Конспект урока русского языка "О-Ё после шипящих в корне слова"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.12.2017
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Образовательная технология: проблемное обучение
Урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок – исследование
Межпредметные связи: география
Цель урока:
Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе над орфограммой «О-Ё после шипящих в корне слова» (познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез)
Развивающая: развивать умение распознавать изучаемую орфограмму,
Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, интерес к истории родного края
Сценарий урока О-Ё после шипящих.docx
Открытый урок Русский язык. 5 класс
Тема: ОЁ после шипящих в корне слова
Образовательная технология: проблемное обучение
Урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок – исследование
Межпредметные связи: география
Цель урока:
Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при
работе над орфограммой «ОЁ после шипящих в корне слова»
(познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез)
Развивающая: развивать умение распознавать изучаемую орфограмму,
Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, интерес к
истории родного края
Задачи урока:
1. Знать, что такое имя существительное
2. Вспомнить, какие морфологические признаки имеет имя
существительное
3. Уметь правильно определять морфологические признаки
Оборудование: лист самооценки с критериальным оцениванием и
статистикой активности, фреймсхемы для работы с информацией, карточки
для работы в паре (1 на парте), карточки для индивидуальной работы,
презентация к уроку
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Геннадьевна. Сегодня мы вместе
работаем на уроке русского языка. У каждого из вас есть лист самооценки,
который вы заполняете в течение урока.
Актуализация
Итак, обратите внимание на экран. Прочитаем двустишие:
Ч..рные ш..рты Ж..ра примерил,
Ч..лку расч..ской слегка причесал.
1. Что объединяет выделенные слова? (наличие шипящих) (запишите в
тетрадь, вставив пропущенные буквы)
2. Какие буквы вставили? (О или Ё) Есть ли трудности в выборе?
(орфограмма)
1 Как вы считаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Попытайтесь сформулировать тему
Тема: «ОЁ после шипящих (где находится орфограмма во всех
словах?) в корне слова»
Проблематизация
3. Можете ли объяснить, почему вы выбрали О или Ё? (да/нет) (если
условием выбора гласной является ударение, тогда как сделать выбор,
ведь в каждом слове эта гласная ударная)
(если слова – искл., действительно ли это так?)
Целеполагание
Как можем сформулировать цель урока? Что должны вспомнить и чему
научиться? (научиться правильно писать слова с орфограммой «О – Ё после
шипящих в корне слова») Сформулируйте задачи урока, используя слова
1. Знать, в каких случаях после шипящей в корне пишется буква «ё», а в
каких – «о»
2. Уметь опознавать орфограмму «ОЁ после шипящих в корне слова»
3. Определить последовательность действий при работе над орфограммой
4. Использовать данный алгоритм при работе с орфограммой
Это план работы на сегодняшнем уроке.
Результатом работы станет:
заполненная фрейм схема
доказательство или опровержение вашей гипотезы (О или Ё)
Ход урока актуализации знаний
Анализ и синтез
Итак, изучим материал, представленный на карточке № 1.
После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё, если
при изменении слова или образовании родственного слова в этом
корне появляется е: шёл — шедший, жёлтый — желтеть, шёлк — шелка;
чёт, зачёт, отчёт, счёт — вычет; щёголь — щеголять, жёлоб — желоба,
жёлудь — желуд й, чее
ёрт — черти, шёпот — шептать и т. п.
2 Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии
чередования с е: обжора, шов, шомпол, шорох, чопорный, крыжовник и
т.п.
Примечание. В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает и без
офёр,
; а также в производных словах: жок йский,
шокол д,
ш
ее
ее
осс ,
ж
онглёр,
ее
ударения: жок й,
Шотл ндия
шотландский и т. п.
ае
ае
ш
1. Прочитайте текст и заполните фреймсхему, распределив основную
информацию в слоты (ячейки) – работа в парах
2. Проверка
3. Давайте разработаем алгоритм работы над орфограммой в слове (Запись
на доске учителем, детьми в тетради)
Наличие шипящей
После шипящей О или Ё
Ударение
Далее используем фрейм – схему
4. Закрепление
Упр.459 (у доски). Распределите слова на 2 столбика. По какому
принципу можно разделить, если учесть, что 2 слова останутся за
рамками таблицы. (Ё / О в иноязычных словах)
Почему 2 слова не вошли ни в одну группу?
5. На доске: ожёг руку, ожог руки. В чём разница? Заполните
пустые слоты
6. Контроль . Самопроверка
Самостоятельно выполните работу. Запишите в строчку шифровку,
которая будет состоять из пропущенных букв.
Веч..рка, деш..вый, ш..ркать, ж..ваный, печ..нка, ш..к, пощ..чина,
прож..рливый, капюш..н, прич..ска, пш..нка, уч..ба.
7.
Проверка: ёёоёёоёооёёё
Корректировка.
Как вы думаете, каким образом с нашим сегодняшним уроком связана
река Хуанхэ?
3 Хуанхээ (кит. трад. 黃河, упр. 黄河, пиньинь: Huáng hé) — река в
Китае, одна из крупнейших рек Азии. В переводе с китайского языка
её название — «Жёлтая река», что связано с обилием наносов,
придающих желтоватый оттенок её водам.
Жёлтое м ре (кит. упр.
хай», кор. 황황, читается «хванхэ») — полузамкнутое окраинное море
Тихого океана у восточного побережья Азии к западу от
Корейского полуострова.
ОБЪЯСНИТЬ ПРАВОПИСАНИЕ
黄海, пиньинь: Huanghai, читается «хуан
ое
Рефлексия (возвращаемся к предложению, записанному в начале
урока)
Можем мы теперь объяснить правописание? Исправьте ошибки, если
есть.
Ч..рные ш..рты Ж..ра примерил,
Ч..лку расч..ской слегка причесал.
Верно ли?
В корне после шипящих под ударением
Пишется Ё, а не О, без сомнения,
Но надо запомнить четыре лишь слова:
Шов, капюшон, крыжовник и шорох.
Домашнее задание
1) выполнить упр. 458
2) задание по инд. карточкам, в случае затруднений обратитесь к словарю или
воспользуйтесь Интернетом
Соотнесите слова с их значением
1. Зажор
2. жолкнуть
3. жом
4. жох
5. джонка
6. мажорный
блёкнуть, вянуть
пресс
лёгкое судно
делающий ремённую упряжь
оптом, без счёта
затор льда во время ледохода
бодрый
4 7. шорник
8. чохом
пройдоха
Ответ
Зажор
жолкнуть
жом
жох
джонка
мажорный
шорник
чохом
затор льда во время ледохода блёкнуть,
вянуть
пресс
пройдоха
лёгкое судно
бодрый
делающий ремённую упряжь
оптом, без счёта
Итак, завершите работу с листами самооценки
8. Итог урока: чему мы сегодня научились на уроке, достигли ли цели,
поставленной в начале урока? Где нам пригодятся эти знания и умения?
9. Личностная рефлексия: Отметьте, пожалуйста, портрет героя, который
отражает ваше эмоциональное состояние на уроке.
Спасибо за урок!
5
Конспект урока русского языка "О-Ё после шипящих в корне слова"
Конспект урока русского языка "О-Ё после шипящих в корне слова"
Конспект урока русского языка "О-Ё после шипящих в корне слова"
Конспект урока русского языка "О-Ё после шипящих в корне слова"
Конспект урока русского языка "О-Ё после шипящих в корне слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.