Детям предлагается из набора слов собрать как можно больше словосочетаний. Словосочетания записывать с вопросами в скобках.
Остановились, шагали, для детей, сегодня, из дерева, хлебушек, в небе, рисовала, мягкий, клена, вечернем, построили, смотрели, листья, у озера, быстро, написали.
– Какие словосочетания вы составили?
– Определите значения словосочетаний.
– Назовите слова, в которых есть в корне гласная, проверяемая ударением.
– Как проверить такую гласную?
– Подберите проверочные слова.
Наблюдаем за значениями словосочетаний.docx
НАБЛЮДАЕМ ЗА ЗНАЧЕНИЯМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Ц е л ь : обучить постановке смысловых вопросов в словосочетании,
разъяснить значения словосочетаний.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) Орфографическая работа.
– Какие слова с непроверяемым написанием встретились в упражнении?
(Рисовала, карандашом, камыш.)
– В каких словах написание необходимо было проверить?
(Взяла, цветные, шиповник, заалел.)
– Объясните постановку букв на месте оставшихся пропусков.
– В какой части слова пропущены буквы?
– Какие части вы нашли в слове ЗААЛЕЛ?
– От какого слова оно образовалось?
б) Синтаксическая работа.
– В каком предложении вы не смогли подчеркнуть главные члены?
– Какие словосочетания из этих предложений вы можете назвать?
– Что поясняют в них зависимые слова?
III. Работа по теме урока.
1. З н а к о м с т в о с с о о б щ е н и е м на с. 42.
– Что вы узнали из сообщения о главных членах?
2. П о р я д о к в ы п и с ы в а н и я словосочетаний.
(После прочтения сообщения на с. 43 записывают схему действий.)
3. Из упражнения 91 выписать пятое и шестое предложения и
словосочетания со всеми обозначениями.
Зашумел у реки зеленый камыш.(От второстепенных членов вопросы задать нельзя.)
Над рекой повисло цветное коромысло.
– Какие значения вносят зависимые члены?
4. У п р а ж н е н и е 93.
а) Прочитайте сообщение на с. 43.
– О каких двух вопросах идет речь в сообщении?
– Приведите примеры таких случаев.
– Для чего важен смысловой вопрос?
– Зачем нужен падежный вопрос?
б) Определите, какой вопрос нужно поставить. Над правильным вариантом
ставьте «+».
5. З н а к о м с т в о с с о о б щ е н и е м на с. 44.
– Какие значения могут быть у словосочетаний?
– Поставьте около словосочетаний из упражнений 92 и 93 тот номер, под
которым его значение названо в таблице.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
6. Р а б о т а п о к а р т о ч к а м .
– Составьте словосочетания (соедините стрелкой). Возле главного слова
укажите тот номер, под которым нужное значение названо в таблице (с. 44).бегает
гулял
отправил
фильм
книга
проснулся
рисовал
поздравил
игрой
поют
наблюдал
приехал
интересная
сестренке
исторический
быстро
ночью
по лесу
с дачи
задорно
вечером
занимательной
картину
бабушку
пишет
за хвостом
качаются
радостной
утром
пушистым
вернулся
для встречи
встретил
из командировки
аккуратно
на деревьях
7. У п р а ж н е н и е 95.
– Определите в словосочетаниях главные и зависимые слова, напишите
вопросы и укажите части речи.
– Назовите значение каждого словосочетания, опираясь на таблицу (с. 44).
– Вырази эти же значения подругому.
– Обозначь в новых словосочетаниях главное и зависимое слово.
– Какие части речи вам встретились в задании?
8. У п р а ж н е н и е 96.
– Запишите первое предложение. Подчеркните главные члены.
– Выпишите словосочетания. От какого слова сначала будете задавать
вопрос? (От подлежащего.)
– Можно ли с подлежащим составить словосочетание?– Сколько словосочетаний выпишем со сказуемым? (2.)
– Запишите второе предложение.
– Можно ли выписать словосочетание с подлежащим? (Да.)
– Сколько словосочетаний выпишем со сказуемым? (2.)
– Можно ли составить словосочетание, задавая вопрос от второстепенного
члена предложения? (Нет.)
IV. Итог урока.
– В какой последовательности нужно выписывать словосочетания из
предложения?
– Что можете сказать о главных членах?
– Какие вопросы можно поставить к слову?
– Каково значение смыслового вопроса?
– Зачем нужен падежный вопрос?
– Какие значения словосочетаний вы запомнили?
Домашнее задание: продолжить работу с упражнением 96 (3е
предложение).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.