Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
ФИО автора материала: Литвишко Людмила Валерьевна
Место работы (название образовательного учреждения):
МБОУ «СОШ п. Садовый Самойловского района Саратовской области»
Должность автора: учитель немецкого языка, русского языка и литературыЛитвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
Конспект урока немецкого языка
ОУ: МБОУ «СОШ п. Садовый»
Учитель: Литвишко Людмила Валерьевна
Класс: 6
Предметная область: немецкий язык
УМК: «Немецкий язык» 6 класс . Учебник для ОУ И. Л. Бим и др. М:,
«Просвещение», 2014г
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)
Тема урока: «Образование Präteritum».
Продолжительность урока: 45 минут
Цель урока: познакомить с образованием Präteritum
слабых и сильных глаголов и его употреблением в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
знакомство и тренировка в речи нового грамматического материала по теме
«Образование Präteritum»;
развитие умений и навыков практического владения немецким языком в
рамках темы;
Развивающие:
способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания;
способствовать формированию способности к репродуктивной и
продуктивной деятельности.
Воспитательные:
создать положительный фон на уроке, способствующий повышению интереса к
изучению немецкого языка;
привлечение внимания учащихся к проблеме дружбы , друзей и
оптимистического настроения;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
формирование мотивации изучения немецкого языка;
формирование самооценки на основе критериев успешной деятельности;
развитие инициативности и трудолюбия.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов
обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
формирование умения работать с новыми грамматическими формами по теме;
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу и активно
включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками;
формирование умения работать в группе и определять общую цель и пути её
достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
формирование навыков рефлексии.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
формирование умения выполнять задания по усвоенному образцу;
формирование умения осуществлять самооценку выполненных учебных
заданий и подводить итоги своей деятельности;
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком
языке.
Формы проведения урока: (подачи и освоения учебного материала):
мультимедийная презентация;
беседа;
обсуждение;
игра;
творческое задание;
работа в группах;
работа у доски;
индивидуальная работа;
письменная работа по карточкам.
Образовательные технологии, используемые на уроке: ИКТтехнологии;
личностно развивающие;
проблемнопоисковая;
игровая.
Формы отслеживания результата: педагогическое наблюдение (заЛитвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
правильностью использования грамматического
материала, лексики, произношения и т.п.);
итоги выполнения письменного задания по карточкам.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Ход урока
Учитель: Guten Tag! Liebe Kinder! Unsere Stunde beginnt. Sagen Sie bitte
miteinander ,,Guten Tag!’’
Ученики: ,,Guten Tag! Guten Tag!’’ sagen alle Kinder (zweimal). (Слайд№3)
Große Kinder (поднимают обе руки вверх),
Kleine Kinder (опускают руки, приседают),
Dicke Kinder (разводят руки),
Dünne Kinder (сводят руки),
,,Guten Tag! Guten Tag!’’ sagen alle Kinder.
Учитель: Also, unser Thema ist eine Grammatik. Das ist ein Präteritum.
II Целеполагание.
Учитель: Сегодня вы узнаете, что такое Präteritum, и как он образуется
Как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке? Ведь вы ходите в
школу за знаниями, умениями. А какие это будут знания, умения? (Дети
«ставят» цели и задачи, говорят о том, чему они хотят научиться на уроке).
(Затем учитель сам озвучивает цели и задачи урока после ответов учащихся).
Aber zuerst wiederholen wir und kontrollieren die Hausaufgaben.
III Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
учебном действии. (Актуализация знаний).
1) Проверка д/з
2) Повторение изученного материала.
а) повторение по таблице ,,Склонение определённого артикля’’ (Слайд №4)
Kasus
Singular
Feminina Maskulin
Neutra
Plural
Nom.
die
a
der
das
dieЛитвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
Gen.
Dat.
Akk.
der
der
die
des
dem
den
des
dem
das
der
den
die
б) Выполнение задания на Слайде №4
/Задание: Antworten Sie richtig auf die Frage Wo? und Wohin? (mit den
Präpositionen auf, in, vor, an) und stellen Sie richtig den Artikel!/ (Слайды №56)
1/ Meine Mutter hängt neue Gardine ans (das Fenster).
2/ Ich stelle die Blume auf den (der Tisch).
3/ Meine Schwester steht lange vor dem (der Spiegel).
