Конспект урока "Царство грибы"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Царство грибы» Цель: формировать у учащихся стой¬кий учебно-познавательный ин¬терес к новому материалу на ос¬нове представлений о грибах как особом царстве живой при¬роды. Планируемые результаты: предметные - познакомить учащихся с гри¬бами как особым царством жи¬вой природы; - расширять представление учащихся о многообразии гри¬бов в природе; - создавать у учащихся целос¬тное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса); метапредметные - учить принимать и сохра¬нять учебную задачу; - учить осуществлять анализ объектов с выделением сущест¬венных и несущественных приз¬наков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать эле¬ментарные причинно-следственные связи в изучаемом круге яв¬лений; - учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных пози¬ций в сотрудничестве.Тема: «Царство грибы» Цель: формировать у учащихся стой¬кий учебно-познавательный ин¬терес к новому материалу на ос¬нове представлений о грибах как особом царстве живой при¬роды. Планируемые результаты: предметные - познакомить учащихся с гри¬бами как особым царством жи¬вой природы; - расширять представление учащихся о многообразии гри¬бов в природе; - создавать у учащихся целос¬тное представление о сложных взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса); метапредметные - учить принимать и сохра¬нять учебную задачу; - учить осуществлять анализ объектов с выделением сущест¬венных и несущественных приз¬наков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно определенным критериям; устанавливать эле¬ментарные причинно-следственные связи в изучаемом круге яв¬лений; - учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных пози¬ций в сотрудничестве.
Иконка файла материала развивающее обучение.docx
Тема:  «Царство грибы»  Цель: формировать у учащихся стойкий учебно­познавательный интерес к новому  материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы. Планируемые результаты: предметные ­ познакомить учащихся с грибами как особым царством живой природы; ­ расширять представление учащихся о многообразии грибов в природе; ­ создавать   у   учащихся   целостное   представление   о   сложных   взаимосвязях, существующих в сообществе (на примере леса); метапредметные ­ учить принимать и сохранять учебную задачу; ­ учить   осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; производить сравнение и классификацию по заданным и самостоятельно   определенным   критериям;   устанавливать   элементарные   причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений; ­ учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Оборудование: учебник «Окружающий мир. 2 кл.», картинки с изображением грибов; кусочки хлеба  и апельсина со следами плесневых грибов; аудиозапись пения птиц лесной зоны;  микроскопы с приготовленными препаратами плесени; карточки с названиями грибов;  раздаточный материал для работы в парах.  Деятельность учителя Актуализация знаний I Ход урока Деятельность ученика Слайд 2. Звучит аудиозапись пения птиц леса ­   Ребята,   закройте   глаза,   послушайте музыку   природы.   Что   вы   себе представляете? ­ Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в лес и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы. ­ Какими мы должны быть на уроке, чтобы ­ Я представил, как поют птички. ­ А я вспомнил лето, когда поют птички на даче. ­   Мне   представился   лес,   когда   я   туда ездила с родителями. Там деревья шумят своей   листвой,   птицы   поют   и   кукушка кукует.ничего   не   пропустить,   чтобы   ни   один секрет не упустить?   А   вы   хотите   быть   сегодня ­ Очень хорошо. Вы все правы. А что из того,   о   чём   вы   говорили,   нужно исследователю, открывателю нового? ­ исследователями? ­   начинаем   исследовать окружающий мир. Кратко объясните, что включает в себя окружающий мир. ­   На   какие   группы   принято   делить природные объекты?   Тогда ­   Сейчас   мы   проверим,   хорошо   ли   вы знаете   объекты   живой   природы.   Я предлагаю   поиграть   в   игру   «Живое   – неживое».   