Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
30.01.2018
Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)
Тема урока:«Три склонения имен существительных» тип урока: урок открытия новых знаний Цель: создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений. Задачи: Образовательные: создать условия для знакомства с тремя склонениями имен существительных. Развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; Воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно, воспитание чувства товарищества и взаимопонимания, воспитывать у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья.конспект урока русского языка в 4 классе по УМК "Перспектива"
Конспект урока.docx
Пояснительная записка класс:4 «б» МБОУ «Малоенисейская СОШ» учитель: Гниздилова Е.Г. предмет:   русский язык  4 класс  (5 часов в неделю, 175 часов в год) программа: «Перспектива» авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина тема урока:«Три склонения имен существительных» тип урока: урок открытия новых знаний Цель:   создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений. Задачи: Образовательные: создать условия для  знакомства с тремя склонениями имен существительных. Развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков  самоконтроля; развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;  Воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно, воспитание чувства  товарищества и взаимопонимания, воспитывать у детей  потребности в сохранении и укреплении здоровья. Планируемые результаты: Личностные УУД:       формирование учебно­познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за  будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; Метапредметные: Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою  деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации;  структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление  причинно­следственных связей. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно  оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение. Предметные: ­ умение распознавать склонение существительных; ­  умение правильно списывать  слова, проверять написанное; ­ умение правильно определять склонение у имен существительных Оборудование: учебник для 4 класса, 2 часть УМК «Перспектива» «Просвещение»2013,интерактивная доска, проектор. Дидактический материал: карточки с заданиями. Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающей технологии. Система контроля: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль. Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая. Средства обучения: учебник «Русский язык», авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.  Характеристика класса В 4 «б» классе 15 учащихся. Из них 6 мальчиков и 8 девочек.Все дети заинтересованы в изучении русского языка. Большинство ребят  общительны и активны на уроках. Дети умеют работать в парах. Могут ставить самостоятельно цели урока. Умеют работать с учебником,  интерактивной доской. Что касается социальной сферы, шестеро детей из неполных семей. В целом, атмосфера в классе доброжелательная. Исходя из целей и задач урока,  был спланирован тип урока ­ открытие новых знаний. Тип урока определяет его структуру. Соответствие  урока требованиям ФГОС. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам: Сценарий урока Этапы урока: 1 этап:Организационный момент. Мотивация деятельности учащихся.  Цель: ­ создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование  созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока. Время:1­2 минуты; ­ У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. ­ включение детей в деятельность; На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в  пространство учебной  деятельности на  уроке. 2 этап: Актуализация знаний. Цели этого этапа – подготовить детей к восприятию новых знаний. На данном этапе основные Формы работы:индивидуальная, фронтальная.  Время:5­8  минут  На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление  детей к  изучению нового материала, воспроизведению учебного  содержания,  необходимого и достаточного для  восприятия нового,  указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний.  Включаю  проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над  развитием  внимания, памяти, речи,  мыслительных  операций. 3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель:мотивирование учащихся к учебной деятельности. Определение и самостоятельное формулирование темы, цели урока.  Время: 3­4 мин Формы работы:индивидуальная, фронтальная.   Методы: проблемный. Технологии: элементы проблемного обучения. Этот этап, хотя и был продолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. 4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения. Время:­8 ­10 мин; Формы работы: диалог, работа в парах. Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный Технологии: ИКТ.   На этапе проблемного объяснения нового материала  внимание детей обращаю на  отличительное  свойство задания, вызвавшего   затруднение, затем организую подводящий  диалог, направленный на  построение и  осмысление нового материала, которое фиксируется  вербально и с  помощью  схем.  Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения   подводим итог. 5. Физминутка Цель: активно изменить деятельность детей,  и этим ослабить наступающее утомление. Время: 3 мин Форма работы: групповая Технологии: здоровьесберегающие.  Во время физкультминутки дети выполняли упражнения для повышения работоспособности и в движении закрепляли умения определять род у имен существительных. В течение урока следила за посадкой, предлагаю задания различного характера для смены деятельности. 6 этап:  Первичное усвоение новых знаний. Цель: применение новых знаний на практике, работая в парах и используя алгоритм, дети определяют склонение существительных.  Время: 4­5 мин Форма работы: работа в парах. Методы: частично – поисковый, наглядный Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ.  На этапе первичного   усвоения мои ученики выполняют игру «Поймай свое слово» 7 этап: Первичная проверка понимания С целью первичной проверки понимания детьми темы урока была предложена самостоятельная работа в учебнике с дальнейшей проверкой по образцу. Время: 4­5 мин Средства обучения: учебник «Русский язык», авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Формы работы: диалог, самостоятельная работа 8 этап: Первичное закрепление Цель: проверка уровня сформированности знаний, полученных на уроке.  Время: 4­5 мин Форма работы: работа в парах. Методы: частично – поисковый, наглядный Дидактический материал: карточки с заданиями. На этом этапе использую работу в парах. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют    их  в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий,  которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.  Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.  9 этап: даю домашнее задание с объяснением. 11 этап: Обобщение и систематизация знаний Цель: обобщить знания детей по теме урока «Три склонения имен существительных» Время: 3 мин Форма работы: фронтальная 12 этап. Рефлексия. Цель этапа – оценить результаты своей деятельности на уроке. Время: 2 мин  Форма работы: фронтальная, индивидуальная. При подведении итога  урока фиксируем изученное новое  знание и его значимость. Я организую самооценку учебной  деятельности.  Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.     Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Имя существительное». Это урок освоения новых знаний, первый  из трех уроков  «Три склонения имен существительных»     Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные  познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение.  Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Темп и ритм урока был оптимальным. Хорошая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий. В ходе урока дети  осознали новые для себя понятия по  теме  «Три склонения имен существительных». Научились определять склонения имен существительных  по алгоритму. На уроке использовалась интерактивная доска для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.          Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося.Учащиеся чувствовали себя  комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Выбранная форма организации  учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Цели в течение урока были достигнуты. Конспект урока Этап урока 1.Организа ционный  этап 2.  Актуализац ия знаний. Деятельность ученика ­ Сегодня на уроке русского языка нам предстоит  открыть новые знания.  Чтобы много знать, что для этого нужно делать? ­ Я желаю вам хорошего настроения,  будьте  внимательны, помогайте друг другу. Я уверена у  нас все получится. ­ Пожалуйста, запишите в тетрадях число,  классная работа. (слежу за посадкой) ­ С какой частью речи мы работаем?  ­ На какие вопросы отвечает имя  существительное? ­ Что обозначает имя существительное?  Деятельность учителя Приветствуют  учителя. Отвечают на  вопрос. Делают записи в  тетрадях Дети отвечают на  вопросы. Дают  полные ответы. Продолжите мое высказывание: Имена существительные делятся на…? Имена  существительные относятся к … Имена  Учащиеся  продолжают  УУД Личностные: ­ осознание языка как средства устного и  письменного общения, а себя как носителя         русского    языка; ­ становление положительного отношения к  учению  (к уроку русского языка); ­освоение личностного смысла учения, желания  учиться. Личностные: ­ осознание языка как средства устного и  письменного общения, а себя как носителя         русского    языка Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия:  ­ оценивание своих действий и полученного  результата. существительные изменяются по …? ­ Давайте  повторим падежи.  ­ И последнее высказывание ­ Изменение имен существительных по падежам  называется…? (склонением) высказывания. 3.Постанов ка цели и  задач  урока.  Мотивация  учебной  деятельнос ти  учащихся. ­ Как вы думаете, какое слово будет в теме  нашего сегодняшнего урока? Склонение. ­ Где мы можем узнать тему урока? ­ Откроем учебники и прочитаем  про себя тему  урока«Три склонения имен существительных.  Склонение имен существительных в  единственном числе» Сколько типов склонений вы узнали? ­ А какие цели поставим на  уроке? в учебнике дети  читают тему урока.  Дети ставят цели  урока. Учитель  помогает. 1. Научиться  различать три типа  склонения имён  существительныхпо окончанию и роду; 2.Разработать  порядок (алгоритм) определения  склонения имени  существительного. Познавательные универсальные учебные  действия: ­  коллективное установление причинно­ следственных связей, умозаключений, выводов,  обобщений по теме. Коммуникативные  учебные действия: ­ участие в совместной деятельности; ­ высказывание своего мнения по обсуждаемым  вопросам ­ оформлять грамотно  свою  устную речь. Личностные: ­ овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с  учителем искать способы преодоления трудностей; Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия:  ­ понимание, присвоение и сохранение учебной  задачи; ­ самостоятельно формулировать тему и цели урока; ­ оценивание своих действий и полученного  результата. Познавательные универсальные учебные  действия: нахождение в материалах учебника необходимой  информации ­ чтение и понимание указанных слов;  ­  коллективное установление причинно­ следственных связей, умозаключений, выводов,  обобщений. Коммуникативные  универсальные учебные  действия: ­ участие в общей беседе; ­ участие в совместной деятельности; ­ высказывание своего мнения по обсуждаемым  вопросам, понимание возможности существования  других точек зрения. ­ оформлять грамотно  свою  устную и письменную  речь. ­ участие в совместной деятельности; умение  работать в парах 4.  Открытие  нового  знания  (построение проекта  выхода из  затруднени я) Внимание на доску( работа на интерактивной  доске)Слайд 1 На доске слова, надо составить словосочетания.  ­ Что мы можем определить у словосочетаний? Как определить падеж? ­что можно сказать про падеж в этих  словосочетаниях?  ­ Что еще нужно сделать у существительных?  Подойти к сосне, подойти к воде, подойти к  дому, подойти к коню, подойти к степи,  подойти ко ржи. ­ Выделив окончание, какой можно задать вопрос? ­ Кто в учебнике из ребят с нами хочет решить эту проблему? Аня  ­ Какой вопрос задает она?  ­ Аня тоже не понимает, почему разные  окончания. Давайте и ей поможем в этом  разобраться. Поможем? ­ Как  вы думаете, кто  наш главный помощник?  ­ Сейчас вы будете работать в парах. Работаем  сообща, уважая друг друга. ­ Сколько типов склонения  мы знаем?  1 ряд: Находит информацию по 1­му склонению и  заносит в таблицу 2 ряд:  Находит информацию по 2­му склонению и заносит в таблицу 3 ряд: Находит информацию по 3­му склонению и  заносит в таблицу(приложение 1) Что узнали? ­Сколько типов склонений в русском языке?  ­По какому признаку существительные  Дети составляют  словосочетания и  отвечают на  вопросы учителя. Дети формулируют вопрос Почему в одном и  том же падеже  разные окончания? Дети читают в  учебнике Иван Иванович Работа в парах Три Чтение правила в  учебнике  выбор  нужной  информации. Дети отвечают на  вопросы объединены в группы?  ­ Какие параметры учитываются при определении  склонения?  На доске вывешивается, дети проговаривают  новые знания 1 ряд2 ряд3 ряд(приложение 2) Я на доске вывешиваю таблицы со склонениями  по порядку. ­ Мы теперь знаем, какие существительные  относятся к каждому склонению, и какие  окончания они имеют. ­ Кто правильно заполнил таблицу, встали и  похлопали себе. Молодцы. ­ А теперь, давайте, попробуем вернуться к   вопросу, который задавали мы и  Аня. Помните  вопрос?  Почему у этих имен существительных в одном и  том же падеже разные окончания.  Сможем ли мы  теперь на него ответить?  У меня вопрос, с чего нам начать, чтобы  определить склонение? Как вы думаете, что нам надо составить?  