Конспект урока "Царство грибы"
Оценка 4.6

Конспект урока "Царство грибы"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
правоведение
2 кл
19.08.2018
Конспект урока "Царство грибы"
Тема: «Царство грибы» Цель: формировать у учащихся стой¬кий учебно-познавательный ин¬терес к новому материалу на ос¬нове представлений о грибах как особом царстве живой при¬роды. Планируемые результаты: предметные - познакомить учащихся с гри¬бами как особым царством жи¬вой природы; - расширять представление учащихся о многообразии гри¬бов в природе; - создавать у учащихся целос¬тное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса); метапредметные - учить принимать и сохра¬нять учебную задачу; - учить осуществлять анализ объектов с выделением сущест¬венных и несущественных приз¬наков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать эле¬ментарные причинно-следственные связи в изучаемом круге яв¬лений; - учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных пози¬ций в сотрудничестве.Тема: «Царство грибы» Цель: формировать у учащихся стой¬кий учебно-познавательный ин¬терес к новому материалу на ос¬нове представлений о грибах как особом царстве живой при¬роды. Планируемые результаты: предметные - познакомить учащихся с гри¬бами как особым царством жи¬вой природы; - расширять представление учащихся о многообразии гри¬бов в природе; - создавать у учащихся целос¬тное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса); метапредметные - учить принимать и сохра¬нять учебную задачу; - учить осуществлять анализ объектов с выделением сущест¬венных и несущественных приз¬наков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать эле¬ментарные причинно-следственные связи в изучаемом круге яв¬лений; - учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных пози¬ций в сотрудничестве.
развивающее обучение.docx
Тема:  «Царство грибы»  Цель: формировать у учащихся стойкий учебно­познавательный интерес к новому  материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы. Планируемые результаты: предметные ­ познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы; ­ расширять представление учащихся о многообразии грибов в природе; ­ создавать   у   учащихся   целостное   представление   о   сложных   взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса); метапредметные ­ учить принимать и сохранять учебную задачу; ­ учить   осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно   определенным   критериям;   устанавливать   элементарные   причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 кл.», картинки с изображением грибов; кусочки хлеба  и апельсина со следами плесневых грибов; аудиозапись пения птиц лесной зоны;  микроскопы с приготовленными препаратами плесени; карточки с названиями грибов;  раздаточный материал для работы в парах.  Деятельность учителя Актуализация знаний I Ход урока Деятельность ученика Слайд 2. Звучит аудиозапись пения птиц леса ­   Ребята,   закройте   глаза,   послушайте музыку   природы.   Что   вы   себе представляете? ­ Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в лес и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы. ­ Какими мы должны быть на уроке, чтобы ­ Я представил, как поют птички. ­ А я вспомнил лето, когда поют птички на даче. ­   Мне   представился   лес,   когда   я   туда ездила с родителями. Там деревья шумят своей   листвой,   птицы   поют   и   кукушка кукует. ничего   не   пропустить,   чтобы   ни   один секрет не упустить?   А   вы   хотите   быть   сегодня ­ Очень хорошо. Вы все правы. А что из того,   о   чём   вы   говорили,   нужно исследователю, открывателю нового? ­ исследователями? ­   начинаем   исследовать окружающий мир. Кратко объясните, что включает в себя окружающий мир. ­   На   какие   группы   принято   делить природные объекты?   Тогда ­   Сейчас   мы   проверим,   хорошо   ли   вы знаете   объекты   живой   природы.   Я предлагаю   поиграть   в   игру   «Живое   – неживое».   