Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
21.03.2019
Урок - деловая игра "Заседание редакционного совета" для обучающихся коррекционной школы 7 вида по русскому языку на тему: "Глагол. Его роль в речи и предложении" по программе "Школа РОССИИ". В работе используются индивидуальные, групповые задания, задания коррекционной направленности, разноуровневые задания.
мой урок.docx
Тема урока: Роль глаголов в предложении, в речи.
Цели урока:
Предметные:
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
формировать умение определять грамматические признаки глагола,
овладение нормами русского литературного языка
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
общеучебные (умение сравнивать),
устанавливать аналогии;
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно
воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при
проверке, в роли консультантов и организаторов;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.
Прочитайте запись.
На седьмом небе. – быть в полной восторге
Зарубить на носу. – запомнить крепко накрепко
Как рыба в воде. – чувствовать себя уверенно, очень хорошо разбираться в чём либо.
У кого в д/з было объяснить эти выражения?
Я желаю вам на уроке чувствовать себя как рыба в воде, показать свои знания и быть в полном
восторге от нашего урока.
А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам
провести его в форме деловой игры «Заседание редакционного совета» журнала
«Начальная школа».
В нашей редакции будет работать три отдела: отдел писем, информации и публикации.
Ваши тетради на сегодня будут ежедневниками, в которых вы будете делать
соответствующие записи, а оценочные листы помогут определить степень
выполнения редакционного задания.
Отделам писем, информации и публикации предстоит подготовить информационную
статью к выпуску очередного мартовского номера журнала. Я, как главный редактор,
буду вам помогать.
О чем эта статья, вы должны догадаться.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
Предположите тему нашего урока. (Часть речи глагол)
— Да, верно.
Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка.
А скажите всё ли мы знаем о глаголе?( Да)
А чем же мы тогда будем заниматься сегодня на уроке? (Повторять всё, что мы знаем о
глаголе)
(Цели )И сегодня мы приведем в систему известные нам знания о глаголе и его роли в
языке и речи. Заседание редакционного совета считаю открытым. Желаю вам хорошей творческой
работы.
Какую информацию необходимо опубликовать в нашей статье, чтобы она была
познавательной, поучительной и доступной для учащихся начальной школы, будет
обсуждать отдел Публикации.
Ваша задача – выбрать названия рубрик для газеты.
(Значение слова «глагол».
Что обозначает глагол. На какие вопросы отвечает глагол?
Для чего нужен глагол? (Его значение в языке и речи).
Каким членом предложения является глагол?)
Отдел Информации готовит материал – историческую справку по части речи Глагол,
выбираете самое точное, на ваш взгляд, определения.
1.Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить —
говорить”.
2.Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии
подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”.
С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет
краски, как звучит, как чувствует себя.”
3. Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это
слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С
помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена
прилагательные помогают нам уточнить то,
что названо именем
существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.
4.Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная
часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после
существительного) по частоте употребления в речи.
Отделу Писем. Задание (разноуровневые): На адрес нашей редакции приходит много
корреспонденции от школьников, которые просят помочь им разобраться в тех или
иных вопросах.
В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый из вас возьмет задание из
конверта того цвета, которое он сможет выполнить.
1 уровень: выбрать и подчеркнуть слова, которые относятся к Глаголу.
Предмет, часть речи, какой?, действие предмета, что делать?, признак предмета, кто?,
что сделать?
2 уровень: Найти основу в предложении, подчеркнуть Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет
лес: ни звука.
3уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы,
используя слова для справок ( кормит, портит, добиться, трудиться, не любишь, не
делай
1)Труд человека ….., а лень…...
2) Кто хочет от жизни толку….., тот должен много…...
3) Что в других…., того и сам…...
Отделы, приступайте к выполнению задания. Время для работы 2 минуты.
Итак, для нашей газеты отдел Публ приготовил следующие рубрики – проверка.
Оцените свою работу в листах самооценки (+ я справился с заданием (мне все понятно),
я не справился с заданием (мне непонятно),
? – у меня были сомнения (остались вопросы)
По первой рубрике отчёт приготовил отдел Инф.
Оцените свою работу в листах самооценки
Проверяем работу отдела Писем (1,2)
Оцените свою работу в листах самооценки.
Материал по каким рубрикам мы смогли выполнить? (2,3). Сформулировать ответ на
вопрос рубрики.
Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь. Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку, поморгайте, улыбнитесь, глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите.
Вновь трудиться вы начните.
А. Фет написал необычное стихотворение, послушайте.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна, Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Что в нём необычного? (нет глаголов)
А для чего они нужны? (сделать нашу речь красочнее, разнообразнее)
Я предлагаю вам в этом убедиться и выполнить следующее редакционное задание –
распределить глаголы по их значению.
С.68 упр.140.
