Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.04.2018
Цель: обобщение знаний учащихся о служебных частях речи
Задачи урока:
образовательные: познакомить с служебными частями речи, закрепить и обобщить знания учащихся о частях речи;
развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, мотивации учения, памяти, воображения, общего кругозора;
воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к языку, наблюдательности и внимательности.
разработка Божко А. А..docx
Тема урока: «Служебные части речи»
Цель: обобщение знаний учащихся о служебных частях речи
Задачи урока:
образовательные: познакомить с служебными частями речи, закрепить и обобщить
знания учащихся о частях речи;
развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету,
мотивации учения, памяти, воображения, общего кругозора;
воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к языку,
наблюдательности и внимательности.
Формировать УУД:
1) личностные:
умение оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
2) регулятивные:
умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
планировать (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые
действия, операции;
3) познавательные:
умение осознавать познавательную задачу;
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной
учебной задачи;
извлекать нужную информацию;
4) коммуникативные:
умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
формулировать собственные мысли;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
подтверждать аргументы фактами.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать самостоятельные части речи, их морфологические признаки, лексическое
значение, синтаксическую роль в предложении;
уметь определять самостоятельные, служебные части речи и междометия в
предложении.
Личностные:
уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования.
Метапредметные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
высказывать свою точку зрения;
находить самостоятельные и служебные части речи в тексте Тип урока: изучение нового материала
Методы: наблюдение, элементы дискуссии, проблемная ситуация, доказательство
своей точки зрения, опрос, работа в парах.
Учебнометодический комплект: учебник Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой
«Русский язык» – М.: АСТ, «Астрель», 2015 г. (УМС «Планета знаний»)
Основные понятия:
Части речи, самостоятельные и служебные части речи, грамматические признаки,
синтаксическая роль.
Организационная структура урока:
I Психологический настрой. Самоопределение к деятельности:
Цель: психологический настрой учащихся, организация внимания учащихся,
обеспечение нормальной обстановки на уроке, включение учащихся в работу
У: Ребята, улыбнитесь себе и другим. Тихо садитесь. Признайтесь, вам хотелось
когданибудь заняться чемто интересным, проявить все свои способности? Тогда
считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке вы можете продемонстрировать свои
таланты и способности, сможете наблюдать, насколько шире становятся ваши
познания. Радуйтесь успеху, не заноситесь и не бойтесь ошибок, будем на уроке
помогать друг другу.
У: Чтобы быть успешным на уроке, как нужно работать?
Выберете нужные слова: самостоятельность, усердие, лень, старание,
несамостоятельность, внимательность, неуверенность, раздражительность,
сообразительность.
Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом не забывайте относиться друг к
другу всегда подоброму, мыслите, работайте и творите прекрасное. Не зря народная
мудрость гласит: «Где красота, там доброта».
II Актуализация знаний. Введение в тему.
1. Интеллектуальная разминка.
Цель: настрой на учебную деятельность, развитие мышления, внимания, умения
анализировать, обобщать, выделять главное.
У: С помощью каких средств языка я пыталась настроить вас на урок и включить в
работу? Из чего состоит наша речь?
Д: Наша речь состоит из слов.
У: Слово – главный работник в языке. Что вы знаете о словах? Какие бывают
слова?
Д: Одни слова обозначают предметы, другие их признаки и действия. Есть слова,
которые заменяют имена существительные и прилагательные – это местоимения.
У: Замечательно. В вашей памяти это хранится, значит, это нужно!
Предлагаю провести интеллектуальную разминку.
Что лишнее: существительное, прилагательное, род, глагол?
Обобщите – что это: существительное, прилагательное, глагол?
Дополните логическую цепочку: письмо, существительное = писать, … Попробуем различить части речи выделенных слов в следующих предложениях:
(на доске)
Рой пчел кружится над цветущей липой.
Рой яму глубже!
Мы стали работать лучше.
Коньки сделаны из стали. (сделаны – причастие)
Кошка пила молоко.
Пила хорошо наточена. (наточена – причастие)
У: Чему вы учились, выполняя данное задание?
Д: Учились различать части речи.
У: Выделенные слова совпадали по звучанию. Что же помогло различить их?
