Интегрированный урок по курсу
«Познание мира, основы экономики и финансовой грамотности»
(для 4-х классов)
Раздел 8. Общество.
Тема урока 1: Семья – маленькое общество. Семейный бюджет.
Цель: формировать представления детей о семье, как частице общества, понятия бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия;
расширять кругозор учащихся, развивать познавательный интерес,
умение анализировать, выделять главное;
воспитывать стремление к правильному ведению домашнего хозяйства.
Тип урока: интегрированный.
Технологии: критическое мышление, интеграция предметов.
Формы работы: работа в группах, индивидуальная, творческая.
Методы: словесный, наглядный, практический, анализ, синтез, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент, психологический настрой.
Я, ТЫ, ОН, ОНА
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В каждом МЫ –
Сто тысяч Я.
2. Сообщение темы и цели урока:
3. Побуждение
СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО
Папа Школа
Мама Родина
Бабушка Друзья
Дедушка Детский сад
4. Осмысление
Дети заполняют таблицу.
+ знаю |
V новое |
! удивило |
- не понял |
Все жители нашего государства – общество Казахстана. Территория Президент Для развития общества: Медицина, Образование, Промышленность.
Кровное родство у членов семьи, несут друг за друга ответственность. Есть глава. Постоянное место жительство. Каждый работает или учится. |
Общество – это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами, интересами.
Семья – это маленькое общество. Общая обязанность создавать условия для развития каждого члена семьи. |
|
|
Что общего?
- Главный, территория, условия жизни, законы, распределение обязанностей.
- Прочитайте, с каких слов начинается следующий абзац (Семейный бюджет)
(Введение в экономику и финансовую грамотность.)
Ролевая игра «Сказка про Муху – Цокотуху»
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Дальше учитель рассказывает о том, как Муха и ее семья считали «денежки».
«Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы.
Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жига нового самоката.
- Так, - сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый (старший сын, студент Жужжик), неси калькулятор, посчитаем.
Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал «Доход».
Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата.
Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1500 денежек, - сообщил отец.
Мальчики с уважением посмотрели на отца. Дедушка с бабушкой в стороне не остались, встряхнули крылышками.
- Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.
Учитель: Как вы думаете, какие денежки могли получать бабушка с дедушкой? ( Бабушка с дедушкой тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией)
Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
Учитель: О каких деньгах говорил студент Жужжик? (о стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится и не станет зарабатывать.)
- наша малышка тоже получает денежки и называются эти денежки – пособие на ребенка, - добавила Муха – Цокотуха.
А теперь подсчитаем, каков доход нашей семьи, - сказал отец.
Заработная плата – 1500 денежек
Пенсия бабушки и дедушки – 600 денежек
Стипендия Жужжика – 200 денежек
Пособие на малышку – 200 денежек
Итого: 2500 денежек.
Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов! – воскликнули мушата.
- Как вы думаете, так ли это? – обращается к ученикам учитель.
Сказка продолжается.
Муха – Цокотуха взяла листок и написала «Расход».
- Как вы думаете, на что мама – Муха тратила денежки? (ответы детей)
- У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это я потрачу еще 600 денежек.
Бабушка вмешалась:
- Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.
- С понедельника малышка пойдет в детский сад. Тетя Пчела сказала, что платить за садик нужно 100 денежек, - добавила Муха – Цокотуха.
Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек – оплачивать общественный транспорт, проезд на длинных рогатых гусеницах, чтобы добраться до места работы и учебы. Мама – Муха и это записала в листочек.
Тут мушата заинтересовались.
- Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах. А еще нужны учебники по защите леса, братья – альбомы по рисованию и цветные карандаши. Бабушка и дедушка вспомнили. Что на следующей неделе они собирались в театр. А малышке на день рождения нужно купить куклу.
- Все высказались? – спросил папа – тогда подведем баланс.
Что такое баланс, не знал даже студент Жужжик.
Папа сложил цифры на том листочке, куда мама записывала расходы, и получилось 2100 денежек. Затем, взяв калькулятор, он отнял от цифры «доходы» (2500 денежек) цифру «Расходы» (2100 денежек).
- Ура! Осталось еще 400 денежек «самокатных» денежек! – закричали мушата.
- Это совсем не «самокатные» денежки, это наши накопления – заявил отец.
- Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое.
Их можно отнести в банк если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.
- Я хочу посоветовать, - сказала бабушка, - где взять лишние денежки.
- Где? – спросили мушки дружно.
- Вот, сзади вас, малыши, кран, а из крана вода течет, а вон в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают. Но мы ведь платим за свет и за воду. За все приходится платить.
- Вот это деловой разговор. Это экономия.
И мушки бросились закрывать кран и гасить свет.
Учитель: А на чем еще могли сэкономить мушки? Как вы думаете, они купили самокат?
Ответы детей.
Заработная плата – денежное выражение стоимости рабочей силы.
Пенсия – регулярное (обычно ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:
1. Достигли пенсионного возраста (пенсия по старости),
2. Имеют инвалидность,
3. Пенсия по потере кормильца.
Стипендия – постоянное денежное пособие, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно) учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений.
Пособие на ребенка – денежные средства, выделяемые государством на рождение ребенка.
Баланс – позволяет выявить сумму на определенную дату имеющихся в распоряжении семьи средств и раскрыть источники их образования. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива.
Расход – уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества.
Доход – регулярное пополнение бюджета, измеренное деньгами.