Отдел Инф – глаголы со значением мысли, проявления чувств (радоваться, грустить,
думать, размышлять)
Отдел Публикации глаголы со значением речи, звучания (мяукать, спросить,
рассказывать, жужжать, говорить)
Отдел Писем глаголы со значением движения, труда (бежать, идти, ехать,
работать, лететь, строить, рисовать)
Самопроверка Проверка по эталону (с обратной стороны оценочных листов)
Какой вывод можно сделать? (глаголы в речи имеют разные значения)
Оцените свою работу в оценочных листах.
В нашей речи много слов почти одинакового значения, а оттенки разные. Как
называются такие слова в речи? (синонимы).
Отдел Инф, напомните нам понятие СИНОНИМ (это близкие по значению слова. Они
используются для того, чтобы придать большую выразительностью)
И снова мы помогаем ОТД. Писем.
подобрать и записать в ежедневниках глаголы – синонимы по группам:
(произнести, рыдать, хохотать, реветь, промолвит, хихикать)
Отд Инф – к 1 глаг Смеяться,
Отд Публ – ко 2 гл сказать,
Отд Пис – к 3 глаг плакать
Проверка – сигналы (плюс – минус)
Оцените вашу работу А для чего мы находили синонимы к глаголам? (показать что глаголы в речи имеют
большое значение)
Вы, наверное, не раз слышали выражение «Живут как кошка с собакой». А как вы
понимаете его? (плохо живут, ссорятся)
Большая часть антонимов выражает противоположность понятий. К одному слову
нередко можно подобрать несколько антонимов. Но, как правило, все слова являются
одного поля ягодой, ой, простите, одной частью речи. Это ещё одно доказательство
богатства и выразительности русского языка.
Игра (устно) «Перестрой фразы наоборот»
Я буду говорить – мы будем молчать
Я буду стоять – мы будем сидеть
Я буду открывать – мы будем закрывать
Я буду отдыхать – мы будем работать.
У нас осталось непроверено одно задание. (пословицы) – оцени свою работу
Б. Пастернак сказал: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать открытия»
Слова какой части речи он использовал?
Как вы думаете, все ли открытия о глаголе мы с вами совершили?
Конечно нет, ведь глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. С ним
продолжим знакомиться на последующих уроках.
А на сегодня работа нашего редакционного совета окончена.
Поможет ли ученикам выпуск мартовского номера разобраться, что такое глагол?
А какова его роль в языке и речи?
Посмотрите на свои оценочные листы. Кто считает, что он отлично поработал над
выпуском журнала и понял всё, что мы повторяли, прикрепите печать одобрено
на обложку. Кто считает, что выпуск требует доработки доработать На седьмом небе.
Зарубить на
носу.
Как рыба в воде. Тема:
Глагол. Его роль в
языке и речи.
Цели: Привести в систему
знания о глаголе,
его роли в языке и
речи.
Значение слова «глагол». Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает
глагол?
Для чего нужен глагол? (Его
значение в языке и речи).
Каким членом предложения
является глагол? СИНОНИМы это близкие по значению слова. Они используются
для того, чтобы придать большую выразительностью
+ я справился с заданием (мне все понятно)
я не справился с заданием
? у меня были сомнения
(были ошибки, мне непонятно)
(остались вопросы) Смеяться рыдать
Сказать реветь
Плакать хохотать
произнести промолвить
хихикать предмет кто?
часть речи что?
какой? Глагол
действие предмета что делать?
признак предмета
что сделать?
существительное прилагательное
наречие предлог
местоимение 1.Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить
— говорить”.
2.Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом
названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи
обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире
двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
3. Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что
“глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это
действительно так. С помощью имен существительных можно назвать
все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить
то, что названо именем существительным, но только глаголы могут
“оживить” окружающий нас мир. 4.Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая
самостоятельная часть речи. По подсчетам ученых глагол занимает
второе место (после существительного) по частоте употребления в речи.
Выбрать слова,
которые
относятся к
глаголу
Соедини
фразеологизмы,
Найти основу
предложения,
подчеркнуть,
обозначить часть
речи o
клевать носом – спать
противоположные
по значению
зарубить на носу
выкинуть из головы
чесать языки
ломать голову ворон считать
набрать в рот воды Мяукать, спросить,
рассказывать,
жужжать, говорить
Бежать, идти, ехать,
работать, лететь,
строить, рисовать
Бежать, идти, ехать,
работать, лететь,
строить, рисовать
Радоваться, грустить,
думать, размышлять
Мяукать, спросить,
рассказывать,
жужжать, говорить
Мяукать, спросить,
рассказывать,
жужжать, говорить
Бежать, идти, ехать,
работать, лететь,
строить, рисовать
Радоваться, грустить,
думать, размышлять
Радоваться, грустить,
думать, размышлять
Радоваться, грустить,
думать, размышлять Отдел
Информации Пришла зима,
рассыпала
серебро по земле
и деревьям. Мороз щиплет
щеки. Дремлет
лес: ни звука.
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Глагол и его роль в предложении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.