Если   я   называю   живое   –   вы поднимаете руки вверх, а если неживое, то приседаете и сидите тихо. (   Солнце,   дерево,   река,   заяц,   волк, охотник, камень, туча, дождь…) ­ Молодцы! Представьте, что мы с вами в лесу. Слайд 3. ­ А что такое лес? Что вы о нём знаете и можете рассказать. II Введение новой темы Слайд 4. ­ Вот насколько важен для человека лес. Ребята, а какие растения нас окружают в лесу? ­ Внимательными. ­Наблюдательными. ­  Тихими,  потому   что   на   природе   нужно вести себя тихо. ­ А ещё нужно исследовать всё, что тебе попадается,   чтобы   разгадать   загадки окружающего нас мира. (   Дети   сначала   называют   по   одному качеству, а потом говорят, что нужны все.) ­ Да. ­   Это   всё,   что   нас   окружает:   вещи, сделанные руками человека, и природа. ­ На живую и неживую природу. ­ Всё живое рождается, питается, растёт, размножается и умирает. ­ Например, дерево или белка. (Дети выполняют упражнение.) ­ Лес – это часть природы. В лесу растут деревья,   кустарники,   разные   травы   и ягоды. ­   В   лесу   живут   звери   и   птицы.   Они питаются ягодами, грибами. ­ Человек в лесу собирает грибы и ягоды. ­   Деревья   дают   кислород,   чтобы   людям хорошо было дышать, поэтому люди ездят в лес отдыхать. ­ Из деревьев делают бумагу, строят дома. ­ Лес даёт дрова. ­ Деревья. ­ Берёза, липа, осина, ель, сосна, дуб… ­ Назовите их. ­ Все ли растения вы назвали? ­ Ребята, а разве грибы – это растения? Слайд 5. ­   Какими   существенными   признаками растений обладают грибы? ­ Наши мнения разделились.  ­ О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? ­ Давайте  же  будем  выяснять, что  такое грибы.   Вы   правы:   жизнь   растений   тесно связана   с   землёй.   Порой   очень   непросто найти молодой гриб под шапкой опавших старых   листьев.   Разгребёшь   осторожно такую лесную кучку, а под ней блестящая шапка гриба. ­   Ребята,   но   только   ли   на   земле   растут грибы? Слайд 6. ­ Правильно. И это не случайно. Вы верно подметили ещё одну особенность грибов: они   не   зелёные,   в   отличие   от   растений. Давайте   вспомним,   почему   все   растения имеют зелёную окраску? ­   Листья   растений   –   это   своеобразные солнечные   батареи,   которые   тянутся   к свету и собирают его энергию. А у грибов, вы   правильно   заметили,   листьев   нет.   За счёт   энергии   солнечных   лучей   и поглощённого   из   окружающей   среды углекислого   газа,  который  выделяют  при дыхании   все   организмы,   в   теле   растений образуются   питательные   вещества.   Для того   чтобы   питаться,   им   не   надо   кого­ нибудь ловить, выслеживать или собирать. ­   А   что   в   этом   отношении   вы   можете сказать о грибах? ­ А ещё кустарники: орешник, малина… ­ Нет, ещё травы, грибы, ягоды. ­ Да! ­   Грибы   растут   из   земли,   как   и   все растения. ­   Но   у   грибов   нет   веток   и   листьев,   нет цветов. ­ Наверное – гриб – это уже плод, он на него похож. ­ Похож, но не плод. ­ А ещё грибы не имеют зелёной окраски. Они не растения. ­ На уроке мы будем говорить о грибах. ­ Ещё грибы растут на старых пнях и даже деревьях. ­ Удивительное зелёное вещество способно поглощать энергию солнечных лучей.  ­ Грибы не зелёные, поэтому они не могут собирать   солнечные   лучи   и   не   могут образовывать   в   своём   теле   питательные вещества. ­   Нет!   У   них   нет   ног,   они   не   могут передвигаться, как это делают животные. ­ Я! Я собирал! ­ Мой дед говорит: «Сонным, да ленивым вместо грибов – крапива».     питательные ­   Правильно.   Грибам,   как   и   животным, нужна   пища.   Пищей   большинства   грибов являются вещества, содержащиеся в отмерших листьях, пнях и стволах   деревьев,   навозных   кучах   (там часто   растут   шампиньоны).     Поэтому   их жизнь условно связана с почвой, большое значение   для   них   имеет   содержание питательных   веществ   в   той   почве,   на которой   они   растут.   Подумайте,   похожи ли грибы на животных? ­   Верно.   Грибы   совсем   не   похожи   на животных. Хотя учёные­химики в их теле обнаружили   удивительное   вещество   – хитин. Его нет у растений и ни у кого у животных,   кроме   членистоногих   (раков, скорпионов,   насекомых).   Это   вещество придаёт   прочность   внешнему   покрытию этих животных. Но грибы – не животные. Они   принадлежат   к   самостоятельному царству природы – царству грибов. Слайд 7. ­ Кто из вас когда­нибудь собирал грибы? ­   Для   настоящего   грибника   поход   за грибами – это радостная встреча с лесом. Грибник   бережно   обращается   с   каждым встреченным грибком. Такому грибнику и лес радуется, как другу, и грибов для него не жалеет. Знают грибники и приговорки, чтобы   попадалось   как   можно   больше грибов:   «Кто   рано   встаёт,   тот   и   грибов больше всех наберёт». ­   А   может   кто­то   из   вас   знает   такие приговорки? ­   И   мы   с   вами   отправляемся   на   поиски грибов. Физкультминутка ­ Ребята, кто из вас знает про грибы какие­ нибудь загадки, поговорки, стихи? ­  О  какой   шапочке   идёт   речь?  