4/ Der Journalist arbeitet in der (die Bibliothek)
5/ Das Bild hängt an der (die Wand).
6/ Unsere Gäste gehen ins (das Theater).
IV Включение в систему знаний и повторение. (Изучение нового материала)
Учитель: Итак, узнаем, что такое Präteritum, и как он образуется. ( Учитель
при объяснении пользуется презентацией. ) (Слайды №78)
Präteritum это прошедшее повествовательное время. Форма простая. Как
образуется?
Тут разговор особый. Вы знаете, что глаголы как дети. Одни из них слабые и
предпочитают делать то, что им говорят. Они прибавляют к своей основе
суффикс te, например: malenmalte, tanzentanzte.
А другие глаголы сильные и непослушные. Они не хотят иметь суффиксы, а
изменяют гласную букву в корне,
например: gehenging, trinkentrank, singensang.
А есть ещё глаголы неправильные, ну совсем неуправляемые! Они что хотят, то
и делают!
Одновременно прибавляют к основе суффикс –te и изменяют гласную букву в
корне, например: denkendachte, bringenbrachte
Название формы
Группа глаголов
Слабые глаголы
(Schwache Verben)
Сильные глаголы
(Starke Verben)
Неправильные глаголы
(Unregelmäßige Verben)
Präteritum
(прошедшее повествовательное время)
основа + (e)te+ личные окончания
(кроме 1 и 3 лица ед. числа)
Sagte fragte malte
основа с изменением корневой гласной +
личные окончания (кроме 1и 3 лица ед. ч.)
schrieb sang fuhr
Основа с изменением корня +te+ личные
окончанияЛитвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
nannte brachte kannte
1) Знакомство учащихся с таблицами: (Приложение №1)
Табл. №1 ,,Таблица глаголов сильного и неправильного спряжения”.
Табл. №2 ,,Präteritum глаголов sein, haben, werden”.
Табл. №3 ,,Спряжение модальных глаголов в Präteritum ”.
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(Тренировочный материал).
1) Фронтальный опросработа с карточками.
/Задание: Учитель говорит: ,,Ich zeige die Karte mit dem Verb ins Präteritum,
und ihr nennt das Verb in Infinitiv”(Я показываю карточку с
глаголом в Präteritum, а вы называете глагол в Infinitiv)./
(Слайды №910)
lachte –lachen begannbeginnen kam kommen
machte –machen lernte –lernen sagte sagen
fuhr –fahren ging –gehen suchte suchen
halfhelfen sah –sehen legte legen
las –lesen spielte –spielen sprangspringen
Физкультминутка (Слайд №11)
1, 2, 3, 4 heute turnen alle wir.
Mit den Händen klapp, klapp, klapp.
Mit den Beinen trapp, trapp, trapp.
Mit dem Finger tick, tick, tick.
Mit den Köpfchen nick, nick, nick.
2) Коллективная работа работа у доски.
(Несколько учащихся поочерёдно выходят к доске и дописывают
глаголы. Проверку осуществляют через слайд № 12)
/Задание: допишите суффиксы и окончания глаголов в Präteritum./
Im Sommer badten wir im Meer.
Die Sportler spielten Fußball.
Der Schuler antwortete richtig.
Ich lebte zwei Jahre in Dresden.
Wir lernten an der Universität.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой.
1) Групповая работа работа с текстом.Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
/Задание: Учитель говорит: ,,Suchen Sie in den Texten die Verben in Präteritum.
Die erste Gruppe arbeitet mit dem ersten Text, und die zweite Gruppe arbeitet mit
dem zweiten Text.”/ (Тексты раздаёт учитель)
Gurke und Kohl (ein Märchen)
Ein Kohlkopf und eine Gurke gingen einmal zusammen baden. Die Gurke sprang
gleich ins Wasser, der Kohlkopf begann aber sich auszuziehen. Er legte ein Hemd ab,
dann das andere, dann das dritte, und so zog er sich immer weiter aus, bis es Abend
wurde.
Indessen wartete die Gurke im Wasser auf ihn. Sie wartete und wartete und bekam
schließlich vor Kalte eine Gänsehaut. Seit dieser Zeit haben die Gurken kleine
Prickelnchen auf der Haut.[1]
Hilfe
Es war an einem kalten Wintertag. Es war Februar. Franz saß am Fenster und
schaute hinaus. Vor seinem Haus war ein Garten. Dort standen viele Bäume. Im
Frühling fliegen dort viele Vögel von einem Baum zum anderen und singen lustige
Lieder. Heute aber flogen keine Vogel im Garten.
