Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—6 кл
15.02.2019
Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»
В ходе урока учащиеся узнают о том, как правильно писать письма, как письма попадают к адресату, научатся сочинять письма различных типов и подписывать конверт. ЦЕЛЬ УРОКА: -выяснить, какое значение имеет в жизни людей переписка, дать учащимся элементарное представление о письме, как о тексте, его разновидностях и структуре, уметь при написании писем различных типов определять их цель и адресата.
урок письма.doc
Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…» 1 ЦЕЛЬ УРОКА:  ­выяснить, какое значение имеет в жизни людей переписка, дать учащимся элементарное представление о письме, как о тексте, его разновидностях и структуре, уметь при написании писем различных  типов определять   их цель и адресата. ЗАДАЧИ 1. Образовательные:  ­ обобщить знания учащихся об истории писем, ­   дать   и   закреплять   понятие   о   видах   писем   и   особенностях   современных писем, ­ учить детей написанию писем различных типов. 2. Развивающие:  ­ вырабатывать   навыки  связно  и  чётко  излагать  свои мысли, передавать свои  чувства; ­ развивать коммуникативные умения работать в группах. 3. Воспитательные:  ­ воспитывать внимание, интерес, уважение к языку, стремление к познанию его  ценностей. Оборудование: мультимедийная презентация Форма урока:  работа по группам ХОД УРОКА. I. Мобилизующий этап.  ­ Здравствуйте, ребята. Тихо сядьте, проверьте готовность. Я рада вас видеть  на своём уроке. Надеюсь, что  мы сегодня хорошо поработаем, узнаем много  нового, интересного. Итак, урок начался. Всего вам хорошего.  II. Сообщение темы и цели урока. ­ Сегодня у нас с вами не простой урок. Он будет посвящен письмам. Эпиграфом служат слова: Письмо Само Никуда не пойдёт, Но в ящик его опусти, Оно пробежит, Пролетит, Проплывёт Тысячи вёрст пути. С. Маршак 2 Работать будем по группам. Задание группы получили заранее: продумать вопросы и взять интервью у  людей разных профессий, но так или иначе связанных с нашей сегодняшней  работой на уроке. Давайте определим цели, которые будут рассмотрены и решены. Для этого прочитайте слова, записанные на доске и  определите  цели. Письмо, почта, почтальон, конверт, марка, штемпель, адрес, индекс, поезд, самолёт. цели: ­ Мы будем говорить о том, как написать письмо. ­ Узнаем, как письма попадают к адресату. ­Научимся сочинять письма различных типов и подписывать конверт. III. Новый материал.  1. Откуда к нам пришли письма?   Первая группа. ­ Наши ребята взяли интервью у учителя истории и узнали интересные факты.  Учитель:  ­ Что такое интервью?  Ответ:  ­В «Словаре русского языка» это слово поясняется так:  1. интервью – несклон. существительное, предназначенное для печати, радио или телевидения, беседа журналиста с каким­либо лицом. Дать интервью. 2. газетная статья, излагающая содержание такой беседы. Письменность   появилась   ещё   в   древности.   Первыми   письмами   были наскальные   рисунки.   В   каждом   из   них   был   определённый   смысл.   Рисунок человека, бегущего за кабаном, мог означать или приглашение на охоту, или место хорошей охоты. Такие рисунки называются пиктографией. С развитием письменности пиктограммы не исчезли. Так в середине XIX   века президент США получил необычное письмо от  вождя одного из индейских племён. Оно представляло собой кусок бересты, на   котором были нарисованы журавли, звери, линии, полосы, знаки. учитель:  ­ Как вы думаете, ребята, о чём хотели сообщить индейцы президенту? Ответ:  ­   Оказывается,   вожди   племени   «Журавля»,   «Куницы»,     «Медведя»   и «Морского   кота»   обращаются   с   просьбой   разрешить   им   покинуть   свои 3 пустынные места и переселиться на три озера, вокруг которых находились хорошие земли. Практическое задание. ­ Каждая группа представить должна свою пиктограмму. На это задание вам дается 3 минуты. Дети показывают рисунки – письма, объясняют их содержание. Учитель:  ­ Как же развивалось письмо дальше?  