Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"
Оценка 4.6

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
6 кл
06.02.2018
Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"
Конспект урока по истории и культуре Республики Башкортостан для 6 класса коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Тема урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир северо-востока Башкортостана" Цель :ознакомить обучающихся с особенностями национального костюма башкир в зависимости от места и условий проживания.
тамбур.doc
Тамбурная   вышивка   в   женском   национальном   Белокатайского района   костюме   башкир Цель: ознакомить  с тамбурной вышивкой национального  женского  костюма Белокатайского района, относящейся  к костюму  северо­восточных башкир.  Планируемый результат:  дать представление о тамбурной вышивке     как особенности   женского костюма, вызвать интерес к культуре родного края.  Задачи: ­образовательные: расширить и обобщить    представления о национальном башкирском     костюме;     познакомить   с   особенностями   костюма   северо­ восточных башкир; с   техникой  тамбурной вышивки ­ коррекционно ­ развивающие:  развитие мышления на основе сравнения анализа, синтеза;   расширение кругозора обучающихся в области культуры народов РБ; внимания, памяти, обогащение и активизация словарного запаса; развитие эстетического  и художественного вкуса, мелкой моторики рук;  ­воспитательные:  прививать   интерес   к   культуре   народов   родного   края, чувство гордости и любовь к малой Родине, толерантности, умения работать самостоятельно, в паре, усидчивость Оборудование:  компьютер, проектор, экран,   административная карта РБ, карточки,   шаблоны, лексический материал, национальный костюм (платье и фартук), магнитики, презентация.  Словарь:  тамбурная вышивка, орнамент, симметрия. Тип урока: Изучение новой темы План урока I. II.     Организационный момент. Рефлексия.      Актуализация знаний III. Объяснение  новой темы IV. V.  Физминутка       Закрепление VI. Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание. VII. Рефлексия Ход урока: I. Организационный момент.      Рефлексия          Здравствуйте, ребята,  меня зовут Зинифа Гайнулловна. Я   очень рада знакомству с вами. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу пожелать, чтобы   сегодня   урок   обогатил   вас   новыми   знаниями,   вы   получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь. Какое время года     сейчас? (Весна) (Слайд)   Да, солнце, тепло, снег растаял.     На   полях   идут   посевные   работы.   (Слайд)     В     честь   окончания посевных работ, в Башкортостане проводится праздник.  Как он называется? (Ответы   детей   ­   Сабантуй).     Да,   правильно.   Сабантуй.   Этот   праздник зародился  очень давно. II. Актуализация знаний. К праздникам  люди красиво одеваются. И в старые времена готовили лучшие свои наряды. Каждый народ   старался украшать свою национальную одежду   как­то   по   ­   особенному.  В   народе   говорят,   что   дерево   украшают листья, а человека ­ одежда. Не так ли? Вы знаете, что такое национальный костюм? (Ответы детей). Для начала мы просмотрим видеофильм о национальном  костюме башкир, посмотрите внимательно. (Видеофильм) Отличается   ли   современная   одежда   от   той,   которую   носили   раньше ваши  мамы, бабушки?       (Ответы детей)           Башкирский национальный костюм  подразделяется на семь вариантов. ( Слайды   )   В   зависимости       от   места   проживания,   погодных   и   природных условий,   занятия   башкир   появлялись   или   исчезали   те   или   иные   элементы костюма.   В   украшении   костюмов   использовали   аппликации,   вышивки нитками, бисером. В орнаменте использовали как геометрические элементы, так и растительный узор. (Слайд ) Сегодня   на   уроке   мы   рассмотрим   женский   национальный     костюм Белокатайского   района.   Он   принадлежит   северо­восточному   варианту башкирских костюмов. III. Объявление новой темы: Тема урока:    Тамбурная вышивка в женском национальном костюме башкир Белокатайского района   (Карта) Белокатайский   район   находится   на   северо–востоке   РБ   Тамбурная вышивка­ это   очень древний вид вышивки     ( Род вязания или вышивания   петля   в   петлю. –Энциклопедический   словарь)   Орнамент­ украшенный Традиционная одежда башкир Белокатайского района(слайд )  по своему характеру и набору украшений относится к северо­восточному костюмному рассмотрим   отдельно   платье   и   фартук   варианту. Полностью костюм мы рассматривать не будем, цель нашего урока узнать,   как   украшали     свои   наряды   женщины   Белокатайского   района   и поэтому   (Слайд) Раньше   платья   шили   из   домотканого   материала,   (показ   домотканого материала),  затем  появились  фабричные  ткани.  