Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Урок "Синонимы"
Цели:
1. Закрепить понятие о синонимах. Учить подбирать синонимы, составлять
синонимический ряд.
2. Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках.
Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового
развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению
изученного материала, точному употреблению слов в речи.
3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование: Емеля на печи, Марьяцаревна, болото с водяным, 3 кочки со
стихами, таблицы со словами, лес, замок злого волшебника, карточкишторки
со словами, поляна “Зри в корень” с картинками; рисунки бегемота, стола,
стула, резинки, луны, карандаша, собаки; река, мост; бревна с пословицами,
слезы с буквами, карточки с пословицами, грамзапись сказки “По щучьему
велению”.
(Урок можно провести в виде соревнования между командами.)
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки. А с
кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки
этот отрывок и как зовут главного героя сказки. (Звучит отрывок из русской
народной сказки “По щучьему велению”).
– Да, наш герой – Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся
мы к Марье Царевне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их
все преодолеем, используя наши знания. Вы готовы? Но мы не можем
отправиться в путь, т. к. не знаем, по какой теме мы будем путешествовать.
Чтобы узнать тему нам нужно разгадать кроссворд. Если вы правильно его
разгадаете, то в первом столбике вы прочитаете тему урока.
1
2
3
4
5
6
7
8l. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что?
(существительное).
2. Место, где начинается река (исток).
3. Дом диких животных в земле (нора).
4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
(омонимы).
5. Суффикс прилагательного осенний (н).
6. И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет (иней).
7. Антоним к слову “война” (мир)
8. Окончание в слове “помидоры”. (ы)
– Итак, какая же тема нашего путешествия? (синонимы)
– Что же такое синонимы? (ответы детей).
– Сегодня мы будем подбирать синонимы, составлять синонимический ряд,
правильно употреблять синонимы в пословицах. Итак, тема известна, Емеля
на печи. Пора и в путь.
Осталось только произнести волшебные слова: по щучьему велению, по моему
хотению хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Марьи
Царевны.
III. Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в
группах).
Где мы? Отгадайте
Не море, не земля,
Пароходы не плавают
И ходить нельзя. (Болото)– На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото,
если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения
записаны на кочках). (Выходят учащиеся от каждой группы и берут кочки)
1я кочка (1я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2я кочка (2я группа)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
3я кочка (3я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по
разному, является одной и той же частью речи).
– Какой частью речи являются синонимы в 1й группе? Во второй? В третьей?
(существительные, глаголы, прилагательные).
– Что сильнее метель или буран?
– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою
ветра)
– Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)
На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.
– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и
той же частью речи)
– Подберите глаголсиноним с корнем "печаль" (запечалиться)
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?
IV. Формирование навыков подбирать синонимы.
– Отгадайте загадку:
На горе шумит,
Под горой молчит. (Лес)– Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок–лесовичок. Он пропустит нас
через лес, если мы найдем синонимы в первом и во втором столбиках и
соединим их стрелкой.
На доске:
Огонь скакать
Шалун аккуратный
Чистый скакун
Конница азбука
Прыгать пламя
Конь кавалерия
Алфавит озорник
– Итак, мы справились с этим заданием и продолжаем путь дальше.
V. Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв.
Замок злого волшебника
– Мы подъехали к старинному замку. Этот замок построен в 1557 году. Какой
это век? (XVI) В этом замке живет людоед. Он сейчас спит, но еслипроснется, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками
синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна и тихо
пройдите возле замка.
Приятель – друг
Противник – враг
Солдат – воин, боец
Шагать – идти
Красный – алый
Родник – ключ
Доктор – врач.
Мы благополучно миновали замок людоеда.
VI. Словарная работа.
Наше путешествие продолжается. Мы на поляне “Зри в корень”. Побывав на
этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного
о словах. Мы сможем проехать по этой поляне, если назовем лишь те
предметы, к которым можно подобрать 2 подписи (или синонимы).
– Что значит “зри”? (смотри)
Луна – месяц, собака – пес, бегемот – гиппопотам, резинка – ластик, стол,
дерево, карандаш (картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш,
бегемот, собака, месяц).
– Если вы не смогли подобрать синонимы к слову бегемот, то послушайте
стихотворение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает один ученик).
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И посмотреть гигипотама...
Нет, гипопототопотама...
Нет, гитотопопопотама...
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги... на бегемота,
Мы чаще так его зовем.
(Вывешивается табличка со словом гиппопотам под рисунком бегемота).
– А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?
Послушайте: (рассказывает подготовленный ученик)
У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.Почему резинка – понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из
каучука. Ну, а каучук полатыни называется “гумми эластикум”. Отсюда –
ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.
Итог: Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?
(Ответы и обобщения детей)
VII. Физминутка.
(Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет антоним).
– Хотя мы с вами ехали на печи, но устали. Сейчас мы отдохнем и поиграем в
игру “лови назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум,
утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе,
внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать,
сытый, начало, теплый, опустить.
VIII. Работа по восстановлению авторского текста.
Река.
Отгадайте загадку:
В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. (Речка)
– Мы у реки. Но нет моста. Нужно построить из бревен мост. Бревно можно
положить, если выполнить задание – восстановить авторский текст (подобрать
синонимы). (Стихи записаны на обратной стороне бревна)
1е бревно. (1я группа)
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу (торопятся).
(Исаковский)
2е бревно. (2я группа)
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от (работы).
(Демьянова)
3е бревно. (3я группа)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную (берегут).
(Лермонтов)
IX. Работа с пословицами (работа в группах)
“Охота” за синонимами
– Мы с вами на охотничьем острове. Но охотиться мы будем за синонимами.
Вам нужно метко стрельнуть в цель, правильно найти синонимы в пословицах
и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.
1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.
(Каждая команда объясняет смысл пословиц, находит синонимы, получает
фишки за правильный ответ)
– Настоящая охота только начинается. Каждая команда получает карточки с
пословицами. Читаете, объясняете смысл пословиц.
1. Дерево держится корнями, а человек друзьями. (1 команда)
2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. (2 команда)
3. Делу время, потехе час. (3 команда)
– Я буду читать пословицы, а вам нужно найти среди них синонимичную
вашей и поднять руку (или хлопнуть в ладоши).
Учитель читает пословицы:
1. Ученье свет, а неученье – тьма.
2. Не потопаешь – не полопаешь.
3. Без друга на сердце вьюга.
4. Откладывай безделье, да не откладывай дело.
– Какая из пословиц “лишняя”, т.е. не имеет синонимичной? (Оцениваются
ответы команд.)
X. Итог.
Мы благополучно добрались до Марьи–царевны.
Но она сидит в темнице. Ее не пускает БабаЯга, она хочет, чтобы мы сделали
вывод о синонимах: для чего же нам нужны синонимы в речи. (Каждая
команда делает обобщение и получает фишки за ответ.)
А Марьяцаревна много слез наплакала, пока мы ее освободили. И на каждой
ее слезке буква. Сложите из букв слово и узнаете, как благодарит нас Марья
царевна. (Спасибо.)