Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
07.12.2017
Урок русского языка в 9 классе
Тема «Союзы и союзные слова»
Цели урока :
1) закрепить навыка различия простых и сложных предложений, ССП и СПП .
2) научиться различать основные виды сложного предложения по средствам связи, используемым между его частями;
3) совершенствовать навык выполнения синтаксического разбора и анализа текста;
4) научиться различать союзы и союзные слова.
Оборудование:
1) карточки – задания.
2) опорная схема-таблица “Подчинительные союзы и союзные слова»
3) Тест.
План.docx
Урок русского языка в 9 классе
Тема «Союзы и союзные слова»
Цели урока :
1) закрепить навыка различия простых и сложных предложений, ССП и
СПП .
2) научиться различать основные виды сложного предложения по
средствам связи, используемым между его частями;
3) совершенствовать навык выполнения синтаксического разбора и
анализа текста;
4) научиться различать союзы и союзные слова.
Оборудование:
1) карточки – задания.
2) опорная схема-таблица “Подчинительные союзы и союзные слова»
3) Тест.
СЛАЙД 1
Здравствуйте, сегодня у нас на уроке мы будем работать не в тетрадях,
а на листах с заданиями.
возьмите карточку №1, напишите число, имя и фамилию.
I Разминка
1. Работа с эпиграфом.
Как понимаете смысл высказывания Владимира Луговского?
Охарактеризуйте данное предложение.
«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его,
то вам откроется мир безграничных радостей,
ибо безграничны сокровища русского языка».
Владимир Луговской
(по цели высказ. – повеств., по эмоц. Окраске – невоскл. , сложное, состоит из
3-х простых, союзное, СПП).
СЛАЙД 2
2 Утверждения За каждый правильный ответ ставьте себе 1 балл.
Отметьте знаками + или – верно или неверно утверждение: 1. В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или
несколько придаточных.
2. Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в
устной речи паузой.
3. Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.
4. Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной
связью.
5. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные
союзы или союзные слова.
Ключ: +, +, -, -, +
СЛАЙД 3
3 Синтаксическая разминка:
Расставьте знаки препинания.
1. Мороз и под ногами скрипит снег.
2. Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.
3. Каждую ночь мы ночевали на новом месте потому что проходили за
день по двадцать километров.
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг где протекал небольшой ручей
который безмолвно сливался с Сурою.
5. Если кукушка закуковала пора сеять лён.
СЛАЙД 4
Проверьте по ключу.
Какое предложение лишнее? Почему? (1- ССП).
Какие средства связи используются между главными и придаточными
предложениями.
Вывод: Средствами связи между главными и придаточными предложениями
являются: подчинительные союзы,
союзные слова, интонация, указательные слова.
II Целеполагание
СЛАЙД 5
1) - Сегодня мы продолжим изучение СПП.
2) Запишите тему урока:
«Союзы и союзные слова»
Попробуйте, определить союзы и союзные слова в данных
предложениях.
3) - Сформулируем цели и задачи нашего урока.
Цели урока:
Вспомнить - Узнать - Уметь –
Задачи: научиться …
Цели Понять, что такое союзные слова
Научиться различать союзы и союзные слова
Правильно ставить знаки препинания между частями
сложноподчинённого предложения
Продолжить подготовку к основному государственному экзамену.
СЛАЙД 6
4) Составление алгоритма
Как различать союзы и союзные слова?
В ходе урока мы постараемся заполнить таблицу, которая поможет
нам:
Отличие подчинительного союза от союзного слова.
Подчинительные союзы
Союзные слова
СЛАЙД 7
Запишите предложения:
Лесник сказал нам, что костры разжигать запрещено.
Я не представляю, куда пропал мой пенал.
Определите главное и придаточное предложения. Чем связаны главное и придаточное предложение?
Падает ли логическое ударение?
Можно ли вставить частицы именно, же?
Можно ли задать вопрос?
Можно ли исключить из предложения? (Можно ли заменить
самостоятельной частью речи?)
Является ли членом предложения?
СЛАЙД 8
Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям
речи, но могут выступать в роли союзов.
СЛАЙД 9
Союзные слова являются членами предложения.
Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали.
(дополнение)
Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу. (подлежащее)
Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора. (обстоятельство).
СЛАЙД 10
заполним таблицу используя материал п.20.
Отличие подчинительного союза от союзного слова.
1. Не являются членами
предложения
2. Часто союз можно изъять из
придаточн. предложения.
3. На союз не может падать
логическое ударение.
4. После союза нельзя
поставить частицы же, именно.
5. Союз нельзя заменить
местоимением или наречием.
