Конспект урока "Теорема, обратная теореме Пифагора"
Оценка 4.7

Конспект урока "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
8 кл
19.04.2018
Конспект урока "Теорема, обратная теореме Пифагора"
В этом уроке мы вспомним теорему Пифагора и познакомимся с обратной ей теоремой. Отметим, что прямоугольные треугольники, у которых длины сторон выражаются целыми числами, называются «пифагоровыми треугольниками». А также поговорим о «египетском треугольнике», который представляет собой треугольник со сторонами 3, 4, 5. При этом, если пропорционально увеличивать стороны такого треугольника, то полученные треугольники, например, со сторонами 6, 8, 10 или 9, 12, 15 и так далее, также будут прямоугольными
Теорема, обратная теореме Пифагора.docx

В этом уроке мы вспомним теорему Пифагора и познакомимся с обратной ей теоремой. Отметим, что прямоугольные треугольники, у которых длины сторон выражаются целыми числами, называются «пифагоровыми треугольниками». А также поговорим о «египетском треугольнике», который представляет собой треугольник со сторонами 3, 4, 5. При этом, если пропорционально увеличивать стороны такого треугольника, то полученные треугольники, например, со сторонами 6, 8, 10 или 9, 12, 15 и так далее, также будут прямоугольными.

Конспект урока "Теорема, обратная теореме Пифагора"

  

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с теоремой Пифагора, которая звучит следующим образом: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

На этом уроке мы сформулируем и докажем теорему, обратную теореме Пифагора.

Теорема. Если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то этот треугольник – прямоугольный.

Доказательство.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image001.jpg

Пусть ABC – треугольник, для которого справедливо равенство: https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image002.pnghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image002.png,

Докажем, что https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image003.png – прямой.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image004.png – прямоугольный.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image005.png – прямой, https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image006.png,https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image007.png.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image008.png,

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image009.png.

Следовательно, https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image010.png,то есть,https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image011.png.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image012.png по третьему признаку.

Тогда https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image013.png.

Значит, https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image014.png – прямоугольный.

Что и требовалось доказать.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image015.jpg

Прямоугольные треугольники, у которых длины сторон выражаются целыми числами, называются пифагоровыми треугольниками. Так каждый из приведённых треугольников является пифагоровым.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image016.jpg

В Древнем Египте для построения прямого угла строили прямоугольный треугольник при помощи кольев и натянутых на них верёвок длиной три, четыре и пять единиц.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image017.png

Тогда угол между сторонами, равными трём и четырём, получался прямым.

Задача. Выясните, является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами: а) https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image018.pnghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image019.pnghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image020.png; б) https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image020.pnghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image021.pnghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image022.png; в) https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image023.pnghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image024.pnghttps://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image025.png.

Решение.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image026.jpg

Задача. Найдите площадь треугольника, если его стороны равны https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image027.png см, https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image028.png см и https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image029.png см.

Решение.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image030.jpg

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image031.png, тогда https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image014.png – прямоугольный, https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image032.png.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image033.png,

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image034.png (см2).

Ответ: https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image035.png см2.

Задача. В равнобедренном треугольнике https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image036.png длина боковой стороны https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image037.png равна https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image038.png см, а основание https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image039.png – https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image023.png см. Найдите https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image040.png.

Решение.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image041.jpg

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image042.png см.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image043.png,следовательно, https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image014.png – прямоугольный, https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image044.png.

Так как https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image014.png – равнобедренный, то https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image045.png.

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image046.png,тогда https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image047.png.

Ответ: https://videouroki.net/videouroki/conspekty/geom8/15-tieoriema-obratnaia-tieoriemie-pifaghora.files/image048.png.

Итак, на этом уроке мы вспомнили теорему Пифагора и познакомились с обратной ей: если квадрат одной стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, то этот треугольник – прямоугольный.

Отметили, что прямоугольные треугольники, у которых длины сторон выражаются целыми числами, называются пифагоровыми треугольниками.

А также мы поговорили о египетском треугольнике, который представляет собой треугольник со сторонами три, четыре, пять. При этом если пропорционально увеличивать стороны такого треугольника, то полученные треугольники, например, со сторонами шесть, восемь, десять; девять, двенадцать, пятнадцать и так далее также будут прямоугольными.


 

В этом уроке мы вспомним теорему

В этом уроке мы вспомним теорему

Что и требовалось доказать.

Что и требовалось доказать.

Задача. Найдите площадь треугольника, если его стороны равны см, см и см

Задача. Найдите площадь треугольника, если его стороны равны см, см и см

Ответ: . Итак, на этом уроке мы вспомнили теорему

Ответ: . Итак, на этом уроке мы вспомнили теорему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018