Конспект урока "Синонимы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи. Задачи: - обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; - развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; - воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Иконка файла материала Урок 3.doc
Урок "Синонимы" Цели: 1. Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять  синонимический ряд. 2. Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках.  Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового  развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению  изученного материала, точному употреблению слов в речи. 3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету. Тип урока: закрепление знаний. Оборудование: Емеля на печи, Марья­царевна, болото с водяным, 3 кочки со  стихами, таблицы со словами, лес, замок злого волшебника, карточки­шторки  со словами, поляна “Зри в корень” с картинками; рисунки бегемота, стола,  стула, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; бревна с пословицами,  слезы с буквами, карточки с пословицами, грамзапись сказки “По щучьему  велению”. (Урок можно провести в виде соревнования между командами.)  I. Организационный момент.  II. Сообщение темы и цели.  – Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки. А с  кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки  этот отрывок и как зовут главного героя сказки. (Звучит отрывок из русской  народной сказки “По щучьему велению”). – Да, наш герой – Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся  мы к Марье­ Царевне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их все преодолеем, используя наши знания. Вы готовы? Но мы не можем  отправиться в путь, т. к. не знаем, по какой теме мы будем путешествовать.  Чтобы узнать тему нам нужно разгадать кроссворд. Если вы правильно его  разгадаете, то в первом столбике вы прочитаете тему урока. 1 2 3 4 5 6 7 8l. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что?  (существительное). 2. Место, где начинается река (исток). 3. Дом диких животных в земле (нора). 4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению  (омонимы). 5. Суффикс прилагательного осенний (н). 6. И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет (иней). 7. Антоним к слову “война” (мир) 8. Окончание в слове “помидоры”. (ы) – Итак, какая же тема нашего путешествия? (синонимы) – Что же такое синонимы? (ответы детей). – Сегодня мы будем подбирать синонимы, составлять синонимический ряд,  правильно употреблять синонимы в пословицах. Итак, тема известна, Емеля  на печи. Пора и в путь. Осталось только произнести волшебные слова: по щучьему велению, по моему хотению хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Марьи­ Царевны. III. Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в  группах).  Где мы? Отгадайте Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото)– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото,  если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения  записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки) 1­я кочка (1­я группа) Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители,  Как много шума, толкотни,  Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый  И речку в лед сковал без шума. 2­я кочка (2­я группа) Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. 3­я кочка (3­я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,  Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. (Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ). – Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по­ разному, является одной и той же частью речи). – Какой частью речи являются синонимы в 1­й группе? Во второй? В третьей?  (существительные, глаголы, прилагательные). – Что сильнее ­ метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою  ветра) – Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)  На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться. – Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи) – Подберите глагол­синоним с корнем "печаль" (запечалиться)  Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы? IV. Формирование навыков подбирать синонимы. – Отгадайте загадку: На горе шумит,  Под горой молчит. (Лес)– Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок–лесовичок. Он пропустит нас  через лес, если мы найдем синонимы в первом и во втором столбиках и  соединим их стрелкой. На доске: Огонь       скакать Шалун       аккуратный Чистый      скакун Конница     азбука Прыгать     пламя Конь        кавалерия Алфавит     озорник – Итак, мы справились с этим заданием и продолжаем путь дальше. V. Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв. Замок злого волшебника  – Мы подъехали к старинному замку. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? (XVI) В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но еслипроснется, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками­ синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна и тихо  пройдите возле замка. Приятель – друг  Противник – враг  Солдат – воин, боец Шагать – идти Красный – алый Родник – ключ  Доктор – врач. Мы благополучно миновали замок людоеда. VI. Словарная работа. Наше путешествие продолжается. Мы на поляне “Зри в корень”. Побывав на  этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного  о словах. Мы сможем проехать по этой поляне, если назовем лишь те  предметы, к которым можно подобрать 2 подписи (или синонимы). – Что значит “зри”? (смотри)  Луна – месяц, собака – пес, бегемот – гиппопотам, резинка – ластик, стол,  дерево, карандаш (картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш,  бегемот, собака, месяц).  – Если вы не смогли подобрать синонимы к слову бегемот, то послушайте  стихотворение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает один ученик).  Уговорились я и мама Дождаться выходного дня. И посмотреть ги­ги­потама... Нет, ги­попо­тото­потама... Нет, ги­тото­попо­потама... Пусть мама скажет за меня! Вошли в открытые ворота И побежали мы вдвоем Взглянуть на ги... на бегемота, Мы чаще так его зовем. (Вывешивается табличка со словом гиппопотам под рисунком бегемота). – А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком? Послушайте: (рассказывает подготовленный ученик) У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.Почему резинка – понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из  каучука. Ну, а каучук по­латыни называется “гумми эластикум”. Отсюда –  ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся. Итог: Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? (Ответы и обобщения детей) VII. Физминутка.  (Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним). – Хотя мы с вами ехали на печи, но устали. Сейчас мы отдохнем и поиграем в  игру “лови ­ назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум,  утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе,  внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать,  сытый, начало, теплый, опустить. VIII. Работа по восстановлению авторского текста. Река. Отгадайте загадку: В нее льется, Из нее льется,  Сама по земле плетется. (Речка)  – Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить из бревен мост. Бревно можно  положить, если выполнить задание – восстановить авторский текст (подобрать синонимы). (Стихи записаны на обратной стороне бревна) 1­е бревно. (1­я группа) Золотистые копны соломы  На токах на колхозных лежат. И ребята дорогой знакомой  На занятия в школу (торопятся). (Исаковский) 2­е бревно. (2­я группа) Я трудилась не напрасно  И запомню навсегда,Хлеб вкуснее не от масла,  Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова) 3­е бревно. (3­я группа) Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят, Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную (берегут). (Лермонтов) IX. Работа с пословицами (работа в группах) “Охота” за синонимами – Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами.  Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах  и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц. 1. Переливать из пустого в порожнее. 2. Спеши, не спеши, а поторапливайся. 3. Приятелей много, а друга нет. (Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы, получает  фишки за правильный ответ) – Настоящая охота только начинается. Каждая команда получает карточки с  пословицами. Читаете, объясняете смысл пословиц. 1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда) 2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда) 3. Делу время, потехе час. (3 команда) – Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную  вашей и поднять руку (или хлопнуть в ладоши). Учитель читает пословицы: 1. Ученье свет, а неученье – тьма. 2. Не потопаешь – не полопаешь. 3. Без друга на сердце вьюга. 4. Откладывай безделье, да не откладывай дело. – Какая из пословиц “лишняя”, т.е. не имеет синонимичной? (Оцениваются  ответы команд.) X. Итог. Мы благополучно добрались до Марьи–царевны.  Но она сидит в темнице. Ее не пускает Баба­Яга, она хочет, чтобы мы сделали вывод о синонимах: для чего же нам нужны синонимы в речи. (Каждая  команда делает обобщение и получает фишки за ответ.) А Марья­царевна много слез наплакала, пока мы ее освободили. И на каждой  ее слезке буква. Сложите из букв слово и узнаете, как благодарит нас Марья­ царевна. (Спасибо.)