Материалы к уроку русского языка в 8 классе «Стили речи»
Цели:
1) повторить и углубить сведения о стилях речи;
2) привить начальные навыки стилистического анализа текста;
3) воспитать бережное отношение к слову.
Задачи:
-выполнить упражнения, способствующие формированию следующих умений:
- определять стиль речи готового текста;
- производить стилистический анализ текста;
- совершенствовать стиль данного текста;
- строить текст заданного стиля.конспект
Материалы к уроку русского языка в 8 классе «Стили речи»
Цели:
1) повторить и углубить сведения о стилях речи;
2) привить начальные навыки стилистического анализа текста;
3) воспитать бережное отношение к слову.
Задачи:
выполнить упражнения, способствующие формированию следующих умений:
определять стиль речи готового текста;
производить стилистический анализ текста;
совершенствовать стиль данного текста;
строить текст заданного стиля.
I.Прежде чем говорить о стилях, посмотрим, что такое типовая стилистически значимая ситуация
общения.
Все мы говорим на одном языке, но пользуемся им поразному. Дома мы говорим иначе, чем на работе,
с друзьями и близкими не так, как с людьми малознакомыми…
Наша речь зависит от того, где мы говорим, с кем, с какой целью, то есть от ситуации общения.
Конкретных речевых ситуаций может быть бесконечное множество. Типовая ситуация может быть
представлена в виде следующей схемы (урок, в том числе и презентация «Стили речи» составлены по
материалам «Методики развития речи на уроках русского языка». Пособия для учителей под
редакцией Т. А. Ладыженской. В.И. Капинос «Стилистика»).
Слайд №2.
Прислушаемся к тому, что и как мы говорим об одном и том же, но в разных случаях жизни, в разных
ситуациях общения.
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
О чем говорится в каждом тексте?
Где может быть использован каждый текст? В какой речевой ситуации?
Можно ли, сохраняя речевую ситуацию, поменять текст? Отвечая на вопрос сестры, использовать 1
или 2 текст? Почему? Какова цель каждого высказывания?
Слайд №6
В какой ситуации могут быть использованы данные предложения?
Сравните их в языковом отношении, найдите стилистические синонимы.
Итак, содержание и языковое оформление наших высказываний зависит от ситуации общения.
Зависимость наших высказываний от типовой ситуации общения и составляет предмет изучения
стилистики. Стилистика изучает стили речи, т.е. типы речи, обусловленные ситуацией общения.
Каждый стиль характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в
содержании, так и в языковом оформлении.
Рассмотрим тексты различных стилей.
Определите особенности ситуации общения.
Слайд №7
Слайд №8
Где происходит первый разговор?
Сколько человек в нем участвует?
Знают ли они друг друга?
Кому адресован 2 текст?
Где он может быть использован?
В каком тексте находим точную и довольно полную информацию о Тимуре?
Сравните тексты по языковому оформлению. В каком из них употребляются непринужденные слова и
обороты речи, а в каком преобладают официальные (книжные)?
В каком используется диалог, обращение?
Различные по цели высказывания и интонации предложения?
В каком тексте преобладают повествовательные предложения, спокойные, даже бесстрастные по
тону? Почему?
Вывод:
1 текст – образец разговорного стиля. В этом стиле ведутся разговоры между знакомыми, как правило,
в домашней обстановке. Цель речи – общение. Основные стилевые черты – непринужденность,
расплывчатость.
2 текст – образец научного стиля. Основные черты – точность, логичность, абстрактность.Слайд №9
В этой таблице отражаются внеязыковые признаки стиля. На основе этой таблицы нетрудно
разработать план стилистического анализа текста, включив в него 4 основных признака стиля:
сферу применения высказывания;
задачу речи;
стилевые черты;
языковые средства.
Слайд № 10
Назвать стиль речи текста можно, не прибегая к анализу, только на основании ситуации общения;
указание на стилевые черты, специфические языковые средства используются как доказательства
правильно сделанного вывода.
Слайд №11
Умение совершенствовать стиль данного текста опирается на знание особенностей каждого стиля.
Что значит совершенствовать стиль данного текста?
Проводить правку текста, содержащего стилистические ошибки, слова, выражения, стилистическая
окраска которых не сочетается с общим стилем высказывания. Это стилистическая правка.
Слайд №12
В каком стиле задуман текст? В основном написан? Исправьте недочет (о чем не следовало бы
говорить?)
Слайд №13
Смешение стилей приводит к стилистическим ошибкам.
Можно ли этот документ отнести к официальноделовому стилю?
Я, Сидоров К.Л., опоздал сегодня на работу не потому, что проспал, а благодаря сильной гололедицы,
вследствие чего транспорт ходил нерегулярно. В результате чего произошло сильное скопление
Начальнику цеха Матвееву Н.И.
от токаря Сидорова К.Л.
Объяснительная записка.народа на общественных остановках, и по этой причине ни в один транспорт я влезть не смог. Поэтому
пришлось идти своим ходом.
Хотя я и торопился, но все равно опоздал. Исходя из вышеизложенного прошу мое опоздание считать
недействительным.
15 декабря с.г. Сидоров
(Пример взят из книги А. Т. Арсирия «Занимательные материалы по русскому языку» М.: Просвещение
1995).
Иногда поэты, писатели намеренно смешивают стили, с определенной художественной целью. Вот,
например, как использует этот прием Вадим Бомас (Парнасские страдания, М.: Молодая гвардия,
1990.) в стихотворении «Люблю я …»:
Люблю я в джинсах и вельвете
И в импозантной бороде
Гулять в интимном тэтатэте
По окружающей среде.
Полюбовавшись кругозором,
Приятно, что и говорить,
Насобирать охапку флоры,
Чтоб даме сердца подарить.
И провожать ее не страшно,
Живи она хоть в тупике:
Хожу я с фауной домашней,
Держа ее на поводке.
Стилистическое редактирование – работа над текстом правильным, но не очень выразительным.
Слайд №14
Слайд №15
II.Выводы, подведение итогов.III.Задание на дом:
Построить тексты заданных стилей; помнить, что содержание высказываний зависит от речевой
ситуации.
Использованная литература
1. А. Т. Арсирий Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение 1995.
2. Капинос В.И. Стилистика. Методика развития речи на уроках русского языка/ под ред.
Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение, 1980.