Конспект урока русского языка "Значение словосочетаний"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Детям предлагается из набора слов собрать как можно больше словосочетаний. Словосочетания записывать с вопросами в скобках. Остановились, шагали, для детей, сегодня, из дерева, хлебушек, в небе, рисовала, мягкий, клена, вечернем, построили, смотрели, листья, у озера, быстро, написали. – Какие словосочетания вы составили? – Определите значения словосочетаний. – Назовите слова, в которых есть в корне гласная, проверяемая ударением. – Как проверить такую гласную? – Подберите проверочные слова.
Иконка файла материала Наблюдаем за значениями словосочетаний.docx
НАБЛЮДАЕМ ЗА ЗНАЧЕНИЯМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ Ц е л ь :  обучить   постановке   смысловых   вопросов   в   словосочетании, разъяснить значения словосочетаний. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. а) Орфографическая работа. – Какие слова с непроверяемым написанием встретились в упражнении? (Рисовала, карандашом, камыш.) – В каких словах написание необходимо было проверить? (Взяла, цветные, шиповник, заалел.) – Объясните постановку букв на месте оставшихся пропусков. – В какой части слова пропущены буквы? – Какие части вы нашли в слове ЗААЛЕЛ? – От какого слова оно образовалось? б) Синтаксическая работа. – В каком предложении вы не смогли подчеркнуть главные члены? – Какие словосочетания из этих предложений вы можете назвать? – Что поясняют в них зависимые слова? III. Работа по теме урока. 1. З н а к о м с т в о   с   с о о б щ е н и е м  на с. 42. – Что вы узнали из сообщения о главных членах? 2. П о р я д о к   в ы п и с ы в а н и я  словосочетаний. (После прочтения сообщения на с. 43 записывают схему действий.) 3.   Из   упражнения   91   выписать   пятое   и   шестое   предложения   и словосочетания со всеми обозначениями. Зашумел у реки зеленый камыш.(От второстепенных членов вопросы задать нельзя.) Над рекой повисло цветное коромысло. – Какие значения вносят зависимые члены? 4. У п р а ж н е н и е  93. а) Прочитайте сообщение на с. 43. – О каких двух вопросах идет речь в сообщении? – Приведите примеры таких случаев. – Для чего важен смысловой вопрос? – Зачем нужен падежный вопрос? б) Определите, какой вопрос нужно поставить. Над правильным вариантом ставьте «+». 5. З н а к о м с т в о   с   с о о б щ е н и е м  на с. 44. – Какие значения могут быть у словосочетаний? – Поставьте около словосочетаний из упражнений 92 и 93 тот номер, под которым его значение названо в таблице. Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре – руки вниз. 6. Р а б о т а   п о   к а р т о ч к а м . – Составьте словосочетания (соедините стрелкой). Возле главного слова укажите тот номер, под которым нужное значение названо в таблице (с. 44).бегает гулял отправил фильм книга проснулся рисовал поздравил игрой поют наблюдал приехал интересная сестренке исторический быстро ночью по лесу с дачи задорно вечером занимательной картину бабушку пишет за хвостом качаются радостной утром пушистым вернулся для встречи встретил из командировки аккуратно на деревьях 7. У п р а ж н е н и е  95. –  Определите   в   словосочетаниях   главные   и  зависимые   слова,   напишите вопросы и укажите части речи. – Назовите значение каждого словосочетания, опираясь на таблицу (с. 44). – Вырази эти же значения по­другому. – Обозначь в новых словосочетаниях главное и зависимое слово. – Какие части речи вам встретились в задании? 8. У п р а ж н е н и е  96. – Запишите первое предложение. Подчеркните главные члены. –   Выпишите   словосочетания.   От   какого   слова   сначала   будете   задавать вопрос? (От подлежащего.) – Можно ли с подлежащим составить словосочетание?– Сколько словосочетаний выпишем со сказуемым? (2.) – Запишите второе предложение. – Можно ли выписать словосочетание с подлежащим? (Да.) – Сколько словосочетаний выпишем со сказуемым? (2.) – Можно ли составить словосочетание, задавая вопрос от второстепенного члена предложения? (Нет.) IV. Итог урока. –   В   какой   последовательности   нужно   выписывать   словосочетания   из предложения? – Что можете сказать о главных членах? – Какие вопросы можно поставить к слову? – Каково значение смыслового вопроса? – Зачем нужен падежный вопрос? – Какие значения словосочетаний вы запомнили? Домашнее   задание:  продолжить   работу   с   упражнением   96   (3­е предложение).