
с
однородными членами,
объясняют постановку
знаков препинания,
выполняют
лексический разбор
знания;
IV. Закрепление.
Цель
этапа:
проговаривание и
закрепление
нового
выявление
пробелов
первичного
осмысления
изученного
материала;
проведение
коррекции
5
• Учащиеся читают текст
и делают вывод о роли
слов в жизни людей,
записывают текст в
тетрадь.
Учащиеся выразительно
читают стихотворение и
рассказывают, как
понимают смысл
стихотворения.
Анализ объектов
с целью
выделения;
выдвижение
гипотез и их
обоснование (П)
Выражение своих
мыслей;
формулирование
и аргументация
своего мнения;
(К)
Оценивание
изучаемого
материала(Л)
Контроль,
коррекция,
оценка (Р)
выполняют
4
3,
Ученики
задания 2,
упражнения 3
Делают выводы: слово
играет большую роль в
жизни людей, оно
является основной
единицей языка; в
лингвистике
рассматривается с
разных точек зрения в
фонетике, орфоэпии,
лексике, морфемике, выделенного
«заклинать».
слова
словообразовании,
орфографии,
морфологии.
Послушаем
стихотворения поэтов
о значимости слова в
жизни человека.
Почему
уважительно
относятся к слову
поэты?
так
Подготовленные ученики
читают стихотворения о
слове.
1.Когда ты хочешь
молвить слово,
Мой друг подумай—не
спеши. Оно бывает то
сурово, То рождено
теплом души.
2.Им можно радости
прибавить,
И радость людям
отравить.
Им можно лёд зимой
расплавить
И камень в крошку
раздробить.
В.А.Солоухин
3.Недаром родимое
Слово, Живое его
волшебство—Души
всенародной основа,
Залог и начало всего.
А.Гребнев
4. А надо, чтобы в
каждом слове – Бог…
И надо, что бы в каждой
мысли – свет.
Тогда и солнце вовремя
взойдёт,
Тогда и злиться –
надобности нет…
И.Самарина
Ответы на вопросы
6 Рефлексия
способов и
условий
действия;
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности (П)
Самооценка;
адекватное
понимания
причин успеха
или неуспеха в
УД; следование в
поведении
моральным
нормам и
этическим
требованиям (Л).
Выражение своих
мыслей полно и
точно;
формулирование
и аргументация
своего мнения,
учёт разных
мнений (К)
V. Итоги урока
Рефлексия
Цель этапа:
осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса
Исследование какой
темы мы с вами вели
на уроке?
Какую цель ставили
на уроке?
Добились мы
поставленной цели?
Составьте синквейн.
Пригодятся ли вам
полученные знания в
жизни?
Оцените свою работу
на уроке.
Ребята, спасибо за
сотрудничество.
Дают ответы на вопросы,
анализируют работу на
уроке через самооценку.
Составляют синквейн:
• Слово
• Поэтичное,
драгоценное,
доброе.
• Объединяет,
служит, радует.
• Слово—единица
языка.
• Божественный дар.
Записывают домашнее
задание
VI. Домашнее
задание.
Слайд 7
§1, используя
информацию
эпиграфа, упражнений
и материала на
странице 4,
расскажите, что мы
знаем о слове как
единице языка;
выполните упр. 4 или
7.
7 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №24 г.Волгодонска»
Урок в 6 классе на тему:
«Слово—основная единица
языка»
учителя
русского языка
и литературы
8 Гурской В.Н.
2017
В древности люди начали замечать, что слова, которые произносятся большое
количество раз, и от всей души, могут предопределить судьбу человека.
Люди обратили внимание, что постоянное употребление в разговоре слов с
негативной нагрузкой приводит к неблагоприятным поворотам жизни
человека, а вот хорошие слова подбадривают, дают радость и стремление
двигаться дальше и достигать большие вершины.
Это предположение использовали много тысячелетий назад, чтобы добиться
действенных результатов приговоров. Сейчас же психологи еще раз доказали
эту теорию связей мыслей и произнесенных слов.
Неоднократно употребляемые в речи слова, остаются в нашем подсознании и
влияют на наши поступки и судьбу, в общем. Если у вас без конца не
заканчиваются проблемы, стоит учитывать, какие слова присутствуют в
вашей речи.
Вот перечень из десяти слов, которые изменят вашу
жизнь в лучшую сторону раз и навсегда.
Удача. Употреблять в речи это слово следует смело и с положительным
настроением. Точно не так: «Ах, если бы удача постучалась в наш дом…».
Необходимо произносить: «Я надеюсь, что удача сегодня будет благосклонна
ко мне», «Я верю, что удача где-то рядом».
Счастье. Счастье – это наши желания. Следует ежедневно думать о своих
целях в жизни и без страха смотреть в будущее: «Я обязательно буду
9 счастливым». Каждый раз, когда вы будете произносить это слово, ваше
желание будет приближаться к вам, и спустя время вы на самом деле
почувствуете радость.
10
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Конспект урока русского языка для 6 класса "Слово--основная единица языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.