Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на тему «Связь слов в предложении. Словосочетание». УМК "Перспектива". На уроке закрепляются умения находить в предложении главные и второстепенные члены. Обучающиеся устанавливают зависимость между словами в предложении с помощью вопросов.
учитель начальных классов МБОУ «ТатарскоБурнашевская СОШ»
Верхнеуслонского района,
Арефьева Ю.В.
Республики Татарстан
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Русский язык» в 4ом классе на тему «Связь слов в предложении. Словосочетание»
Тип урока:
Авторы УМК:
Цели урока:
открытие нового знания
«Перспектива» Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина
закреплять умения находить в предложении главные и второстепенные члены,
устанавливать зависимость между словами в предложении с помощью
вопросов, определять падежи имен существительных;
Планируемые образовательные
Личностные УУД:
результаты (личностные,
метапредметные, предметные):
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
умение проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно сучителем; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (совместно с
учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать
по плану.
Познавательные УУД:
осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из
нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной плотностью и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации: задавать вопросы,
слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли,
высказывать и обосновывает свою точку зрения, аргументируя её;
Предметные результаты:
устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;
находить словосочетания в предложении;
выделять главное и зависимое слово в словосочетании.
Оборудование:
Оборудование: компьютер; презентация, лист самооценки.
Образовательные ресурсы:
«Русский язык» учебник 4 класс (1 часть) Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина
Х о д у р о к аОрганизация учебного процесса
Деятельность
Деятельность
Формирование
учителя
учащихся
УУД
№
сл
да
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою
готовность к уроку.
Мы начинаем урок русского языка. Как всегда
на уроке нас ждут новые открытия. И сегодня
на нашем уроке присутствуют гости.
Посмотрите, пожалуйста, на них.
Поздоровайтесь.
Какое нужно настроение, чтобы урок
получился удачный?
Я желаю вам сохранить хорошее настроение
на весь урок.
Главная задача – быть внимательными,
№1
Создает
мотивацию
учебной
деятельности.
Приветствуют
Планирование
учителя.
Слушают
учебного
сотрудничества
стихотворение,
настраиваются на
с учителем и
сверстниками
плодотворную
работу.
Проверяет
правильность
положения тела
и тетради при
Показывают
смайлики
письме.
(К)
Целеполагание
(Р)
Готовность к
уроку,
организация
рабочего места
(Л)активными, находчивыми, а главное –
трудолюбивыми.
У вас на столах лежит оценочное полотно.
Там вы будете оценивать свою работу на
уроке.
Откройте тетради. Запишите число, классная
работа.
Записывают число,
классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. (5мин.)
Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
1.Запись на слайде.
Составьте предложение из слов, изменяя
форму слов там, где это необходимо.
Река небо отражает ясное неторопливая
(Неторопливая река отражает ясное небо)
Прочитайте.
Подчеркните в словах буквы, написание
которых надо запомнить или проверить.
Неторопливая река отражает ясное небо.
Как называется такая запись?
3
4
5
Организует
актуализацию
знаний
Организует
выполнение
пробного
учебного
действия
Читают,
анализируют.
Составляют
предложение:
Неторопливая река
отражает ясное
небо. (повест., не
воскл., распр.)
грамматическая
основа (река
Сотрудничество
в поиске и
выборе
информации (К)
Анализ объектов
с целью
выделения
признаков,
подведение под
понятие (Р)(Предложение)
А что вы знаете о предложении?
6
(ученики дают определение значения
В пробном
отражает)
Умение
распространенное
«предложение», выполняют синтаксический
разбор)
Назовите основу предложения.
2. Прочитайте пары слов из этого
предложения и запишите в тетради те пары,
которые связаны по смыслу и своими
грамматическими формами.
Вариант записи на доске:
7
Неторопливая река
Отражает небо
Ясное небо
Неторопливая небо
Река ясное
– Во всех ли парах слова связаны по смыслу и
своими грамматическими формами?
– Прочитайте пары слов, где слова связаны
по смыслу на слайде и проверьте себя.
ориентироваться
в своей системе
знаний: отличать
новое от уже
действии
помогает выявить
Доказывают.
Высказывают своё
место и причину
затруднения.
мнение, записывают
на доске пары слов.
известного с
помощью
учителя (П)
Самоопределени
е (Л)
Отвечают на
вопросы учителя.Оцените свою работу: + ?
– Знаете ли вы, как называются такие пары
слов? (Словосочетания)
А что такое словосочетание?
