Конспект урока русского языка "Стили речи" 8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы к уроку русского языка в 8 классе «Стили речи» Цели: 1) повторить и углубить сведения о стилях речи; 2) привить начальные навыки стилистического анализа текста; 3) воспитать бережное отношение к слову. Задачи: -выполнить упражнения, способствующие формированию следующих умений: - определять стиль речи готового текста; - производить стилистический анализ текста; - совершенствовать стиль данного текста; - строить текст заданного стиля.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Материалы к уроку русского языка в 8 классе «Стили речи» Цели: 1) повторить и углубить сведения о стилях речи; 2) привить начальные навыки стилистического анализа текста; 3) воспитать бережное отношение к слову. Задачи: ­выполнить упражнения, способствующие формированию следующих умений: ­ определять стиль речи готового текста; ­ производить стилистический анализ текста; ­ совершенствовать стиль данного текста; ­ строить текст заданного стиля. I.Прежде чем говорить о стилях, посмотрим, что такое типовая стилистически значимая ситуация  общения. Все мы говорим на одном языке, но пользуемся им по­разному. Дома мы говорим иначе, чем на работе,  с друзьями и близкими не так, как с людьми малознакомыми… Наша речь зависит от того, где мы говорим, с кем, с какой целью, то есть от ситуации общения. Конкретных речевых ситуаций может быть бесконечное множество. Типовая ситуация может быть  представлена в виде следующей схемы (урок, в том числе и презентация «Стили речи» составлены по  материалам «Методики развития речи на уроках русского языка». Пособия для учителей под  редакцией Т. А. Ладыженской.­ В.И. Капинос «Стилистика»). Слайд №2. Прислушаемся к тому, что и как мы говорим об одном и том же, но в разных случаях жизни, в разных  ситуациях общения. Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 ­ О чем говорится в каждом тексте? ­ Где может быть использован каждый текст? В какой речевой ситуации? ­ Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять текст? Отвечая на вопрос сестры, использовать 1  или 2 текст?­ Почему? Какова цель каждого высказывания? Слайд №6 ­ В какой ситуации могут быть использованы данные предложения? ­ Сравните их в языковом отношении, найдите стилистические синонимы. Итак, содержание и языковое оформление наших высказываний зависит от ситуации общения.  Зависимость наших высказываний от типовой ситуации общения и составляет предмет изучения  стилистики. Стилистика изучает стили речи, т.е. типы речи, обусловленные ситуацией общения. Каждый стиль характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в  содержании, так и в языковом оформлении. Рассмотрим тексты различных стилей. ­ Определите особенности ситуации общения. Слайд №7 Слайд №8 ­Где происходит первый разговор? ­Сколько человек в нем участвует? ­Знают ли они друг друга? ­Кому адресован 2 текст? ­Где он может быть использован? ­В каком тексте находим точную и довольно полную информацию о Тимуре? ­Сравните тексты по языковому оформлению. В каком из них употребляются непринужденные слова и  обороты речи, а в каком преобладают официальные (книжные)? ­ В каком используется диалог, обращение? ­Различные по цели высказывания и интонации предложения? ­В каком тексте преобладают повествовательные предложения, спокойные, даже бесстрастные по  тону? Почему? Вывод: 1 текст – образец разговорного стиля. В этом стиле ведутся разговоры между знакомыми, как правило, в домашней обстановке. Цель речи – общение. Основные стилевые черты – непринужденность,  расплывчатость. 2 текст – образец научного стиля. Основные черты – точность, логичность, абстрактность.Слайд №9 В этой таблице отражаются внеязыковые признаки стиля. На основе этой таблицы нетрудно  разработать план стилистического анализа текста, включив в него 4 основных признака стиля: ­ сферу применения высказывания; ­ задачу речи; ­ стилевые черты; ­ языковые средства. Слайд № 10 Назвать стиль речи текста можно, не прибегая к анализу, только на основании ситуации общения;  указание на стилевые черты, специфические языковые средства используются как доказательства  правильно сделанного вывода. Слайд №11 Умение совершенствовать стиль данного текста опирается на знание особенностей каждого стиля. ­ Что значит совершенствовать стиль данного текста? ­ Проводить правку текста, содержащего стилистические ошибки, ­ слова, выражения, стилистическая  окраска которых не сочетается с общим стилем высказывания. Это стилистическая правка. Слайд №12 ­ В каком стиле задуман текст? В основном написан? Исправьте недочет (о чем не следовало бы  говорить?) Слайд №13 Смешение стилей приводит к стилистическим ошибкам. ­ Можно ли этот документ отнести к официально­деловому стилю? Я, Сидоров К.Л., опоздал сегодня на работу не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедицы,  вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное скопление  Начальнику цеха Матвееву Н.И. от токаря Сидорова К.Л. Объяснительная записка.народа на общественных остановках, и по этой причине ни в один транспорт я влезть не смог. Поэтому  пришлось идти своим ходом. Хотя я и торопился, но все равно опоздал. Исходя из вышеизложенного прошу мое опоздание считать  недействительным. 15 декабря с.г. Сидоров (Пример взят из книги А. Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку» М.: Просвещение  1995). Иногда поэты, писатели намеренно смешивают стили, с определенной художественной целью. Вот,  например, как использует этот прием Вадим Бомас (Парнасские страдания, ­ М.: Молодая гвардия,  1990.) в стихотворении «Люблю я …»: Люблю я в джинсах и вельвете И в импозантной бороде Гулять в интимном тэт­а­тэте По окружающей среде. Полюбовавшись кругозором, Приятно, что и говорить, Насобирать охапку флоры, Чтоб даме сердца подарить. И провожать ее не страшно, Живи она хоть в тупике: Хожу я с фауной домашней, Держа ее на поводке. Стилистическое редактирование – работа над текстом правильным, но не очень выразительным. Слайд №14 Слайд №15 II.Выводы, подведение итогов.III.Задание на дом: Построить тексты заданных стилей; помнить, что содержание высказываний зависит от речевой  ситуации. Использованная литература 1. А. Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку. ­ М.: Просвещение 1995. 2. Капинос В.И. Стилистика. Методика развития речи на уроках русского языка/ под ред.  Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1980.

Посмотрите также