Из   каких частей состоит гриб? (Учитель   демонстрирует   муляж шляпочного гриба). ­   Давайте   откроем   учебник   на   странице 159. Рассмотрите рисунок. III Работа над новой темой Работа с учебником (Дети   рассматривают   иллюстрацию   в учебнике.) ­ Так что же такое грибница? ­ Из каких частей состоит гриб?   созревают ­   Правильно.  Слайд   8.  Гриб   образован грибницей   –   это   подземная   его   часть. Выходя   на   поверхность   земли,   грибница образует   плодовое   тело.   То,   что   вам знакомо под названием «гриб». Плодовое тело состоит из ножки и шляпки. ­ Если мы перевернём гриб шляпкой вниз. Слайд 9.  То на её нижней поверхности у одних   грибов   увидим   пластинки, собранные   в   юбочку   (эти   грибы называются пластинчатыми), а у других – множество отверстий­трубочек (эти грибы называются трубчатыми). В пластинках и трубочках   мельчайшие частички – споры. ­ Как вы думаете, зачем грибам споры? ­ На что похожи споры? ­ А семена у каких растений образуются? Вспомните, где они созревают? ­   Верно,   у   цветковых   растений   на   месте цветков   образуются   плоды,   внутри которых созревают семена. Эти растения размножаются семенами. А грибы? ­ Только надземная часть гриба – шляпка и ножка   вместе   –   называется   плодовым телом.   Как   вы   думаете,   какая   часть больше – надземная или подземная? ­   Грибы   являются   самыми   большими существами   на   Земле.   Плодовые   тела грибов   –   это   лишь   крошечная   часть огромной   грибницы,   спрятанной   от   глаз под землёй. Слайд 10 и слайд 11. ­ Про грибы есть загадка: «Сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл». ­ Из шляпки и ножки. ­ А ещё у грибов есть грибница. ­Ниточки, которые находятся под землёй. Они переплелись все вместе и похожи на паутину. ­   Плодовое   тело,   ножка,   шляпка,   споры, грибница. ­ Чтобы размножаться. ­ На семена. ­ Семена зреют в плодах. ­   Это   у   растений   с   цветами   –   сначала цветок, затем плод, а в нём – семена. ­ С помощью спор. ­ Надземная, потому что от грибницы на поверхности   могут   вырасти   сразу несколько грибов. ­ А я думаю, что подземная. Работа в парах ­   Грибы   являются   ценным   источником пищи   для   животных,   поэтому   их   нужно беречь.   Давайте   подумаем,   как   нужно правильно   собирать   грибы.   Предлагаю выполнить   задания, которые  лежат  у  вас на столах. Какой способ сбора грибов допустим? 1 Нужно   рвать,   тянуть   гриб   из земли. 2 Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. 3 Гриб не срывается, не срезается, а выкручивается из земли. ­   Так   какой   же   способ   сбора   грибов правильный? ­ Как человек использует грибы? ­ Существует пословица: «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут». Объясните почему? ­ Вы правы, не все грибы съедобны. Среди них   есть   несъедобные   и   даже   очень ядовитые.   Поэтому   важно   знать,   какие грибы вы собираете. ­ Какие съедобные грибы вы знаете? Слайд   12.  (подберёзовик,   белый   гриб, опёнок) ­ Какие вы знаете ядовитые грибы?  Слайд   13. бледная   поганка. маленький съеденный её кусочек. ­   Но   опасными   могут   быть   и   съедобные грибы. Найдите на странице 161 о какой опасности   нас   предупреждают   авторы учебника. ­ Я вам сейчас предлагаю историю о двух мальчиках.   А   вы   подумайте:   кто   из   них прав?  Самый   ядовитый   гриб   –   Смертелен   даже Два мальчика, Дима и Миша, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошёл в   они условленное   место,   где Текст   слайдов   читают   хорошо   читающие дети. Дети   в   парах   выполняют   задание.   Идёт обсуждение: ­   Как   написано   под   цифрой   1   –   так поступать нельзя, потому что мы повредим грибницу,   и   потом   на   этом   месте   новый гриб не вырастет. ­   Под   цифрой   2   правильно   написано. Грибница   остаётся   не   повреждённой, новый гриб может вырасти рядом. ­ Под цифрой 3 тоже верно написано, так поступать   можно.   