Оценивают
Определяют
проблему урока.
3.Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: организовать анализ деятельности учащихся в возникшей ситуации.
– Почему возникло затруднение?
— (Потому что мы не знаем
определения словосочетания)
— Продолжим работу с нашим предложением.
— Найдите второстепенные члены, которые
поясняют подлежащее. Поставьте вопрос от
главного слова к зависимому;
— Обозначьте связь графически.
— Найдите второстепенные члены, которые
поясняют сказуемое. Поставьте вопрос от
главного слова к зависимому.
— Обозначьте связь графически.
— Как связаны слова в предложении?
8
Организует
работу учащихся
Ставят учебную
задачу
по постановке
задачи урока.
Определять и
формулировать
цель
деятельности на
Грамматическая
уроке (Р)
основа
предложения, без
Неторопливая
них предложение не
река (какая?)
может
Отражает
существовать.
(что?) (ясное)
небо
Второстепенные
члены служат
Небо (какое?)
дополнением к— Какую роль играют главные члены
предложения? (Грамматическая основа
предложения, без них предложение не
может существовать)
—
— Какую роль играют второстепенные члены
предложения?
— Может ли быть предложение без главных
членов?
9
— А без второстепенных членов?
—Сформулируйте задачи урока. (Учиться
определять главные и второстепенные
члены предложения, устанавливать связь
слов в предложении, ставить вопрос от
главного
слова
к
зависимому.)
(Определить, как называются такие
пары слов)
—Тема нашего урока?
—Связь
в
слов
предложении.
Словосочетание.
главным, они
распространяют
предложение,
уточняют его,
делают его
красочнее,
интереснее,
разнообразнее.
нет
да
Формулируют
тему урока и
задачи.
ясное
Повторяет
алгоритм
оценивания: все
верно – «+», одна Оцените свою работу
ошибка –«?», две,
три ошибки –«»
работу
4.Построение проекта выхода из затруднения
Оценивают свою
С чего начнём?
Организует
Цель этапа: выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.
Под
Предлагают выход
(Наметим план наших действий)
10
В результате обсуждения получаем план
действий: 1. Составим алгоритм
действий
– Сейчас давайте составим алгоритм, который
будет помогать нам, устанавливать связь слов
в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и
т.д.
•Находим в предложении подлежащее и
сказуемое?
•Находим слова, которые связаны с
подлежащим и показываем связь.
из затруднения.
обсуждение
различных
вариантов,
предложенных
учащимися.
руководством
учителя
планировать
свою
деятельность на
уроке;
определять
последователь
ность действий
на уроке (Р)•Находим слова, которые связаны со
сказуемым и показываем связь.
Оцените свою работу, как вы составляли
алгоритм.
Физминутка
Покажите смайлик, какое у вас настроение
Оценивают
Показывают
смайлик
Цель этапа: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и
5.Реализация построенного проекта.
знаках.– А теперь пользуясь этими шагами
алгоритма, давайте разберем предложение.
Запишите, не забывая о правилах
грамматики.
Осенний дождь моросит за окном.
Дождь (что делает?) моросит.
Дождь (какой?) осенний.
Моросит (где?) за окном.
Вы записали словосочетания.
А что такое словосочетание?
(Словосочетанием называется только
такое соединение слов, в котором слова
связаны по смыслу подчинительной связью
(т.е. от одного слова к другому можно
задать вопрос). Словосочетание состоит
из главного и зависимого слова.
11
Создаёт условия
для решения
учебной задачи.
Организует
подводящий
диалог.
Решают проблему,
открывают новые
знания.
Один ученик у
доски (с обратной
стороны)
Выдвигают свои
гипотезы на основе
учебного
материала.
Осенний дождь
Анализ,
сравнение,
обобщение.
Смысловое
чтение. (П)
Определение
основной и
второстепенной
информации
(П);
Работать по
предложенному
плану;
выдвигать свои
гипотезы на
основе учебного
материала (Р);
Слушать и А может основа предложения быть
словосочетанием?
( Взаимопроверка, обменялись тетрадями,
проверили слова, оценили своего соседа по
парте
+ – отлично,
? хорошо,
– затруднялся.
Ребята вносим отметки в оценочные листы.
моросит за
окном.
Дождь (что
делает?)мороси
т.
Дождь (какой?)
осенний.
Моросит (где?)
за окном.
нет
+ ?
Оценивают,
сравнивают.