Подойти к сосне, подойти к воде, подойти к  дому, подойти к коню, подойти к степи,  подойти ко ржи. Составлять его будем вместе. Для того, чтобы определить склонение нужно  определить…. род. Но сначала посмотрите на  словосочетание нужно поставить его… в  начальную форму. Алгоритм определения склонения Выступление групп Дети встают и  хлопают  Учащиеся  повторяют вопрос Они разного рода и  поэтому относятся  к разным  склонениям Алгоритм или  порядок  определения  склонения у  существительных. Дети с учителем  составляют  алгоритм  определения  склонения. (приложение 3) Давайте определим склонение по алгоритму. Сосна ­1 скл., вода­ 1 скл., дом – 2 скл., конь­2  скл., рожь – 3 скл.,  степь – 3 скл. Значит у них разное склонение Ответили на вопрос? Похлопали себе. Что нужно знать, чтобы определить склонение  имен существительных? (Определять род) приготовились: дочь, луч, окно, капля, костёр, поле, газета,  ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро, сын. Игра «Поймай свое слово»(Услышав  своё  слово, пара поднимает  руки) слова записывают в  тетрадь, пользуйтесь алгоритмом! Жизнь,  картошка,  речь, картофель,   скатерть,  гнездо, мелочь, жара,  зной,   ученик,  помощь, Серёжа, земля, перо,  дичь) Работа в листах самооценки.(приложение 5) Дети определяют  склонение и  отвечают на вопрос Если  существительное  женского рода –  хлопают девочки,  если  существительное  мужского рода –  мальчики, а  среднего – все  приседают. Дети работают в  парах. Проверяют по  образцу. Слайд 3 5.  Физкультм инутка 6.Первично е усвоение  новых  знаний. Работа в  парах. Личностные: ­ понимание ценности физического здоровья. Предметные: ­ умение правильно определять род у  существительного Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия:  ­  действие по намеченному плану; Познавательные учебные действия: ­ нахождение на слух слов, относящихся к тому или  иному склонению. Коммуникативные учебные действия: ­ оформлять грамотно  свою  устную и письменную  речь. ­ участие в совместной деятельности; умение  работать в парах  Предметные: ­ умение правильно определять по алгоритму  склонение имен существительных. 7.  Первичная  проверка  понимания Самостояте льная  работа с  проверкой   на доске по  образцу 8.  Первичное  закреплени е. Работа в  парах Самостоятельная   работа   с   самопроверкой   по эталону. Самоанализ и самоконтроль.  В учебнике упр. 25 Прочитайте задание.  По какому признаку вы будете определять  существительные 1,2,3 склонения? Самостоятельная  работа учащихся Проверяют по  образцу. Слайд 5 Работа в листах самооценки.(приложение 5) Игра «Третье лишнее» Каждая пара получает карточку с заданием. (приложение 4) Работа в листах самооценки.(приложение 5) Дети работают в  парах Проверяют по  образцу. Слайд 7 9.  Информац ия о  Уч. упр. 27, правило (учитель объясняет  домашнее задание). Дети записывают  домашнее задание Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия:  ­ оценивание своих действий и полученного  результата. Познавательные универсальные учебные  действия: ­ чтение и понимание указанных слов и выбор  нужных. Коммуникативные  универсальные учебные  действия: ­ оформлять грамотно  письменную речь.  Предметные: ­ умение определять склонение у имен  существительных Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия:  ­ оценивание своих действий и полученного  результата. Познавательные  учебные действия: ­  коллективное установление причинно­ следственных связей. Коммуникативные учебные действия:  ­ участие в совместной деятельности; умение  работать в парах Предметные: ­  умение правильно находить лишнее слова в  столбиках Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия:  ­ планирование своих действий; дом.задани и,  инструктаж по его  выполнени ю 10.Рефлекс ия  (подведени е итогов  занятия) ­  действие по намеченному плану; Познавательные универсальные учебные  действия: ­ нахождение в материалах учебника необходимой  информации. Коммуникативные  универсальные учебные  действия: ­ участие в общей беседе; ­ высказывание своего мнения по обсуждаемым  вопросам, понимание возможности существования  других точек зрения. ­ оформлять грамотно  свою  устную речь. Дети высказываю  свои мнения,  впечатления. Личностные: ­ овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности;   ­освоение личностного смысла учения,  желания учиться. ­ Назовите тему сегодняшнего урока. ­ Какие задачи, цели  ставили перед собой? На все Ответы детей ли вопросы ответили? 1. Научиться распознавать три типа  склонения имён существительных по  окончанию и роду; 2. Разработать порядок (алгоритм)  определения склонения имени  существительного. ­Знаете  ли вы, сколько типов склонения в  русском языке?  ­Какие существительные относятся к 1­му, 2­ому,  3­ему склонению? Как определить склонение. Вспомним алгоритм. ­Для  чего  нужно   знать  склонения  имён    существительных. ­ За что бы вы себя похвалили? ­ Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки) ­ Ребята, поставьте себе одну общую оценку за  урок.

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)

Конспект урока русского языка "Три склонения имен существительных" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2018