Урок математики в 1 классе
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ).
Тема. Таблица сложения.
Основные цели:
1. Сформировать умение складывать и вычитать однозначные числа с помощью таблицы
сложения.
2. Актуализировать умение пользоваться треугольной таблицей сложения, знание
переместительного свойства сложения, тренировать вычислительный навык.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение,
аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал: презентация, печатная таблица.
Раздаточный материал: карточки со смайлики, карточки с цифрами от 1 до 9, уголки.
1. Мотивация к учебной деятельности:
Ход урока:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры
в свои силы и создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: сложение однозначных чисел;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Прозвенел звонок, начинаем мы урок!
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна, сегодня я у вас проведу урок
математики.
Садитесь.
У меня сегодня замечательное настроение и я хочу с вами им поделиться, но мне интересно,
с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок. На столе у каждого из вас лежит коробочка,
в которой находятся три смайлика, прошу вас поднять тот смайлик, который символизирует ваше
настроение.
Но я пришла к вам на урок не одна, а вместе с героем мультфильма Козленок, который умел
считать до 10.
Он хочет с нами заниматься.
Давайте, ребята, учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать.
Ему по плечу любая работа,
Но прежде разучим правила счета.
1 Давайте расскажем Козленку, чему вы научились на уроках математики. (Ответы детей.)
Сегодня на уроке мы продолжим работу по сложению однозначных чисел. Как же будет
построена работа на уроке, если мы будем узнавать новое? (Мы должны понять, что мы еще не
знаем, и самим постараться «открыть» новое знание.)
С чего мы начнем нашу работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация и фиксация знаний приобретённых на предыдущих уроках.
Цель:
1) актуализировать представление о числовых закономерностях, приемы сложения
однозначных чисел с помощью числового отрезка, знания состава чисел;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ,
обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Актуализация знаний о натуральном ряде чисел.
Козленок предлагает нам поиграть в игру “Живые цифры”, но для этого ему понадобятся 9
помощников. Я раздаю вам по карточке, на которой изображена цифра. Буду задавать вам вопросы,
к доске выходит ученик, чья цифра является ответом на мое задание, и прикрепляет карточку на
доску.
Какое число на 4 больше трёх? (7.)
На сколько 5 больше 2 (двух)? (3.)
Если к задуманному числу прибавить 2, то получиться 7. Какое число задумано? (5.)
Задумали число, вычли из него 3, получили 6. Какое число задумали? (9.)
Одна часть 2, другая 4. Найди целое. (6.)
Целое 9, часть 5. Найди часть. (4.)
К 2 прибавить 2, затем вычесть 2. Сколько получилось? (2.)
К 3 прибавить 3, и прибавить 2.Сколько стало? (8.)
Из 8 вычесть 4, и вычесть 3. Сколько останется? (1.)
Козленок не знает, как восстановить порядок в числовом ряду, кто сможет ему помочь?
Молодцы, ребята.
Козленок заметил здесь закономерность, а какую вы заметили закономерность?
2 Посмотрите на числовой ряд. Какой закономерности подчиняется числовой ряд?
По какому правилу расставлены числа? (Числа в ряду увеличиваются на один, это
однозначные числа.)
Назови соседей числа 8.
Назовите наименьшее число?
Назовите наибольшее число?
Назови числа, которые больше 3, но меньше 9.
3. Открытие нового материала.
Цель: организовать учебное исследование для открытия нового учебного понятия.
Организация учебного процесса на этапе 3:
1) Составление треугольной таблицы сложения.
Где вы можете использовать эти знания?
Козленок интересуется, а что вы умеете делать с этими числами? (Мы умеем сравнивать,
складывать и вычитать.)
Что помогает считать и вычислять? (Состав числа, числовой ряд.)
Есть ли другие способы вычисления?
Козленок принес рисунок, но не знает, что это и как по нему работать.
Откройте свои учебникитетради на странице 20, найдите №1.
Скажите, ребята, что за рисунок у Козленка и у вас в учебникететради? (Таблица.)
Что в ней есть? (Строки, столбцы, числовой ряд.)
Какое действие нужно выполнить? (Сложение.)
Давайте покажем Козленку, как заполнять такую таблицу.
Я буду заполнять таблицу на доске, а вы у себя в учебнике.
Заполняем первую строку таблицы. (Учащиеся вычисляют суммы: 1 + 1 = 2, 1 + 2 = 3,
1 + 3 = 4 и т.д.)
Вычисления проводятся до тех пор, пока дети не заметят, что числа последовательно
увеличиваются на 1. Это позволяет сразу записать значения остальных сумм этой строки: 5,
6, 7, 8, 9.
Как вы думаете, что произошло с числами? (Они увеличились на 1.)
Обратите внимание на то, что заполнение первой строки дает и первый столбец по
переместительному свойству сложения.
Теперь заполняем вторую строку в таблице. (Учащиеся вычисляют суммы: 2 + 1 = 2,
3 2 + 2 = 4, 2 + 3 = 5 и т.д.)
Какую закономерность вы здесь заметили? (Числа увеличиваются на 1.)
Числа 1 и 2 ряда подчиняются одной и той же закономерности, то какой можно сделать
вывод?