Plötzlich kam eine Meise ans Fenster. Sie suchte nach Futter. Franz verstand das. Er
ging zu seinem Freund Emil. Zusammen machten sie einen Futterkasten. Dann hingen
sie ihn an den Baum. Da kamen Mädchen herbei. Sie brachten Futter für den Vögel.
Jetzt flogen viele Vögel an den Futterkästen. Die Kinder sorgten nun immer für ihre
Gäste. Sie freuten sich sehr, denn sie halfen vielen Vögeln.[1]
Проверку проводят по презентации (Слайд №13)
Сначала проверяют правильность найденных глаголов в текстах в форме
Präteritum. Затем учитель говорит:
А давайте сейчас выступим в роли архитекторов или строителей. У нас есть
дома, но в них нет жильцов. Заселим в эти дома наши глаголы: в один домик
сильных, а в другой слабых, чтобы они друг с другом не соперничали, и чтобы
сильные не обижали слабых. Пусть будут дружить домами и своими семьями
сильных и слабых глаголов! Посмотрите, у нас в домике остался один глагол,
который никуда не хочет вселяться! Почему? Что это за глагол? Правильно! Это
—неправильный глагол! И он не может пойти в домик ни к сильным глаголам, ни
к слабым. (Работа по слайду №13).
Учитель ставит проблемный вопрос: что же сделать, чтобы наш неправильный
глагол не был одинок? У детей разные способы решения данной ситуации, и
одним из таких решений может быть следующее: построить неправильному
глаголу домик для него. А учитель предлагает детям поселить туда ещё
несколько таких же неправильных глаголов, чтобы ему не было так одиноко.Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
Эту работу творческого характера педагог задаёт детям в качестве домашнего
задания (подумать, какой они «построят» дом, какие глаголы туда поселят).
Минутка релаксации (Слайд №14)
После такой трудной мыслительной деятельности нужно обязательно отдохнуть.
И поможет в этом слайд №14, на котором стихотворение, помогающее провести
релаксацию. Его можно обыграть в форме игры «Эхо»: учитель говорит, а дети
все хором ему отвечают последние слова, то есть как эхо в лесу. Перед началом
этой игры можно детям предложить закрыть глаза (или не закрывать, по их
усмотрению) и представить себе красивый лес. Обязательно сказать, что в лесу
живёт не только эхо, которое хочет сейчас с ними поиграть, но и множество
насекомых, животных и растений. Их можно, при желании, увидеть и услышать в
своём воображении.
Ist das Wetter heute schlecht oder fein? Fein, fein, fein.
Habt ihr Kopfschmerzen oder nein? Nein, nein, nein.
Ich bin eure Lehrerin. Ist es fein? Fein, fein, fein.
Bin ich böse oder nein? Nein, nein, nein
Ihr seid meine Schüler. Ist es fein? Fein, fein, fein.
Ihr seid Faulpelze oder nein? Nein, nein, nein.
2) Дифференцированная работа:
а) Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика).
Die Karta №1
Задание: Поставьте глаголы, данные справа, в нужной форме в Präteritum.
Er________viel. reisen
Du ________immer richtig. rechnen
Der Lehrer _________uns die Regel. erklären
Mein Freund _______mir eine interessante erzählen
Geschichte.
Die Karte №2
Задание: Поставьте глаголы в скобках в Präteritum.
Er (erzählen) eine lustige Anekdote.
Sie (sein) Schüler.
Dieser Schuler (geben) gute Antworten.
Der Junge (schlafen) ruhig.Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
б) Коллективная, фронтальная работа с учебником упр.№6(а) стр.18
а) чтение текста учителем;
б) чтение текста учащимися;
в) найти в тексте глаголы в Präteritum и назвать их в Infinitiv.
VII Обобщение полученных знаний. (Закрепление изученного материала).
1) Коллективная работа работа по слайду №15, а проверка по слайду №16.
/Задание: Учитель говорит: ,,Stellen Sie das Verb ins Präteritum!”/
a) Er schreibt richtig und sauber. (schrieb)
b) Du hilfst mir bei der Arbeit. (halfst)
c) Im Sommer treiben wir viel Sport. (trieben)
d) Die Stunde beginnt. (begann)
e) Mein Bruder lernt die Mathematik. (lernte)
f) Der Professor kommt ins Auditorium. (kam)
2) Игра ,,Найди пару” (Spiel ,,Suchen Sie das Paar!”)