Если   я   называю   живое   –   вы поднимаете руки вверх, а если неживое, то приседаете и сидите тихо. (   Солнце,   дерево,   река,   заяц,   волк, охотник, камень, туча, дождь…) ­ Молодцы! Представьте, что мы с вами в лесу. Слайд 3. ­ А что такое лес? Что вы о нём знаете и можете рассказать. II Введение новой темы Слайд 4. ­ Вот насколько важен для человека лес. Ребята, а какие растения нас окружают в лесу? ­ Внимательными. ­Наблюдательными. ­  Тихими,  потому   что   на   природе   нужно вести себя тихо. ­ А ещё нужно исследовать всё, что тебе попадается,   чтобы   разгадать   загадки окружающего нас мира. (   Дети   сначала   называют   по   одному качеству, а потом говорят, что нужны все.) ­ Да. ­   Это   всё,   что   нас   окружает:   вещи, сделанные руками человека, и природа. ­ На живую и неживую природу. ­ Всё живое рождается, питается, растёт, размножается и умирает. ­ Например, дерево или белка. (Дети выполняют упражнение.) ­ Лес – это часть природы. В лесу растут деревья,   кустарники,   разные   травы   и ягоды. ­   В   лесу   живут   звери   и   птицы.   Они питаются ягодами, грибами. ­ Человек в лесу собирает грибы и ягоды. ­   Деревья   дают   кислород,   чтобы   людям хорошо было дышать, поэтому люди ездят в лес отдыхать. ­ Из деревьев делают бумагу, строят дома. ­ Лес даёт дрова. ­ Деревья. ­ Берёза, липа, осина, ель, сосна, дуб…­ Назовите их. ­ Все ли растения вы назвали? ­ Ребята, а разве грибы – это растения? Слайд 5. ­   Какими   существенными   признаками растений обладают грибы? ­ Наши мнения разделились.  ­ О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? ­ Давайте  же  будем  выяснять, что  такое грибы.   Вы   правы:   жизнь   растений   тесно связана   с   землёй.   Порой   очень   непросто найти молодой гриб под шапкой опавших старых   листьев.   Разгребёшь   осторожно такую лесную кучку, а под ней блестящая шапка гриба. ­   Ребята,   но   только   ли   на   земле   растут грибы? Слайд 6. ­ Правильно. И это не случайно. Вы верно подметили ещё одну особенность грибов: они   не   зелёные,   в   отличие   от   растений. Давайте   вспомним,   почему   все   растения имеют зелёную окраску? ­   Листья   растений   –   это   своеобразные солнечные   батареи,   которые   тянутся   к свету и собирают его энергию. А у грибов, вы   правильно   заметили,   листьев   нет.   За счёт   энергии   солнечных   лучей   и поглощённого   из   окружающей   среды углекислого   газа,  который  выделяют  при дыхании   все   организмы,   в   теле   растений образуются   питательные   вещества.   Для того   чтобы   питаться,   им   не   надо   кого­ нибудь ловить, выслеживать или собирать. ­   А   что   в   этом   отношении   вы   можете сказать о грибах? ­ А ещё кустарники: орешник, малина… ­ Нет, ещё травы, грибы, ягоды. ­ Да! ­   Грибы   растут   из   земли,   как   и   все растения. ­   Но   у   грибов   нет   веток   и   листьев,   нет цветов. ­ Наверное – гриб – это уже плод, он на него похож. ­ Похож, но не плод. ­ А ещё грибы не имеют зелёной окраски. Они не растения. ­ На уроке мы будем говорить о грибах. ­ Ещё грибы растут на старых пнях и даже деревьях. ­ Удивительное зелёное вещество способно поглощать энергию солнечных лучей.  ­ Грибы не зелёные, поэтому они не могут собирать   солнечные   лучи   и   не   могутобразовывать   в   своём   теле   питательные вещества. ­   Нет!   У   них   нет   ног,   они   не   могут передвигаться, как это делают животные. ­ Я! Я собирал! ­ Мой дед говорит: «Сонным, да ленивым вместо грибов – крапива».     питательные ­   Правильно.   Грибам,   как   и   животным, нужна   пища.   Пищей   большинства   грибов являются вещества, содержащиеся в отмерших листьях, пнях и стволах   деревьев,   навозных   кучах   (там часто   растут   шампиньоны).     Поэтому   их жизнь условно связана с почвой, большое значение   для   них   имеет   содержание питательных   веществ   в   той   почве,   на которой   они   растут.   Подумайте,   похожи ли грибы на животных? ­   Верно.   Грибы   совсем   не   похожи   на животных. Хотя учёные­химики в их теле обнаружили   удивительное   вещество   – хитин. Его нет у растений и ни у кого у животных,   кроме   членистоногих   (раков, скорпионов,   насекомых).   