Можем ли заполнить до конца всю таблицу по данной закономерности?
Переместительный закон: от перемены мест слагаемых, сумма не изменяется.
Предлагаю вам самостоятельно заполнить таблицу до конца, у кого возникнут трудности,
можете поднять руку, я подойду. Затем все вместе проверим правильность заполнения таблицы.
Сделаем вывод: где мы можем применить таблицу?
2) Выявление места и причины затруднения.
Попробуйте определить, что обозначает каждый цвет в таблице.
Что было уже заполнено в таблице? (Первая строка и первый столбик.)
Как вы думаете, что обозначает эти числа? Как называются компоненту сложения?
(Слагаемые или часть целого.)
Давайте проверим ваше предположение. Найдите синий цвет. Что вам напоминает фигура,
образованная синими клеточками? (Уголок.)
На столе у каждого из вас лежит коробочка, в которой есть уголок, возьмите его в руки и
приложите к таблице, которая у вас в учебнике.
Какие числа соединяет уголок? (3 и 4.)
Какое число записано в углу? (7.)
Сделайте вывод. (Чтобы узнать сумму чисел, нужно найти первое слагаемое в верхней
строке, а второе – в первом столбике, найти число в пересечении столбика и строчки.)
Что обозначено желтым цветом? (Слагаемые.)
Что обозначено красным цветом? (Число 9.)
Мы увидели, что клетки синего цвета образуют уголок. Он соединяет числа 3 и 4. В
пересечении записано число 7. Чтобы найти сумму чисел, нужно найти число в пересечении строки
и столбца, соответствующих слагаемых. Желтым цветом обозначены все слагаемые, красным
суммы – число 9.
Что нужно сделать сначала при решении примеров? (Найти слагаемые в таблице.)
Как узнать, чему равна сумма? (Найти число в пересечении строки и столбца.)
Что теперь вы можете делать? (Решать примеры с помощью таблицы сложения.)
Какой следующий шаг на нашем уроке? (Тренироваться в использовании таблицы.)
4 ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
1) коррекция отработки способа;
2) создание условий для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 4:
Мы открыли таблицу сложения, давайте научим Козленка правильно пользоваться таблицей.
Обратимся к заданию №2 на странице 20.
Что здесь необходимо сделать? (Выполнить действие.)
Разберем первый пример: 6 – 1
1 – это часть от целого, слагаемое.
6 – целое, сумма.
Обратимся к таблице. Где найти часть 1? (В строке.)
Следовательно, следующее слагаемое – в столбце.
Кто может, выполняет задание самостоятельно, кто не понял – работаем вместе со мной.
Разбираем следующий пример: 65=….; 62=….; 63=….
Ответы записываются в тетрадях рядом с числами. Первая и вторая части задания
выполняются фронтально, учащиеся по цепочке выходят к доске и по таблице объясняют свои
действия.
Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно нашли сумму по таблице.)
Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как складывать числа и вычитать
числа при помощи таблицы.)
Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
5. Закрепление открытого нового знания. (Самостоятельная работа с
самопроверкой.)
Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения вычислять с помощью
таблицы сложения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
По дороге к нам Козленок получил зашифрованное задание от друга Гномика. Он обещал
ему выполнить это задание, давайте поможем Козленку?!
Обратимся к заданию №3 на странице 20.
5 Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (Надо решить примеры с помощью
таблицы сложения и расшифровать слово.)
Куда ответы будем записывать? (В синий кружок.)
Обратите внимание, что перед каждым примером стоит буква, которая и будет
соответствовать полученному ответу.
Козленок готов, а вы готовы?
Выполните это задание. (На выполнение задания отводится 2–3 минуты.)
Проверим. У козлика получилось слово МОЛОДЕЦ, а у вас? (Молодец)
Давайте хором.
У кого есть ошибки?
В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в использовании таблицы сложения.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем вычислять с помощью таблицы сложения.)
Молодцы, ребята.
6. Подведение итогов деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение примеров с
помощью таблицы сложения;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Как заканчиваем наш урок? (Анализируем свою работу.)
Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Находить значения выражений при помощи
таблицы сложения.)
Какими способами вы теперь можете пользоваться? (Составом числа, числовым отрезком,
таблицей сложения.)
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Какие же трудности у вас еще встречаются?
Где можно над ними поработать?
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния,
мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Организация учебного процесса на этапе 7:
6 Я предлагаю вам проанализировать свою деятельность на уроке, продолжите предложение.
Я понял…….
Я узнал………..
Я научился……
Я повторил……
Я запомнил……
Обратимся снова к смайликам. Покажите, каким стало ваше настроение к концу урока.
А мое настроение осталось прежним. Спасибо всем за работу на уроке.
7
Конспект урока с презентацией по математике "Таблица сложения" (1 класс)
Конспект урока с презентацией по математике "Таблица сложения" (1 класс)
Конспект урока с презентацией по математике "Таблица сложения" (1 класс)
Конспект урока с презентацией по математике "Таблица сложения" (1 класс)
Конспект урока с презентацией по математике "Таблица сложения" (1 класс)
Конспект урока с презентацией по математике "Таблица сложения" (1 класс)
Конспект урока с презентацией по математике "Таблица сложения" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.