Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока по русскому языку
в 2 «Б» классе
14.04.2017г.
дата
Консультация методиста________________
Консультация учителя_________________
Русский язык 2 класс. УМК «Перспективная начальная школа»
(Учебник «Русский язык» Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., ч. 3, стр. 104 – 106)
Тема урока: «Разделительный ь знак».
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации обучающимися об разделительном ь знаке , для формирования морфологических и орфографических умений и понятий ,орфографической и пунктуационной грамотности .
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию умения в правописании разделительного ь знака.
Развивающие: содействовать развитию у обучающихся умения в правильном употреблении разделительного ь знака, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, сравнивать и обобщать; закреплению и актуализации ранее изученного материала.
Воспитательные: средствами учебного занятия создавать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы; для воспитания трудолюбия, усидчивости, аккуратности, самостоятельности, настойчивости, ответственности за продукты собственной деятельности,
Здоровьесберегающие: чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физкультминуток, соблюдение СанПиН.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «совместный труд», «терпение», «уважение к мнению одноклассников», «семья», «семейные традиции»;проявлять интерес к изучению русского языка, актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение решать орфографические задачи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге; задавать вопросы одноклассникам, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; следовать инструкциям, алгоритму, выполнять правила работы в паре, группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); адекватно реагировать на замечания учителя, одноклассников.
Предметные: формировать умение правильно определять разделительный ь знак в зависимости от их лексического значения; правильному правописанию разделительного ь знака ; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правил устного общения, применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.
Основные понятия: разделительный ь знак .
Межпредметные связи:литературное чтение.
Тип урока: открытие новых знаний.
Организация пространства: индивидуальная работа, парная работа, групповая работа, фронтальная работа.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация, учебник «Русский язык».
Ход урока
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Маргарита Викторовна .
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш. Кто готов поднимите руку .
3. Мотивация к обучению и познанию:
У: Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.
У: Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
У:На доске вы видите карточки ,на которых написаны слова: буду, стараться, внимательным, слушать, активен, разговаривать, отвлекаться.
Из них нам нужно составить девиз нашего урока. Прочитайте, какой девиз у вас получился.
О: Буду внимательно слушать !Буду стараться! Буду активен!
II. Актуализация умений и знаний.
Чистописание.
Минутка чистописания:
У: Откройте тетради, запишите число, классная работа.
У:Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании? Послушайте загадку.
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
О:Это ь знак.
У:Да, сегодня мы с вами будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь», из каких элементов он состоит?
О: Из короткой наклонной линии и полуовала.
У: Итак, приготовились к написанию буквы: выпрямили спины, сели ровно, тетрадь положите с наклоном вправо, приступили к написанию.
Прописываем всю строчку каллиграфически правильно букву «ь».
У.: Хорошо.
Начинаю писать от верхней линии рабочей строки ,пишу короткую наклонную линию касаясь нижней линии рабочей строки ,малый овал до середины строки .
У:Запишите по образцу…
У:Подчеркните самую красивую букву ,которая у вас получилась .
У.: - Хорошо. Теперь прописываем соединения букв «ья», «ьи», «ью», «ье».
У:Молодцы ребята , все хорошо справились с написанием букв.
Словарная работа:
У: Игра «Доскажи словечко».
Слова-отгадки запишите в тетрадь, орфограмму подчеркните.
-Мы едем в дальние края, прощайте верные … (друзья)
-Громко у резных ворот резвый конь копытом …(бьёт)
-На скамейке у ворот Лена громко слезы …(льёт)
-Сейчас я пуговку свою крепко-накрепко… (пришью)
-Ко дню рожденья Кати мама сшила… (платье)
-Назовите слово противоположное по смыслу слову «девочка». (мальчик)
Проверка, анализ деятельности обучающихся:
У.: Какая орфограмма объединяет эти слова?Читаем первое слово, называем, на какой слог падает ударение, орфограмму.
О:ь знак .
У.: - Ребята, вы хорошо справились с заданием. Хочется отметить работу ….
У:Какое слово может быть среди них лишним?
О:мальчик
У:Почему?
О:Мягкий знак не разделительный.
У:Какую роль играет во всех остальных словах мягкий знак?
О:Разделяет гласную и согласную .
У:Перед какими гласными написан мягкий разделительный знак?
О:е,ё,ю,я
У:После каких букв стоит мягкий знак?
О:После согласных букв.
У:Ребята вы большие молодцы.
У :Сегодня с вами мы познакомимся с новыми словарными словами : Ягода, язык. Запись слов в словарик .
У:Сколько букв в слове ягода? Звуков ?
О: 5 букв , 6 звуков.
У:В слове язык?
О:4 буквы,5 звуков.
У:Что общего в этих словах?
О:Оба слова начинаются на букву я.
У:Выполнение работы в рабочей тетради упражнение 65.
У:Выделите орфограмму слова и поставьте ударение.
У:Молодцы,верно.
4. Актуализация знаний (продолжение).
У:Послушайте сказку. Это сказка –правило .Слушайте внимательно.