Это   вещество придаёт   прочность   внешнему   покрытию этих животных. Но грибы – не животные. Они   принадлежат   к   самостоятельному царству природы – царству грибов. Слайд 7. ­ Кто из вас когда­нибудь собирал грибы? ­   Для   настоящего   грибника   поход   за грибами – это радостная встреча с лесом. Грибник   бережно   обращается   с   каждым встреченным грибком. Такому грибнику и лес радуется, как другу, и грибов для него не жалеет. Знают грибники и приговорки, чтобы   попадалось   как   можно   больше грибов:   «Кто   рано   встаёт,   тот   и   грибов больше всех наберёт». ­   А   может   кто­то   из   вас   знает   такие приговорки? ­   И   мы   с   вами   отправляемся   на   поиски грибов. Физкультминутка ­ Ребята, кто из вас знает про грибы какие­ нибудь загадки, поговорки, стихи? ­  О  какой   шапочке   идёт   речь?  Из   каких частей состоит гриб? (Учитель   демонстрирует   муляж шляпочного гриба).­   Давайте   откроем   учебник   на   странице 159. Рассмотрите рисунок. III Работа над новой темой Работа с учебником (Дети   рассматривают   иллюстрацию   в учебнике.) ­ Так что же такое грибница? ­ Из каких частей состоит гриб?   созревают ­   Правильно.  Слайд   8.  Гриб   образован грибницей   –   это   подземная   его   часть. Выходя   на   поверхность   земли,   грибница образует   плодовое   тело.   То,   что   вам знакомо под названием «гриб». Плодовое тело состоит из ножки и шляпки. ­ Если мы перевернём гриб шляпкой вниз. Слайд 9.  То на её нижней поверхности у одних   грибов   увидим   пластинки, собранные   в   юбочку   (эти   грибы называются пластинчатыми), а у других – множество отверстий­трубочек (эти грибы называются трубчатыми). В пластинках и трубочках   мельчайшие частички – споры. ­ Как вы думаете, зачем грибам споры? ­ На что похожи споры? ­ А семена у каких растений образуются? Вспомните, где они созревают? ­   Верно,   у   цветковых   растений   на   месте цветков   образуются   плоды,   внутри которых созревают семена. Эти растения размножаются семенами. А грибы? ­ Только надземная часть гриба – шляпка и ножка   вместе   –   называется   плодовым телом.   Как   вы   думаете,   какая   часть больше – надземная или подземная? ­   Грибы   являются   самыми   большими существами   на   Земле.   Плодовые   тела грибов   –   это   лишь   крошечная   часть огромной   грибницы,   спрятанной   от   глаз под землёй. Слайд 10 и слайд 11. ­ Про грибы есть загадка: «Сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл». ­ Из шляпки и ножки. ­ А ещё у грибов есть грибница. ­Ниточки, которые находятся под землёй. Они переплелись все вместе и похожи на паутину. ­   Плодовое   тело,   ножка,   шляпка,   споры, грибница. ­ Чтобы размножаться. ­ На семена. ­ Семена зреют в плодах. ­   Это   у   растений   с   цветами   –   сначала цветок, затем плод, а в нём – семена. ­ С помощью спор. ­ Надземная, потому что от грибницы на поверхности   могут   вырасти   сразу несколько грибов. ­ А я думаю, что подземная.Работа в парах ­   Грибы   являются   ценным   источником пищи   для   животных,   поэтому   их   нужно беречь.   Давайте   подумаем,   как   нужно правильно   собирать   грибы.   Предлагаю выполнить   задания, которые  лежат  у  вас на столах. Какой способ сбора грибов допустим? 1 Нужно   рвать,   тянуть   гриб   из земли. 2 Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. 3 Гриб не срывается, не срезается, а выкручивается из земли. ­   Так   какой   же   способ   сбора   грибов правильный? ­ Как человек использует грибы? ­ Существует пословица: «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в рот кладут». Объясните почему? ­ Вы правы, не все грибы съедобны. Среди них   есть   несъедобные   и   даже   очень ядовитые.   Поэтому   важно   знать,   какие грибы вы собираете. ­ Какие съедобные грибы вы знаете? Слайд   12.  (подберёзовик,   белый   гриб, опёнок) ­ Какие вы знаете ядовитые грибы?  Слайд   13. бледная   поганка. маленький съеденный её кусочек. ­   Но   опасными   могут   быть   и   съедобные грибы. Найдите на странице 161 о какой опасности   нас   предупреждают   авторы учебника. ­ Я вам сейчас предлагаю историю о двух мальчиках.   А   вы   подумайте:   кто   из   них прав?  Самый   ядовитый   гриб   –   Смертелен   даже Два мальчика, Дима и Миша, пошли в лес за грибами. В лесу они разошлись в разные стороны. Дима набрал полную корзину крепких белых грибов и пошёл в   они условленное   место,   где Текст   слайдов   читают   хорошо   читающие дети. Дети   в   парах   выполняют   задание.   