Тема: Как образуются слова.
Тип урока: Открытие нового знания
Цели:
1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли приставки и суффикса в слове.
2. Показать способ образования новых слов с помощью приставки и суффикса и сложением двух корней.
3. Обогащать словарный запас.
4. Воспитывать прилежание, активность.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся по теме: «Словообразование» и умение применять УУД для решения учебных задач по русскому языку.
2. Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.
Планируемые результаты:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса,
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности,
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей,
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками,
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев.
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
- строить рассуждения и сообщения в устной форме,
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ,
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова.
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия,
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе.
5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:
- приставка и суффикс - это значимые части слова;
- слова образуются разными способами;
- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетради, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
Я желаю вам успехов,
Преодоленья всех преград,
Чтоб своей работе на уроке
Каждый из вас был рад.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа:
Тридцать первое января.
Классная работа.
ΙΙ. Минутка чистописания.
-Запишите слова и объясните их написание: берёза, праздник, город, дорога, автобус.
-Какие это слова? (словарные, их надо запомнить)
ΙΙΙ. Актуализация знаний учащихся.
-Образуйте устно от данных слов новые слова. – Берёзка, берёзонька, подберёзовик, праздничный, праздновать, городок, городской, городишко, пригородный, загород, пригород, дорожка, дороженька, придорожная, автобусная.
-На какие группы можно разделить названные вами слова? – На слова, образованные с помощью приставки, на слова, образованные с помощью суффикса и остальные (?).
-Вам известны все способы словообразования? - Нет.
Формулировка целей урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке и чему учиться? – Мы будем говорить о способах образования слов и учиться образовывать новые слова.
ΙV. Обобщение знаний о приставочном и суффиксальном способах образования слов.
-Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставки. – Загород, пригород.
-Как называется такой способ словообразования? – Приставочный.
Работа со слайдом: образование и запись слов, образованных приставочным способом (заход, поход, приход, уход, отход, переход, вход, сход, подход, выход).
-Что вы знаете о значении приставок? – Есть приставки с разными значениями: например, начало или завершение действия, отсутствие чего-либо.
-Что вы знаете о правописании приставок: по- , о- , об- , про- , до- , от- , под- ? – В данных приставках пишется букв –о-, кроме слов: прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка и паводок.
-Что вы знаете о правописании приставок за- , на- и над-? – Приставки за-, на- и над- пишутся только с буквой а.
- Как найти приставку в слове? – Надо подобрать однокоренные слова, выделить корень, часть слова перед корнем будет приставкой.
- Если ли слова без приставки? – Есть.
- Приведите примеры. – Берёза, город, стол…
-Назовите слова, которые вы образовали с помощью суффикса. – Берёзка, берёзонька, праздничный, праздновать, городок, городишко, городской, дорожка, дороженька, автобусная.
-Как называется такой способ словообразования? – Суффиксальный.
Работа с отрывком из стихотворения С.Маршака «Тихая сказка» и стихотворением С.Погореловского «Снежная сказка»: образование и запись слов, образованных суффиксальным способом от слов ёж и снег.
-Что вы знаете о значении суффиксов? – Суффиксы имеют разные значения, например, уменьшитель-ласкательное, название профессии или рода занятий человека.
- Что вы знаете о правописании суффиксов –ек-/-ик-? –онок-/-ёнок-? –ость?- Учащиеся формулируют правила правописания и приводят примеры.
- Как найти суффикс в слове? – Надо найти и выделить в слове окончание и корень, часть слова между корнем и окончанием будет суффиксом.
- Если ли слова без суффикса? – Есть.
- Приведите примеры. –Город, стол, дорога, автобус…
Рефлексия.
- Скажите, пожалуйста, какова же роль приставки и суффикса? – Они служат для образования новых слов.
V. Физминутка (двигательная)
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
VΙ. Открытие нового знания.
- Какие образованные вами слова в начале урока вызвали у вас затруднения с определением способа образования? – Подберёзовик, пригородный, придорожная.
- Давайте понаблюдаем, как образуются подобные слова:
Работа с презентацией.
- Как называется игра, с которой играют на столе? – Настольная.
- Запишите это слова и выделите все части слова.
- С какой части слова мы начнём? – С окончания. В слове «настольная» окончание –ая (настольн-ый, настольн-ого, настольн-ую, …)
- Что будем выделять дальше? – Корень. Чтобы его найти, надо подобрать родственные слова и определить у них общую часть: столик, стол, настольная. Общая часть –стол-, значит эта часть и будет корнем.
- Какие части слова остались? – Приставка на- и суффикс –н-.
- От какого слова и с помощью чего образовалось слово «настольная»? – Слово «настольная» образовалось от слова «стол» с помощью приставки на- и суффикса –н-.
- Как вы думаете, как может называться такой способ словообразования? – Приставочно-суффиксальный.
Образование и запись слов, образованных приставочно-суффиксальным способом, выделение всех частей слова:
Рефлексия.
-Оцените себя и свою работу на уроке:
Мне всё понятно |
Я испытываю трудности |
Допускаю ошибки |
- Сделайте выводы.
Проблемный вопрос.
-Продолжите стихотворение одним словом:
Если зимнею порою
Тучи небо всё закроют,
И снежинки полетят –
Значит, будет … (снегопад).
- Это слово нельзя отнести ни к приставочному, ни к суффиксальному, ни к приставочно-суффиксальному способам. Как вы думаете, что мы сможем сделать, чтобы узнать, как оно образовалось? – Надо разобрать его по составу.
- Находим окончание. - Снегопад-а, снегопад-ом, снегопад-у. Окончание нулевое.
- Ищем корень. - Снег, снежок, снежинка … падать, упасть, выпасть, нападать…(???)
- Что же получается? – В слове «снегопад» два корня: снег- и –пад-!
- Верно, значит, оно образовано сложением двух корней. Такой способ называется «сложение» с помощью соединительных гласных о или е.
Работа с презентацией: образование и запись слов, образованных сложением с выделением корней и подчёркиванием соединительных гласных.
V. Первичное осмысление и закрепление.
Выполнение самостоятельной работы с самопроверкой.
- Образуйте и запишите слова по их значению:
- Спишите, вставляя пропущенные буквы –о- или –е-:
Самооценка:
Справился с заданием
|
Допустил ошибки
|
Нужна помощь
|
Познавательная минутка.
- В русском языке есть слова, образованные сложением трёх корней, например, водогрязелечебница. Догадаетесь, от каких слов оно образовалось? – Вода, грязь, лечебница.
- А что оно обозначает? - Лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения водо- и грязелечения.
VΙ. Итог урока
–Какую цель ставили?
- Выполнили ли её?
- Какие новые способы словообразования вы узнали?
- Что было для вас самым трудным?
VΙΙ. Рефлесия.
-Оцените свою работу магнитами:
VΙΙΙ. Домашнее задание.
-В соответствие со своей самооценкой выберете своё д/з:
Выучить или повторить правила в учебнике на стр.162-163
Упр.2, стр.162-163, упр.4, стр.163-164
Задание по желанию: найти или придумать по 5 слов, образованных разными способами
МБОУ «СОШ с.Тамбовки»
Конспект открытого урока
русского языка
для учащихся 2-го класса
Подготовила
учитель
начальных классов
Козакова
Марина Михайловна,
Ι категория
2016-2017 учебный год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.