Ответ:  ­ Позднее в Древнем Египте изобрели иероглифы, которые служили описание разных событий из жизни людей. Современное письмо возникло более тысячи лет   назад.   Создателями   нашей   письменности   были   христианские   монахи Кирилл и Мефодий. Кирилл (это  имя дали ему при пострижении в монахи, а в   миру   его   звали   Константином)   (827­869)   и   Мефодий   (815   –   885) происходили из византийского города Солуники  в Северной Греции. Кирилл начал посещать школу в 8 лет. Он прилежно учился по всем предметам, но его любимым занятием было чтение книг. По окончанию школы он отправился в Константинополь и продолжал учёбу здесь, был одним из лучших учеников, поэтому был принят после учебы на государственную службу. Всоре он её оставил и стал преподавать в университете философию. Потом был направлен в   Болгарию   с   просветительской   миссией.   но   просвещение   без   книг невозможно и он пиступил к созданию славянской азбуки. 2. Какие бывают письма?  Учитель:  ­ Ребята, как вы думаете, какие бывают письма?  2 группа:  ­   Мы   обобщили   собранный   материал   и   узнали,   что   письма   бывают различными.   Срочные,     краткие   письма   называют   телеграммами.   Есть электронные   письма   с   использованием     Интернета,   есть   письма   деловые. Письма по сотовому телефону называются СМС. Кроме того, письма бывают дружеские, поздравительные, письма в газету, официальные письма. Чаще   всего   мы   пишем   письма   близким,   знакомым,   родным,   чтобы поделиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями. Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуемся, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах. Такие письма могут быть весёлыми и грустными, скучными и интересными. Записки на уроках, которыми обмениваются ребята – это тоже письма. 4 Практическое задание. Составьте краткое письмо – телеграмму для человека, которого хотите  поздравить с днем рождения. Каждая группа зачитывает свой текст. Учитель:  ­ Чья телеграмма была сформулирована лучше?  ­ Каким должен быть текст телеграммы? 3. Как раньше путешествовали письма?  Учитель: ­ Почтальоны  и отделения почты возникли  в ХХ веке, а как раньше  передавали письма друг другу?  3 группа:  ­ Мы набрали на компьютере материал о том, как письма путешествовали в давние времена и хотим вас познакомить с ним. В»Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина сказано, что почту возили гонцы. позже на длинных дорогах стали строить почтовые станции – ямы. Там гонец мог отдохнуть, поменять лошадей и продолжить путь. Гонцов стали называть ямщиками. Во многих странах существовала голубиная почта. К ноге голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому, доставляя письмо адресату. Письма   побывали   даже   в   космосе.   Первые   письма   доставили   на   борт космического   корабля   «Союз­4»   лётчики­космонавты   Евгений   Хрунов   и Алексей   Елисеев   на   космическом   корабле   «Союз­5»   в   1969   году.   Сейчас конверт этого письма находится в Центральном музее связи А.С. Попова в Санкт­Петербурге. Практическое задание  Составьте текст рекламы, которая убеждает все в том, что необходимо  писать письма своим родным, друзьям, знакомым. Каждая группа зачитывает свой текст рекламы. ­ Чей текст вас понравился больше? Какими должны быть слова и выражения  в рекламе, чтобы заинтересовать окружающих?  Физкультурная минутка под музыку. 4. Как путешествуют письма в наши дни? Учитель:  ­ Кто из вас отправлял свои письма? Расскажите, как они попали к адресату? Ответ:  ­ Сначала человек пишет письмо и вкладывает его в конверт.(слайды) 5 На   конверт   наклеивает   марку,     пишет   адрес   человека,   кому   отправляет письмо   и   указывает   от   кого   и   откуда   это   письмо,   чтобы   письмо   могло вернуться обратно, если не найдет адресата(слайд) Затем конверт опускают в почтовый ящик. Откуда письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие сумки или мешки. В   один мешок попадают письма, которые нужно доставить в определенный город или страну. Вот   тут   как   раз   и   пригодится   почтовый   индекс.   