Д: Чтобы определить часть речи, необходимо выяснить смысловое значение слова.
У: Какое предложение по цели высказывания побудительное?
Назовите грамматическую основу 5 предложения.
Д: Кошка пила.
У: Назовите в предложениях имена существительные в именительном падеже.
Д: Рой, коньки, кошка, пила.
2. Самостоятельная работа.
У: Самостоятельно спишите предложения по вариантам: 1 вариант записывает
предложения, в которых выделенные слова являются именами существительными, 2
вариант выделенные слова являются глаголами. Определите части речи в
предложениях.
Выборочная проверка работ учителем.
Самопроверка по слайду.
У: Поднимите руку, кто легко справился с заданием?
3. Зрительное восприятие материала для наблюдения.
У: Постараемся восстановить таблицу, расставив слова по своим местам:
существительное, служебные, предлог, местоимение, глагол, союз,
прилагательное, числительное, частица, части речи, междометие, наречие,
самостоятельные. 4. Определение темы и целей урока.
У: Используя прием «Домысливание» и словапомощники, сформулируйте тему и
цели урока.
Повторим …
Изучим …
Узнаем …
Проверим …
У: О чем бы хотели узнать подробнее? Я предлагаю подробнее поговорить о
служебных частях речи, расширить свой запас знаний о них.
III Открытие нового знания.
У: Закрепим и запишем с комментированием в тетрадь названия частей речи.
Поставьте ударение в записанных словах.
Назовите «лишнее», повашему мнению, слово.
Д: «Лишнее» слово междометие, потому что ударение в нем падает на третий
слог, а в остальных словах на второй.
У: Меж
тельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные
чувства, побуждения, но не называет их. Междометие – латинское слово,
в нём содержалось два корня, переводящихся на русский «между» и «бросать».
Буквально значит вставленное между.
- А знаете ли вы междометия? Я вас уверяю, что знаете, и сейчас будете удивлены.
Предлагаю послушать «Веселые рифмы» и самим называть междометия.
тие – особая часть речи, не входящая ни в самостоя-
до
ме
Мне, сказало Междометье,
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
У: Запишите междометия, которые встретились в стихотворении.
Д: Ах, ох, ой, эй, ух.
У: Назовем другие междометия, которые вы произносите ежедневно. Сколько раз за
свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак вежливости.
А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.
Что это за слово? Что значит слово здравствуйте?
Д: Здравствуйте значит «будьте здоровы».
У: Здравствуй аналогично современному приветствую. Удивлены? Запишите
междометие здравствуйте.
Окунемся еще в историю других известных словмеждометий.
Спасибо и пожалуйста – еще два известных словамеждометия вежливости.
Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого
словосочетания спаси Бог (конечное «г» со временем отпало).
Междометие пожалуйста образовано от пожалуй с помощью суффикса – ста.
Исходное пожалуй появилось из пожалую – отблагодарю.
Запишите междометия спасибо и пожалуйста.
У: Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется
обычно не в одиночку, а целой цепочкой. Назовите его.
Д: Баюбаюшкибаю или баюбаенькибаю.
У: Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.
Запишите междометия баюбаюшкибаю и баюбаенькибаю.
IV Первичное закрепление во внешней речи.
1. Сравнение предложений:
«Ура! Мама пришла», сказала Оля подружкам, услышав звонок.
«Мама пришла», радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок.
У: Как выражено чувство радости в предложениях?
Д: Чувство радости может быть выражено разными словами. Ура! – в первом
предложении, радостно сказала – во втором.
У: Сравните еще два предложения:
«Маша увидела большую ящерицу и вскрикнула от испуга».
«Ой!» – вскрикнула Маша, увидев большую ящерицу.
У: Нам понятно, какое чувство испытала Маша, увидев ящерицу? Какое слово в
первом предложении помогло нам понять чувство девочки? А во втором?
Д: Вскрикнула от испуга – в первом предложении, вскрикнула ой – во втором.
У: Мы видим, что слова отличаются друг от друга: одни называют чувства (радость,
испуг), а другие только выражают чувства, не называя их (Ура! Ой!)
Назовите предложения с междометиями.