5. Физминутка.
Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок.
На носочках скок- скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.
6. Рефлексия. Творческое задание по группам.
Придумать сказочную страну и составить для нее бюджет.
7. Домашнее задание.
Прочитать текст на с.122 учебника «Познание мира». Заполнить таблицу до конца из абзаца «Семейный бюджет».
Решить задачу: хватит ли вам 500 тенге, чтобы съездить в город, прокатиться на каруселях и купить себе мороженое.
Прейскурант прилагается.
Прейскурант |
тенге |
|
Мороженое |
Фишка |
90 |
|
Магнат |
150 |
|
Сливочное |
30 |
|
Екатеринбург |
75 |
|
Пломбир |
45 |
|
Зайка |
50 |
Проезд на автобус |
Для взрослых |
55 |
|
Пенсионеры |
40 |
|
Детский |
30 |
Карусели |
Сюрприз |
100 |
|
Колесо обозрения |
70 |
|
Ромашка |
80 |
Газ вода |
Арасан |
40 |
|
Сары - агаш |
60 |
|
Кола |
120 |
|
Грушевый |
80 |
Пирожное |
Безе |
45 |
|
Корзиночка |
55 |
|
Трубочка |
40 |
|
Заварное |
35 |
Шоколад |
Марс |
70 |
|
Казахстанский |
150 |
|
Сникерс |
100 |
|
Баунти |
80 |
Составили: Блохина Т.А., Чувилина Е.Ю., Заречная средняя школа.
Интегрированный урок по курсу
«Познание мира, основы экономики и финансовой грамотности»
(для 4-х классов)
Раздел 8: Общество
Тема 2: Что посеешь, то и пожнешь.
Доходы семьи. Частное предпринимательство.
Цель: формировать представления взаимоотношений в семье и семейном благосостоянии; познакомить с понятием частное предпринимательство, маркетинг, реклама, законы и принципы производства, реализация товара;
развивать кругозор учащихся, умение анализировать и выделять главное;
прививать интерес к планированию и улучшению семейного бюджета и благосостояния.
Оборудование: ватман, маркеры, учебник по познанию мира 4 класс, пословицы.
Тип урока: интегрированный
Формы: групповая, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, практический
Технологии: критическое мышление
Ход урока
1.Организационный момент
Я рада вновь увидеть ваши лица. Хочется верить, что наше сегодняшнее взаимное общение принесет вам новые открытия и удовлетворение от проделанной работы.
2. Сообщение темы и цели урока
а) Актуализация знаний:
По предыдущей теме учитель называет пословицы, дети раскрывают смысл.
б) Антиципация (предугадывание) по заголовку текста.
- Прочитайте заголовок параграфа нашего урока с. 123. «Что посеешь, то и пожнешь»
- Как вы думаете, о чем будет говориться?
Предположения детей.
Чтение текста стопами, вопросы на осмысление и подтверждение предположений детей.
- Может ли ребенок, который не уважает своих родителей, уважать других людей?
- На что надеются родители, вырастив ребенка?
- Какую помощь могут оказать пожилые родители?
- Когда ты можешь стать надежной опорой для семьи?
Рассказ легенды подготовленным учеником (учебник с. 123)
Вывод: В жизни очень много трудностей, но если в семье доверительные, уважительные отношения, это позволяет семье преодолевать их.
Введение в экономику и финансовую грамотность.
- Составление кластера к словосочетанию «БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ»
Дружба, любовь, взаимопомощь, уважение, исполнение желаний, покупки, радость, отдых.
- Сегодня мы рассмотрим еще один вариант улучшения доходов, благополучия семьи.
Поговорим о Частном предпринимательстве.
В основе жизни многих людей лежат экономические интересы. Попробуем разобраться в некоторых экономических понятиях, предлагаю вам провести сегодня практическое занятие по созданию и организации работы производства.
- Производством чего, вы бы хотели заняться?
- Например: цех по выпуску сладостей.
-Выберем название. СЛАДКОЕЖКА
В основе любого дела лежат взаимоотношения между людьми.
Какие принципы цивилизованного предпринимательства вы хотели бы заложить в вашу деятельность:
Работа в группах.
Законы и принципы фирмы.
1. Уважать законы и власть. В экономике, как и в любом деле должен быть порядок.
2. Нужно быть честным и правдивым.
3. Должны приносить пользу не только себе, но и окружающим людям.
4. Любить и уважать человека. Если руководитель будет уважать работников предприятия, то они будут стараться приносить своим трудом большую пользу.
4. Быть верным своему слову. Работа любого предприятия зависит от того, на сколько доверяют руководителю.
6. Жить по средствам.
7. Быть целеустремленным. Если поставил перед собой цель – добивайся ее выполнения. Но при этом нельзя вредить другим.
Авторский стул.
- Что необходимо сделать для того, чтобы предприятие могло начать свою работу?
-Нужны деньги, место, оборудование, сырье и как реализовать продукцию.
Все это правильно, но вы должны знать новое экономическое понятие МАРКЕТИНГ.
Маркетинг – это изучение спроса населения в потребностях данной продукции
- Что нужно сделать, чтобы люди узнали о вашей продукции, ее ассортименте и качестве?
- Реклама.
3. Рефлексия. Работа в группах.
– Составьте рекламу вашей продукции.
Авторский стул.
4. Домашнее задание:
Использовать помощь родителей.
Продумать варианты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.