В дверь позвонили. Дверь отворилась, и в нее выглянула буква. — Здесь живет такая-то буква? -Да. — Не могли бы вы поработать? — А как? — Постоять в начале слова. — В начале слова я не работаю. — Тогда вот: есть место между согласной буквой и буквой А. — Простите, в таких местах я не бываю. — Вон оно как! А если две согласные буквы, то между ними постойте. — Какие это буквы, будьте добры? — Первая Ч, а вторая Н. — Нет, и туда я не пойду. — А где же вы можете поработать? — Могу после согласных перед гласными Е, Ё, Я, Ю, И, но только если они согласятся обозначать два звука
У:Что вы знаете о букве - мягкий знак? - Какая особенность у этой буквы ?
О: Она не обозначает звука.
У:Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
О:Указывает на мягкость предшествующего согласного
У:Сделаем вывод .
О: Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.
У:Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах?
О:Во всех словах в середине пишется ь .(Слайд)
У:Разделите данные слова на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?
О:Деньки, вьюга, коньки, ружье, листья, пеньки, воробьи
О:(Разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости. )
У:В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)
IV. Физкультминутка.
У.: - Мы делили апельсин (дети показывают апельсин – пальцы полусогнуты, словно в руках мяч)
Много нас, а он один (ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак, прямым остается только большой палец каждой руки)
Это долька – для ежа,
Это долька – для стрижа,
Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра (ладонь сжаты в кулак.Начиная с большого пальца, дети начинают раскрывать кулаки, на каждую фразу по пальцу)
А для волка – кожура.
Он сердится на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда. (Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово последних двух фраз).
Работа с рабочей тетрадью.
III. Открытие новой темы.
У:Ребята откройте учебник на странице 105 ,посмотрите на первую табличку .
У: Скажите , чем различается произношение слов в каждой паре?
О: Разное значение слов ,различается произношение слов разделительным ь знаком .
У:Верно.В каком слове из двух больше звуков ?
О:Во вторых словах три звука , так как в этих словах присутствует разделительный ь знак.
У:какой новый звук появляется?
О:Появился новый звук [й].
У:Ребята ,сейчас мы с вами запишем эти слова в тетрадь .(польет, солью)
О:Записали .
У:Смотрим на второй плакат ,какие звуки обозначают буквы Е,Ю,Я в словах пьеса, польет ,сольют ,семья.
О:В слове пьеса буква Е обозначает звуки [й,э], польет буква Е обозначает звуки [й,о],солью буква Ю обозначает звуки [й,у],семья буква Я обозначает звуки [й,а].
У: Продолжи высказывание .Маша читает ,кто знает ответ поднимает руку .Разделительный ь знак пишется перед какими буквами?
О:Пишется перед буквами Е,Е,Ю,Я.
У:Читает Петя. Разделительный ь показывает ,что после него идут звуки,означающие два звука:
О: После разделительного ь знака идут буквы ,которые обозначают два звука [й,о],[й,у], [й,э] ,[й,а], [й,и].
У:Верно,молодцы ребята
У:Откройте учебник на странице 106,посмотрите упражнение 116.Прочитайте его про себя. Маша прочитает в слух .
У:Существуют ли такие слова?
О:Нет ,такие слова не существуют.
У:Ребята , как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова?
О:Чтобы получилось правильное слово ,нужно подставить разделительный ь знак.
У:Верно ребята.
У:А как на письме показать другое, правильное произношение этих слов ?
О: Нужно подставить разделительный ь знак, выделить в словах гласные буквы перед которыми ставится разделительный ь знак и написать звуки,которые обозначает эта буква.
У: Устно проговариваем правильное написание .Слово солови, как правильно запишем ?
О: В словесоловьи пишется разделительный ь знак и буква и обозначает два звука[й,и].
У:Молодцы ,верно. Разбираем слово мурави.
О:В слове муравьи пишется разделительный ь знак ,буква и обозначает два звука[й,и].
У:Верно .Разбор слова вороби.
О:В слове воробьи пишется разделительный ь знак, буква и обозначает два звука [й,и].
У:Верно ребята .Катя будет выполнять это упражнение у доски .Все остальные записывают у себя в тетради. Записываем слова правильно.
в) Работа с учебником.
У.: - Ребята, откройте страницу 106, упражнение 116. Выполняем самостоятельно упражнение, записываем его в тетрадь.
У.: - Закончили выполнять упражнение. Ребята, поменяйте с соседом по парте тетрадями для взаимопроверки. Итак, читаем орфографически правильно первую строчку.
У.: - Ребята, в каких словах были допущены ошибки? В какой орфограмме была допущена ошибка? Какое проверочное слово мы может подобрать?
VI. Закрепление полученных знаний на уроке.
У:Ребята на столах у вас лежат карточки для самостоятельной работы .
Вставьте , где нужно мягкий знак. Исправьте ошибки.
Вечер. За окном л_ётдожд_. Вся сем_яСолов_ёвых дома. Каждый занят деломь. Бабушка Дар_я варить варен_е. Мама ш_ётплат_е. Старшая дочькаНатал_я гладит бел_ё. Ил_я и Тат_яна учат уроки. Пришла гостя –учител_ницаОл_гаВасил_евна.
У:Карточки передали вперед.
VII. Итог урока.
У.: - Ребята, с какими задачами на уроке вы справились: познакомились…; узнали…; учились …
Рефлексия
VIII. Домашнее задание.
У.: - Молодцы. А сейчас каждый приносит мне тетрадь с каллиграфическим написанием всех работ и получает задание на дом.
У.: - Спасибо, урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.