2. Анализ таблицы:
Разряды междометий по значению
Междометия
Эмоциональные Императивные
Выражают, но не
называют чувства,
настроения
(радость, страх,
Выражают
побуждение к
действию,
команды,
Этикетные
Являются
формулами
речевого этикета
Звукоподражательные
слова
Передают звуки
животных, природы,
машин и др. сомнение,
удивление и др.)
ах, ойойой,
увы, боже мой,
батюшки, вот
те раз, слава
богу, как бы не
так, фу и др.
приказы
ну, эй, караул,
кискис, вон,
кыш, марш,
тпру, нука,
шш, ау,
прочь, брысь,
айда, стоп
здравствуй(те),
привет,
спасибо,
пожалуйста,
простите, всего
хорошего,
прощай, извини,
прости, прошу
мяу, каркар, дзынь,
куку, бац, бах, динь
динь
У: Какие бывают междометия по своему значению?
Что выражают эмоциональные междометия?
Какие междометия выражают побуждение к действию, команды, приказы?
Назовите этикетные междометия.
Междометия не следует путать со звукоподражательными словами. Эта
группа слов стоит вне частей речи, они передают звуки живой и неживой природы.
Звукоподражания находятся вне классификации слов по частям речи.
3. Работа в парах.
У: Предлагаю поработать в парах. Составьте текст (в рабочем листе) из
предложений, расположив их в нужном порядке следования.
К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова,
которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами,
стихийными силами природы.
Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков,
ни действий, выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
Междометие не имеет морфологических признаков, поэтому и морфологический
разбор его не проводят.
Междометие может выступать в роли самостоятельных частей речи и являться
членом предложения.
Например: Ура! Наш класс занял первое место в соревновании! Далече грянуло ура.
Междометия на письме выделяются при помощи восклицательного знака и запятой.
Например: Ах! Как хорошо на улице.
Чу, гдето послышался звук.
Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.
Например: хихихи и хахаха, баюбай; айай. Междометия не связаны грамматически с другими словами; не отвечают на вопросы;
не изменяются; не являются членами предложения.
В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в
предложении, ни для связи частей предложения.
«Афиширование» выполненной работы.
V Самостоятельная работа. Упражнение «Реставратор».
Цель: восстановление текстового фрагмента, намеренно «поврежденного»
учителем.
У: Вставьте в текст (в рабочем листе) пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания.
Сумерки спускались быстро. Сколько ни бр…дили мы по лесу но зн…комой
тр…пинки (не) нашли. Ох (ни)(за) что нам не выбраться из этой чащобы, с т…ской
ск…зал Лёня, не желавший больше тратить ни сил ни времени на дальнейшие поиски
д…роги.
Мы прошли наугад. «Кракракра», сначала слышалось то справа, то слева.
Потом все смолкло. Вдруг откудато донесся с…бачий лай. «Ура! Мы сп…сены, где
то поблизости люди!» обрадованно закр…чал Миша. Не чувствуя больше ни
усталости, ни тревоги, мы пошли на лай с…баки и через несколько минут встретили
л…сника, который выв…л нас на д…рогу.
У: Используя ПОПСформулу (прием творческого опроса, который, учит
лаконичности и развитию навыков логического мышления)
П — позиция ("Я считаю, что…")
О — обоснование ("Потому что…")
П — пример (" Я могу доказать это на примере...")
С — следствие ("Поэтому я делаю вывод, что…") ответьте на вопросы:
Назовите предложение с однородными сказуемыми;
Назовите предложение с междометием.
VI Закрепление изученного.
Тест:
1. Междометие – это
1) самостоятельная часть речи;
2) служебная часть речи;
3) особая неизменяемая часть речи;
4) особая изменяемая часть речи.
2. Выберите междометие, выражающее команду:
1) Здравствуйте!
2) Брысь! 3) Не так!
3. Выберите этикетное междометие:
1) Славу богу!
2) Стоп!
3) Дзынь.
4) Прости!
4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Извините, позовите пожалуйста Игоря.
2) Ба! Знакомые всё лица.
3) Это она, слава богу!
5. В каком предложении междометие выступает в роли самостоятельной части
речи и является членом предложения:
1) Ах, как хорошо на улице!