Первые   три   цифры обозначают область, город. Три последние – номер почтового отделения. Наш индекс  356321. Ускорить работу по сортировке писем помогают машины – сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый. Затем отправляют письмо в стопку или мешок. Потом     мешки   грузят   на   машины,   везут   на   вокзал,   в   аэропорт.   Письма путешествуют   на   самолётах,   поездах,   автобусах,   кораблях   и   даже   на верблюдах.   Так   они   попадают   к   почтальону,   который   приносит   их   домой получателю. Практическая работа. Подпишите   конверт,  указав   ваш   домашний   адрес   и   обратный   адрес   нашей школы. Письма собирает почтальон, в конце урока мы подведем итоги. 5.  Как оформлять письма. Учитель: ­ Ребята, как выдумаете, как нужно оформлять письма на бумаге? Ответ:  ­   Письма   стараются   писать   разборчиво,   четко   и   на   аккуратном   листочке бумаги.   Бумага для писем бывает разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда больше, украшенные рисунком Рассмотрим таблицу. Дополним её примерами. Письмо родным и близким. Возможные части письма Обращение Начальная фраза о состоянии  переписки Раскрывается основное содержание  письма, сообщается о новостях Примеры Мои дорогие мама и папа! Получил(а) твоё письмо… Давно не было письма … Получил(а) твоё (Ваше) письмо, сразу  не ответил(а), потому что … Опишу вам, как идёт жизнь в  лагере  (дома или в школе)…  6 Вопросы адресату Благодарности Просьба писать письма Передача привета Прощание Концовка и подпись Дата и место написания, если их нет  вначале письма Я хочу рассказать Вам (тебе) …  У нас много новостей, расскажу  обо  всём  оп порядку. Как Вы живёте?  Как Ваше здоровье?  Какие у Вас новости?, Что нового? Спасибо за то, что вы положили мне  тёплые вещи … Я прошу Вас(тебя) писать мне (ответь на моё письмо) … Жду ответа. Передай большой привет… До свидания … До встречи … Крепко целую… Любящий(ая) Вас… 15 июля 2016 года Москва Учитель:  Перед вами образцы писем. Прочитаем их, проанализируем:  «Милая мама! Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка» самое главное – береги себя. Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты. Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.» «Дорогой Павлик!  Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно, видел. Оно у нас   так   часто   бывает,   что   мы   уже   совсем   привыкли   к   нему.   Оно   бывает разноцветными   столбами   или   разноцветной   лентой,   или     точно   занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто пол неба сияет золотисто­желтым светом, ­ кажется, точно открыты ворота в какую­то прекрасную страну… Пока до свидания, Павлик. Пиши мне почаще. Твой друг. Учитель:  7 ­ А знаете ли вы, для чего к письмам приклеивают марки? ответ:  ­ письма и почтовые открытки – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или летят на самолёте. Им тоже нужны билеты ­почтовые марки. Первые марки появились в Англии в 1840 году. В нашей стране почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году. На выставке коллекция марок(слайды) Практическое задание. Каждая группа получает конверт с пустым листом. Дети должны  написать письмо от имени литературного героя.  6. Рефлексия. Дети зачитывают письма, анализируют их содержание. Учитель называет имена ребят, которые правильно и аккуратно подписали  конверты. ­ Что понравилось на уроке?  ­ Что хотелось бы изменить?  ­ Чему научились? IV.  Итог  урока. ­ Урок закончен. Благодарю все группы за проделанную работу. V. Домашнее  задание. 8

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка по теме: «Пишите письма…»

Конспект урока русского языка  по теме: «Пишите письма…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2019