Конспект урока русского языка по теме "Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую."
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
09.10.2019
Учащимся предстоит познакомиться с правописанием кратких прилагательных с основой на шипящую; повторить правила образования кратких прилагательных; обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;
- закрепить умение образовывать разные формы (полные и краткие) имен прилагательных;
- прививать познавательную активность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Ь у прилагательных.doc
Конспект урока русского языка по теме
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
Цель: познакомиться с правописанием кратких прилагательных с основой на
шипящую; повторить правила образования кратких прилагательных; обобщить знания
по теме «Имя прилагательное»;
закрепить умение образовывать разные формы (полные и краткие) имен
прилагательных;
прививать познавательную активность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
МТО: учебник, тетрадь, доска.
Ход урока:
Сообщение темы и целей урока.
Орг. момент. Психологический настрой на урок.
1.
Какой сегодня день?
Что вы знаете об истории Дня смеха?
Нарисуйте на листочке смайлик, который отражает ваше настроение в этот день.
2.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с особенностями имени
прилагательного как части речи и рассмотрим правила написания кратких
прилагательных, оканчивающихся на шипящие.
3.
Работать мы будем в группах.
4.
1 задание: составить кластер «Имя прилагательное» (с последующим рассказом у
Деление на группы.
Актуализация знаний.
доски).
2 задание: выполнить письменно.
Задание: прочитать предложения.
Найти прилагательные, выписать из в
столбик,
записать
морфологические признаки каждого
прилагательного.
определить и
В окно заглядывало грустное солнце.
Накатилась синяя туча с грядой серых
облаков и зашумела.
По мокрой улице города между
льдинками журчали ручейки.
Зимой воздух свеж.
Слыхал ли ты в сумраке воздушной
арфы звон?
Лист проверки:
Грустное – ср.р., ед.ч., И.п.,
полная форма.
Синяя – ж.р., ед.ч., И.п., полная
ф.
Серых – мн.ч., Т.п., полн.ф.
По мокрой – ж.р., ед.ч., Д.п.,
полн.ф.
Свеж – м.р., ед.ч., И.п., краткая
ф.
Воздушной – ж.р., ед.ч., Р.п.,
полн.ф.
Первичное усвоение новых знаний.
5.
Вспомним, как образуется краткая форма имен прилагательных. Задание: образовать краткую форму в словосочетаниях ( с записью на доске):
Красивый лес (лес красив)
Великие дела (дела велики)
Яркое платье (платье ярко)
Белая вьюга (вьюга бела)
Близкий путь (путь близок)
Задание: образовать полную форму прилагательных:
Ночь темна, день светел, человек грозен, луна светла, дни дождливы.
Задание: записать прилагательные в столбик:
Жгучий, пахучий, могучий, горючий, колючий, тягучий, трескучий, шипучий,
блестящий.
(Жгуч, пахуч, могуч, горюч, колюч, тягуч, трескучи, шипуч, блестящ).
Образуйте краткую форму. Помните, что при образовании краткой формы
прилагательного в м.р. происходит только одно изменение убирается окончание
(остаётся нулевым).
Как мы можем сформулировать правило урока?
В кратких прилагательных с основой на шипящие Ь не пишется!
Проверим себя, прочитайте правило в § 79.
Составьте и запишите предложение с одним из прилагательных в краткой
форме.
Закрепление.
(например: Ёж хоть и маленький, а всё же колюч. На улице мороз трескуч.)
Чем является краткая форма прилагательного в предложении? (сказуемым)
6.
Задания для работы в группах.
№1. Списать предложения, найти прилагательные, подписать полная или
краткая форма, объяснить написание прилагательных с вопросительным знаком
на конце.
Воздух тих, прозрачен и свеж?. День был удивительно хорош?. Осенний день
был золотист и рыж?. Иду между черных приземистых елок, там вереск на ветер
похож?, и светится месяца тусклый осколок, как старый зазубренный нож. Снег
шуршал, сыпуч? и сух. Парень был широкоплеч?, коренаст. Солнца луч промеж лип
был и жгуч? и высок.
№2. Выпишите в три колонки: 1) краткие прилагательные с основой на
шипящий; 2) существительные с ь после шипящих на конце; 3) существительные
без ь после шипящих на конце.
1. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте…
2. Летний луч запутался в окне. 3. День холодный угрюм и свеж. 4. Ночь еще только
что обняла небо… 5. И он промчался пред полками могуч и радостен, как бой. 6.
Наша печь както дико и странно завывала в дождливую ночь. 7. Небо звонко, воздух
мутен, горный ключ чутьчуть журчит. 8. Каждый зряч, да не каждый врач.
№3. Составить таблицу «Ь после шипящих в разных частях речи»
Часть речи
Имя
существительное
после
Ь
ПИШЕТСЯ
шипящего
Ь после шипящего НЕ ПИШЕТСЯ Имя
прилагательное
Глагол
Подведение итогов урока.
7.
Домашнее задание.
§§7679, упражнение 899
8.
С чем мы познакомились на уроке?
Чему научились?
Будут ли полезны знания, полученные на уроке? Где их можно применить?
Конспект урока русского языка по теме "Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую."
Конспект урока русского языка по теме "Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую."
Конспект урока русского языка по теме "Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.