С  платьями  из  однотонной покупной   (современной)   ткани   связано   развитие   тамбурной       вышивки растительного узора.   Такой узор отражал  красоту луговых и лесных цветов, изобилие  разнотравья края. (Слайд) У   пожилых   женщин   она   занимала   скромное   место:   полосой   вышивки украшалось платье по подолу. У молодых вышитый орнамент располагался на рукавах   и   на   оборках,   нашитых   на   юбку   в   три­четыре   ряда.   Пожилые  платье   надевали     безрукавку (укалы   камзул), молодые женщины     на   ­ фартук (алъяпкыс, запун),  Фартук вошел в женский костюм как рабочая одежда...   Темная   или   цветная   (зеленая,   синяя,   оранжевая,   красная)   ткань покрывалась плотным многоцветным узором. (образцы с орнаментом)  Узор обязательно   был    симметричным,  т   е  одинаковым,  зеркальным(   Например, бабочка).  Показывая   двойственность   и     равновесие   мира:   добро­зло,  день­ ночь. Также важно то, что орнамент являлся как бы оберегом ­ выполнял функции защиты от злых глаз.    Вышитое   платье с   вышитым   фартуком   к   середине   XX   века   стали привлекательным свадебным и праздничным нарядом молодых башкирок по всей   территории Белокатайского   района.   Особенно   роскошными   были костюмы жителей  села Белянка и окрестных деревень.(Слайд фото) Здесь в некоторых семьях можно было увидеть по несколько вышитых комплектов, непохожих по орнаменту, расцветке, фасону. Не   было   в   работах   мастериц   не   одного   одинакового   рисунка.   Каждая старалась отличиться от  подруги или соседки. Как это все делалось? Я хочу вам   продемонстрировать   технику   вышивки   тамбуром   и   инструменты, которыми   пользовались   мастерицы.   Пяльцы,   крючок,   ножницы,   цветные нитки  1) Пяльцы. – служат для натягивания ткани. Они были изготовлены самими мастерицами. Пяльцы бывают прямоугольные и круглые. Ткань на  пяльцах пришивалась   или     закреплялась   гвоздиками   (или   кнопками   ­   более современный вариант)   2)   Вышивали   крючками.   Они   должны   были   быть   острыми   и   небольшого размера.  Крючки были деревянные, костяные, и металлические;  3) Нить для вышивки должна быть хорошо закрученной, чтобы  не слоилась. Раньше   нити   изготовлялись   самими   мастерицами,   красились,   позднее использовались покупные нитки – мулине (они более яркие). 4) Сначала  наносили рисунок,   затем вышивали  контур,чтобы рисунок не стерся.   После   этого     заполняли   весь   рисунок.   Вышивка   шла   непрерывной нитью, узлы тщательно скрывали. (Слайды)   Контур обычно был темнее или светлее самого рисунка. Демонстрация на образце: Сначала наносим рисунок, он у меня уже готовый, затем начинаем вышивать контур, в последнюю очередь заполняется  весь рисунок также по контуру IV. Физминутка (слайд с геометрическими узорами)  V.Закрепление:   1.Работа с карточками. У вас на карточках нанесен рисунок. Вам необходимо карандашами  обвести контур рисунка непрерывной линией и прийти к точке начала не отрывая карандаш от линии. Цвет карандаша выбираете сами 2.Еще   предстоит   творческая     работа.   Я   предлагаю   вам   договорится   и      Молодцы! составить узор. Не забывайте  узор должен быть симметричным. Вопросы:  Какой   особенностью   отличался   женский   национальный   костюм   башкир Белокатайского района? (Тамбурной вышивкой растительного узора) Какими инструментами пользовались? (Пяльцами, крючком) Что   вы   узнали   о   тамбурной   вышивке?   (Яркий,   симметричный,   оберег, непрерывная линия)  Молодцы!  VI. Подведение итогов. Оценка.  Все вы работали хорошо, я благодарю вас за работу. Домашнее задание:   вам дома необходимо раскрасить вот эти шаблоны, в той последовательности, которой выполняется тамбурная вышивка (обводим рисунок, закрашиваем его полностью) цвета на вашу фантазию. VII.Рефлексия:     На   доске   изображена   ваза.   Если   вам   понравился   урок прикрепите к вазе красный цветок, если нет ­то голубой.  До свидания. Использованная литература:   1.Камалиева.А.С. Башкирский костюм.   Уфа, «Китап», 2012  2.Шитова С.Н, Башкирская народная одежда. Уфа, «Китап», 1995 3.Руденко С. И.Башкиры. Уфа, «Китап» 2006 4.Интернет -ресурсы

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"

Конспект урока "Тамбурная вышивка на национальном костюме башкир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018