Идёт обсуждение: ­   Как   написано   под   цифрой   1   –   так поступать нельзя, потому что мы повредим грибницу,   и   потом   на   этом   месте   новый гриб не вырастет. ­   Под   цифрой   2   правильно   написано. Грибница   остаётся   не   повреждённой, новый гриб может вырасти рядом. ­ Под цифрой 3 тоже верно написано, так поступать   можно.   Плодовое   тело   не остаётся   в     грибница   не повреждается,   значит,   в   будущем   грибам ничего не грозит. земле, ­ Срезать ножом или выкручивать, чтобы не повредить грибницу. ­ Грибы вкусные, их жарят, с ними варят суп, их солят. ­   Грибы   бывают   ядовитые,   ими   человек может отравиться. ­ Это грибы несъедобные. Дети называют грибы, загадывают загадки о грибах. Ответы детей. Дети находят и читают нужный абзац. ­   Миша   поступил   правильно.   Другие   не будут собирать мухоморы и не отравятся. ­ А я считаю, что неправильно. Если тебе что­то не нужно, нельзя срывать это в лесу. ­ Ну, да! В природе ничего нет лишнего. ­ В природе нет бесполезных организмов. ­ Животные лечатся мухоморами.договорились   встретиться.   Выйдя   на поляну, Дима увидел друга с корзиной, полной  мухоморов.  «Ты зачем  набрал мухоморов?»   ­   удивлённо   спросил Дима. «Я их собрал, чтобы другие не отравились!» ­ ответил Миша. ­   Мухомор   используют   в   медицине   как средство   для   лечения   ревматизма   и нарывов.   Мухомор   –   участник круговорота   веществ   в   природе   (как   и другие грибы, он разлагает попадающие в почву остатки животных и растений).  ­ А для чего ещё нужны мухоморы? Кто догадался по названию? ­ Да, сорванные мухоморы служили нашим предкам   надёжным   средством   для истребления в избах мух, клопов, других насекомых. ­   Сделайте   вывод   о   значении   грибов   в природе. ­   Несколько   дней   назад   вам   было   дано домашнее   задание:   положить   кусочек хлеба в полиэтиленовый пакет и убрать в тёплое   место.   Тот   же   опыт   можно   было проделать   и   с   кусочком   апельсина. Давайте   посмотрим,   как   изменились продукты. ­   Ребята,   как   вы   думаете,   а   какое отношение   имеет   плесень   к   теме   нашего урока?  ­   Мнения   у   вас   разделились.   Предлагаю вам   посмотреть   на   плесень   под микроскопом   и   рассказать,   что   вы   там увидите. ­ Морят мух. ­ В природе все грибы важны.            ­ И нельзя несъедобные грибы срывать, они тоже нужны в природе! ­   И   ещё   важно   знать,   какие   грибы съедобные, а какие несъедобные, чтобы не отравиться. ­ Они заплесневели. Так бывает, когда что­ то долго лежит. ­ Плесень – это что, гриб? ­ Нет, не может быть, её же не срезают, у неё нет ножки и шляпки. ­ Ну, раз мы о ней говорим, значит, она – гриб.     Дети рассматривают приготовленные препараты. ­   Плесень   состоит   из   множества   тонких ниточек. Чем­то она похожа на грибницу. Только у плесени нет ножки и шляпки. заранее Слайд   14.  Совершенно   верно.   Этот   вид грибов называют «плесневые». ­   А   как   вы   думаете,   плесневые   грибы ­ Нет! ­ Это лекарство.человек использует? ­   А   слышали   ли   вы   такое   слово   – антибиотик? Пенициллин? ­ Правильно, эти лекарства изготавливают из плесневых грибов. Слайд   15.  Существует   целая   наука, которая   изучает   грибы   –   микология     (в переводе   с   греческого   «микос»   ­   гриб, «логос» ­ наука). Как вы считаете, зачем она нужна? ­   Молодцы!   Вот   сколько   секретов   мы открыли на уроке! Наша прогулка по лесу подходит к концу. Но   прежде,   чем   мы   из   него   уйдём, попрошу вас выполнить задание. IV Итог урока ­   Я   приготовила   карточки.   Давайте попробуем составить на их основе схему. ­ Ещё очень много интересного вы можете узнать   о   грибах,   если   самостоятельно найдёте о них информацию (в книгах или Интернете),   изучите   её   и   поделитесь   с нами   своими   знаниями   на   следующем уроке. V Рефлексия ­   Ребята,   как   вы   считаете,   кого   можно похвалить за работу на уроке? ­ А кто остался не доволен своей работой? ­ Спасибо вам за урок! ­ Ну, наверное, из грибов ещё что­нибудь полезное делают. ­   Эта   наука   может   искать   новые   виды грибов.   А   ещё   можно   изучать   разные свойства грибов. Дети   обобщают   полученные   сведения.   В ходе обсуждения выстраивается схема: Природа      Живая                              Неживая растения грибы животные         шляпочные   плесневые съедобные   ядовитые Дети высказывают своё мнение.