Плодовое   тело   не остаётся   в     грибница   не повреждается,   значит,   в   будущем   грибам ничего не грозит. земле, ­ Срезать ножом или выкручивать, чтобы не повредить грибницу. ­ Грибы вкусные, их жарят, с ними варят суп, их солят. ­   Грибы   бывают   ядовитые,   ими   человек может отравиться. ­ Это грибы несъедобные. Дети называют грибы, загадывают загадки о грибах. Ответы детей. Дети находят и читают нужный абзац. ­   Миша   поступил   правильно.   Другие   не будут собирать мухоморы и не отравятся. ­ А я считаю, что неправильно. Если тебе что­то не нужно, нельзя срывать это в лесу. ­ Ну, да! В природе ничего нет лишнего. ­ В природе нет бесполезных организмов. ­ Животные лечатся мухоморами. договорились   встретиться.   Выйдя   на поляну, Дима увидел друга с корзиной, полной  мухоморов.  «Ты зачем  набрал мухоморов?»   ­   удивлённо   спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились!» ­ ответил Миша. ­   Мухомор   используют   в   медицине   как средство   для   лечения   ревматизма   и нарывов.   Мухомор   –   участник круговорота   веществ   в   природе   (как   и другие грибы, он разлагает попадающие в почву остатки животных и растений).  ­ А для чего ещё нужны мухоморы? Кто догадался по названию? ­ Да, сорванные мухоморы служили нашим предкам   надёжным   средством   для истребления в избах мух, клопов, других насекомых. ­   Сделайте   вывод   о   значении   грибов   в природе. ­   Несколько   дней   назад   вам   было   дано домашнее   задание:   положить   кусочек хлеба в полиэтиленовый пакет и убрать в тёплое   место.   Тот   же   опыт   можно   было проделать   и   с   кусочком   апельсина. Давайте   посмотрим,   как   изменились продукты. ­   Ребята,   как   вы   думаете,   а   какое отношение   имеет   плесень   к   теме   нашего урока?  ­   Мнения   у   вас   разделились.   Предлагаю вам   посмотреть   на   плесень   под микроскопом   и   рассказать,   что   вы   там увидите. ­ Морят мух. ­ В природе все грибы важны.            ­ И нельзя несъедобные грибы срывать, они тоже нужны в природе! ­   И   ещё   важно   знать,   какие   грибы съедобные, а какие несъедобные, чтобы не отравиться. ­ Они заплесневели. Так бывает, когда что­ то долго лежит. ­ Плесень – это что, гриб? ­ Нет, не может быть, её же не срезают, у неё нет ножки и шляпки. ­ Ну, раз мы о ней говорим, значит, она – гриб.     Дети рассматривают приготовленные препараты. ­   Плесень   состоит   из   множества   тонких ниточек. Чем­то она похожа на грибницу. Только у плесени нет ножки и шляпки. заранее Слайд   14.  Совершенно   верно.   Этот   вид грибов называют «плесневые». ­   А   как   вы   думаете,   плесневые   грибы ­ Нет! ­ Это лекарство. человек использует? ­   А   слышали   ли   вы   такое   слово   – антибиотик? Пенициллин? ­ Правильно, эти лекарства изготавливают из плесневых грибов. Слайд   15.  Существует   целая   наука, которая   изучает   грибы   –   микология     (в переводе   с   греческого   «микос»   ­   гриб, «логос» ­ наука). Как вы считаете, зачем она нужна? ­   Молодцы!   Вот   сколько   секретов   мы открыли на уроке! Наша прогулка по лесу подходит к концу. Но   прежде,   чем   мы   из   него   уйдём, попрошу вас выполнить задание. IV Итог урока ­   Я   приготовила   карточки.   Давайте попробуем составить на их основе схему. ­ Ещё очень много интересного вы можете узнать   о   грибах,   если   самостоятельно найдёте о них информацию (в книгах или Интернете),   изучите   её   и   поделитесь   с нами   своими   знаниями   на   следующем уроке. V Рефлексия ­   Ребята,   как   вы   считаете,   кого   можно похвалить за работу на уроке? ­ А кто остался не доволен своей работой? ­ Спасибо вам за урок! ­ Ну, наверное, из грибов ещё что­нибудь полезное делают. ­   Эта   наука   может   искать   новые   виды грибов.   А   ещё   можно   изучать   разные свойства грибов. Дети   обобщают   полученные   сведения.   В ходе обсуждения выстраивается схема: Природа      Живая                              Неживая растения грибы животные         шляпочные   плесневые съедобные   ядовитые Дети высказывают своё мнение.

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"

Конспект урока "Царство грибы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2018