СЛАЙД 11
Союзы и союзные слова могут быть омонимами.
Что, как, когда – могут быть союзами и союзными словами.
СЛАЙД 12
Союзное слово когда можно заменить значимыми словами
(а значит, и нарисовать).
1. Являются членами придаточного
предложения
2. Союзное слово нельзя изъять из
придаточ. предложения.
3. На союзное слово падает
логическое ударение.
4. После союзного слова можно
поставить частицы же, именно.
5. Союзное слово можно заменить
местоимением или наречием. Петя забыл, когда у друга день рождения. = Петя забыл, седьмого,
восьмого или девятого числа у друга день рождения.
Союз когда ничего не значит (нарисовать его нельзя), зато
можно убрать из предложения.
Когда он вспомнил, было уже поздно. = Он вспомнил, но было уже
поздно.
СЛАЙД 13
Союзное слово что можно заменить значимыми словами.
Петя думал, что подарить другу. = Петя думал, ракетку, мяч или книгу
подарить другу.
Союз что можно убрать из предложения.
Петя решил, что лучший подарок - книга. = Петя решил: лучший
подарок - книга.
СЛАЙД 14
Союзы и союзные слова ЧТО, КАК, КОГДА
Я видел из-за ограды, как стражники прощались с ними.
как = союзу «что», можно опустить
Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами.
как = как именно нельзя опустить.
Вывод:
Что, как, когда
могут быть как союзами, так и союзными словами.
Это омонимы, поэтому при разборе сложноподчинённых
предложений с этими словами надо быть особенно
внимательными.
СЛАЙД 15
Как отличить союз от союзного слова? Алгоритм.
Найти в предложении грамматические основы.
Найти средство связи, которое связывает придаточное предложение с
главным.
Определить, является ли средство связи членом предложения.
Если средство связи- член предложения, то это союзное слово.
Если остались сомнения, обратитесь к нашей таблице. СЛАЙД 16
Возьмите карточку №2.
Расставьте знаки препинания, определите союзом или
союзным словом являются выделенные слова:
1 Если вы хотите понравиться людям почаще улыбайтесь.
2 Дарите такие подарки которые
поднимают настроение.
3 Искренне говорите родным о том как вы их любите.
4 Когда сделаешь чудо своими руками станешь счастливее.
СЛАЙД 17
Проверьте.
1 Если (с.) вы хотите понравиться людям, почаще улыбайтесь.
2 Дарите такие подарки, которые(с.сл.)
поднимают настроение.
3 Искренне говорите родным о том, как (с.сл.) вы их любите.
4 Когда (с.) сделаешь чудо своими руками, станешь счастливее.
СЛАЙД 18 (Физминутка)
Задание (устно). В гостях у сказки. (театральная
миниатюра)
Я попрошу ребят прочитать сказку по ролям.
Жила-была царевна Несмеяна. Измучила она отца своими
капризами, распугала всех женихов нелепыми вопросами.
Но вот всё же явился ко двору ещё один жених. А царевна и
спрашивает:
- Знаете ли вы, суженый-ряженый, когда на горе рак свистнет?
Задумался жених, а Несмеяна его торопит:
- Так будет ли ответ на мой вопрос?
- Будет, - усмехнулся добрый молодец.
- Когда же?
- Тогда, когда на горе рак свистнет! И ушёл жених восвояси. А Несмеяна, говорят, до сих пор у окна
сидит да на гору смотрит, прислушивается, не свистнет ли рак.
Даже вопросы все позабыла.
Зато у нас они появились:
1. "Когда" здесь союз или союзное слово?
Ответ: Слово "когда" в вопросе Несмеяны выступает как
союзное слово, в ответе жениха в качестве союза.
СЛАЙД 19
Самостоятельная работа. Подготовка к ОГЭ.
7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы),
обозначающую (ие) запятую между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью.
Он не воевал, (1) не строил, (2) а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал
историю, (3) языки, (4) обычаи разных народов, (5) хотя и не находил у родных понимания.
(Притча)
9. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
Сын, ты оказался героем. (Притча)
12. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они
принимали меня за своего, ответил принц. (Притча )
Ответы: В 7 – 5; В 9 – ты оказался героем; 12 – 4.
СЛАЙД 20
Рефлексия
Самооценка
Оцените свою работу на уроке. Максимальный балл 17.
СЛАЙД 21
Домашнее задание:
§ 20 – теория, слова в рамках!
Упражнение 93.
Закончить урок мне хочется словами К.Паустовского:
Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и
счастливый народ.
К.Г.Паустовский
Спасибо за работу.
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Союзы и союзные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.