2) Далече грянуло ура.
3) Ура! Мы заняли первое место!
VII Рефлексия деятельности:
1. Прием «Что ты чувствуешь сейчас?»
Цель: осмысление результатов учебной деятельности, получение эмоционального
отклика, развитие сознания и мышления
У: Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения по окончании урока:
каша в голове;
ни в зуб ногой;
светлая голова
У: Выразите свое отношение к уроку, используя междометия:
О, ой, ах, эх, увы, ага, ура, батюшки, фу, фи, эй.
2. Прием «Интеллектуальная рефлексия»
У: Выберите верное утверждение:
1) У меня не было затруднений при выполнении заданий;
2) Я только слушал предложения других;
3) Я сам(а) не смог(ла) справиться с заданием
У: Могу ли я сделать вывод, что урок вам понравился? Всем нам хорошо, и мы
счастливы. А что такое счастье?
У: А можно сказать, что счастье – это когда всем хорошо?
У: Значит, наш урок – счастье. Покажем движениями рук, что нам всем хорошо, мы
счастливы. Спасибо за урок!
Список используемой литературы: Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках
русского языка. 3 класс. – М: Гуманитарное издание Центр ВЛАДОС, 2001 –
224 с. – (Библиотека учителя начальной школы)
Волина В. В. Веселая грамматика. М: Знание, 1995 – 336 с.
Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 1. – Ростовн/Д:
ЗАО «Книга», Издательство «Учитель», 2008. – 214 с.
Шукейло В. А. Сборник проверочных и контрольных работ. – Москва:
Издательский центр «ВентанаГраф», 2006. – 360 с.
Желтовская Л. Я., Калинина О. Б. «Русский язык» – М.: АСТ, «Астрель»,
2015 г.
Фамилия, имя____________________________________
1. Составьте текст из предложений, расположив их в нужном порядке следования.
Междометие – особая часть речи, которая не называет ни предметов, ни признаков, ни действий,
выражает чувства или побуждение к действию, не называя их.
Рабочий лист
Междометие не имеет морфологических признаков, поэтому и морфологический разбор его не
проводят.
Междометие может выступать в роли самостоятельных частей речи и являться членом
предложения.
Например: Ура! Наш класс занял первое место в соревновании! Далече грянуло ура.
Междометия на письме выделяются при помощи восклицательного знака и запятой.
Например: Ах! Как хорошо на улице.
Чу, гдето послышался звук.
Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис.
Например: хихихи и хахаха, баюбай; айай. Междометия не связаны грамматически с другими словами; не отвечают на вопросы; не изменяют
ся; не являются членами предложения.
В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни
для связи частей предложения.
2. Вставьте в текст пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Сумерки спускались быстро. Сколько ни бр…дили мы по лесу но зн…комой тр…пинки (не)
нашли. Ох (ни)(за) что нам не выбраться из этой чащобы, с тоской ск…зал Лёня, не желавший
больше тратить ни сил ни времени на дальнейшие поиски д…роги.
Мы прошли наугад. «Кракракра», сначала слышалось то справа, то слева. Потом все
смолкло. Вдруг откудато донесся с…бачий лай. «Ура! Мы сп…сены, гдето поблизости люди!»
обрадованно закр…чал Миша. Не чувствуя больше ни усталости, ни тревоги, мы пошли на лай с…
баки и через несколько минут встретили л…сника, который выв…л нас на д…рогу.
3. Тест:
1. Междометие – это
1) самостоятельная часть речи;
2) служебная часть речи;
3) особая неизменяемая часть речи;
2. Выберите междометие, выражающее команду:
1) Здравствуйте!
2) Брысь!
3) Не так!
3. Выберите этикетное междометие:
1) Славу богу!
2) Стоп!
4) Прости!
4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Извините, позовите пожалуйста Игоря.
2) Ба! Знакомые всё лица.
3) Это она, слава богу!
5. В каком предложении междометие выступает в роли самостоятельной части речи и
является членом предложения:
1) Ах, как хорошо на улице!
2) Далече грянуло ура.
3) Ура! Мы заняли первое место!
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Конспект урока русского языка «Служебные части речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.