/Задание: Учитель раздаёт всем детям по одной карточке со словом. Должна
образоваться пара: глагол в форме Präteritum и глагол в форме
Infinitiv)
Schriebschreiben, sprangspringen, gabgeben, tanztetanzen, sprach
sprechen, standstehen, halfhelfen, maltemalen, hattehaben,
fragtefragen.
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) В конце урока все учащиеся получают оценки, опираясь на оценочную
таблицу, которую в ходе урока и выполнения заданий учащиеся заполняли сами.
За правильные ответы дети получали 3 балла, за ответ с одной ошибкой 2
балла, за неправильно сделанное задание—1 балл (утешительный, чтобы в конце
урока не было детей, у которых окажется в сумме 0 баллов!) Также учитель даёт
оценку работы каждому словесно и оценивает работу всего класса в целом.
Учащиеся выясняют, смогли они реализовать то, что сами планировали в начале
урока, то есть, достигли своих целей или нет.
Оценочная таблица деятельности учащегося на уроке немецкого языка
Name__________________________Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
Wo?
und
Wohin?
die
Karte
Präteritum der
Text
Die
Karta
№1
Die
Karta
№2
das
Buch
das
Verb
das
Paar
Итого
1720—toll 1416—gut 513— nicht schlecht 05—schlecht
Учитель объявляет оценки.
2) Учитель спрашивает:
Скажите полным ответом:
Я считаю, что достиг поставленной цели, так как ….
Я узнал(а) о….
3) Как вы оцениваете наш урок? Настроение урока…. Какое оно? (Слайд №17)
sehr schlecht gut sehr gut toll
schlecht
4) Учитель просит детей повернуться друг к другу и улыбнуться. А затем всем
поаплодировать себе за урок и за работу своих одноклассников.
Учитель: Желаю всем только хорошего настроения и всегда относиться друг к
другу с уважением, любовью и заботой! Пусть в вашей жизни будет побольше
солнышка и улыбок!
Как можно чаще улыбайся.
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся
От счастья в облаках пари.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
Всем спасибо за урок!
Die Stunde ist zu Ende. Ich bedanke mich euch für ihre Arbeit, Aufmerksamkeit und
wünsche alles Gute. Auf Wiedersehen!
IX Задание на дом
правило стр. 19, упр. №8 стр.20Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
Список использованных источников
1. В.Н. Ефремова «Дидактические материалы. Немецкий язык. (Орфография). 56
кл». //г. Москва, «Дрофа», 1999г.Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
Приложение №1
Таблица (№1) глаголов сильного и неправильного спряжения
Infinitiv
Неопределённая
форма
Infinitiv
Неопределённая
форма
Pr ä teritum
Прош. повеств.
время (1 и 3 лицо
ед. числа)
begann
blieb
brachte
dachte
aß
fuhr
fiel
fand
flog
gab
ging
hing
half
kannte
kam
lief
beginnen
bleiben
bringen
denken
essen
fahren
fallen
finden
fliegen
geben
gehen
hangen
helfen
kennen
kommen
laufen
( Табл. №2) Модальные глаголы
Pr ä teritum
Прош. повеств.
время (1 и 3 лицо
ед. числа)
las
lag
nahm
rief
schlief
schrieb
sah
sang
saß
sprach
sprang
stand
trank
tat
vergaß
zog
lesen
liegen
nehmen
rufen
schlafen
schreiben
sehen
singen
sitzen
sprechen
springen
stehen
trinken
tun
vergessen
ziehen
(Табл. №3) Вспомогательные глаголыЛитвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы
МБОУ СОШ п. Садовый Самойловский район Саратовская область
dürfen
können
mögen
müssen
sollen
wollen
wissen
durfte
konnte
mochte
musste
sollte
wollte
wusste
haben
sein
werden
hatte
war
wurde
Präteritum глаголов sein, haben, werden.
ich
du
er, sie, es
wir
ihr
sie
sein
war
warst
war
waren
wart
waren
haben
hatte
hattest
hatte
hatten
hattet
hatten
werden
wurde
wurdest
wurde
wurden
wurdet
wurden