понимать речь
других; уметь с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли (К)
Оценивать
учебные
действия в
соответствии с
поставленной
задачей.(Р)
6. Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых заданиях, оценить умение решать задачи на
основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.Самостоятельная работа.
Разноуровневые задания.
– Сейчас вы будете выполнять задание
самостоятельно, но сначала оцените себя. Как
вы думаете, как вы справитесь с заданием.
– Выберите любое задание из предложенных.
1 уровень. Списать предложение и установить
связь между словами по алгоритму.
На улице идет осенний моросящий дождь.
Дождь идёт. Дождь осенний. Идёт на
улице. Моросящий дождь.
2 уровень. Составить из слов
предложение и установить связь между
словами по алгоритму.
Осень, засыпала, дорожки, в парке, золотая,
все, листьями.
Самостоятельно
Устанавливать
Организует диф
находят
словосочетания,
ференцированную
коррекционную
понимают их
отличительные
смысловую и
грамматическу
ю связь слов в
словосочетании
работу.
Создаёт ситуацию
признаки. Задают
вопросы от слов в
;
находить
успеха.
предложении,
выписывают все
возможные
словосочетания.
Предъявляю
результаты,
оценивают
полученные
результаты.
словосочетания
в предложении;
выделять
главное и
зависимое
слово в
словосочетании
. (П)
Осуществлять
самоконтроль.
Осень, засыпала,
дорожки, в парке,
(Р)
золотая, все,листьями.
Холодные дожди,
льют осенью,
проливные,
поздней осенью.
Золотая осень засыпала листьями все
дорожки в парке.
3. уровень. Составить предложение на тему
«Осень» и установить связь между словами по
алгоритму.
Поздней осенью льют холодные проливные
дожди.
Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка (на
обратной стороне карточки), выполненное
задание записано на доске.
3 уровень – дети зачитывают свои предложения
и разбирают.
Оцените себя так:
+ с заданием справился
? возникали вопросы
с заданием не справился
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности. Соотнесение цели урока и его результатов,
самооценка работы на уроке.
А сейчас небольшой тест.
Закончите предложения (начала предложений
на экране):
1. Предложения по цели высказывания
бывают…
2. Предложения по интонации бывают…
3. Грамматическая основаэто…
4. Распространённое предложение это…
Оцените.
Организует
рефлексию и
самооценку
учащихся;
15
16
17
В ходе рефлексии
Рефлексия
способов и
дети анализируют
поставленные
условий
действия (П);
задачи, дают
оценку
Выражение
мыслей с
деятельности по её
результатам
достаточной
полнотой и
Оценивают свою
работу на листах
четкостью (К)
Учет разных
самооценки.
Определяют свое
мнений (К)
Учащиеся дают
эмоциональное
состояние на
оценку
деятельности
уроке;
Цель следующих
по её
результатам
уроков : как можно
больше узнать о
(самооценка,
оцениваниесловосочетании.
результатов
деятельности
товарищей) (П)
Домашнее задание:
1.
Комментирует
домашнее задание.
Обсуждают и
записывают
Осознавать
познавательную
домашнее задание
задачу (П)
Дает задание на
пропедевтику
изучения
последующих тем.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Фамилия, имя учащегося ______________________________________________________
№
п/п
Моя деятельность
Оценю себя так:
+ с заданием справился ( 2 балла)
? возникали вопросы ( 1 балл)
с заданием не справился (0 баллов)
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном
Мои достижения
действии.
Оцениваю себя так:
+ с заданием справился ( 2 балла)
? – возникали вопросы ( 1 балл)
с заданием не справился (0 баллов)
Выявление места и причины затруднения
3
Оцениваю себя так:
+ тему понял и могу помочь ( 2 балла)
? – тему понял, но помочь не могу ( 1 балл)
тему не понял (0 баллов)4 Построение проекта выхода из затруднения
Оцениваю себя так:
5
6
7
+ работал активно, проявлял инициативу ( 2 балла)
? – работал, но не проявлял инициативу ( 1 балл)
не работал (0 баллов)
Реализация построенного проекта.
Оцениваю себя так:
+ работал активно, проявлял инициативу ( 2 балла)
? – работал, но не проявлял инициативу ( 1 балл)
не работал (0 баллов)
Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
+ с заданием справился ( 2 балла)
? возникали вопросы ( 1 балл)
с заданием не справился (0 баллов)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Оцените себя так:
+ с заданием справился
? – возникали вопросы
с заданием не справился