Конспект урока "Устаревшие слова" (русский язык,6 класс)

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Устаревшие слова 6.pptx
Устаревш ие слова  Урок русского языка в 6 классе обучения с использованием дистанционных форм Урок русского языка в 6 классес использованием дистанционных форм обучения
М.В. Ломоносов  «Карл Y, римский император, говаривал, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».
Блиц-опрос   ……….- слова одной и той же части речи с противоположным значением.  ……….-слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию (написанию), но совершенно разные по лексическому значению  ………...- слова, употребляемые только жителями той или иной местности.  ………...-слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
 Так же, как из года в год меняют леса свои листья, – старые падают, так и слова ветшают и гибнут. Гораций На всех словах события печать. Они дались недаром человеку. Маршак
Найдите и запишите устаревшие слова  Почему исчезли из употреблен ия эти слова ?
Части тела 
 Запишите современные синонимы к устаревшим словам  Рамена - …  Длань -…  Глава - …  Чрево - …  Шульца - …  Десница - …  Выя -….
Физкультминутка. 
«Пятый лишний» Найди лишнее слово и объясни  почему оно лишнее перст   перстень  перчатки  наперсток  палец
 Если из нашего обихода ушли устаревшие слова, то где мы можем с ними встретиться?
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА В УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.  Значение Фразеолог изм Значение устаревшего слова Зеница- ….. Око –…. Чело -…. Грош -…. Беречь как зеницу ока Беречь тщательно, заботливо. Бить челом Просить милостыню (низко кланяясь при этом). Почтительно просить о чём-либо. Почтительно раскланиваясь приветствовать кого-либо. Благодарить за что-либо. Об очень дешевой вещи; О ком-либо, о чем-либо, не имеющем никакого значения. Гроша ломаного не стоит.
Фразеолог изм Значение Значение устаревшего слова  Рожон -…. Лезть на рожон Агнец божий (послушный ) Бить баклуши Делать что-либо связанное с неприятностями для того, кто это делает. Олицетворение кротости, непорочности. Агнец - ….. Баклуши — ……. Праздно проводить время, бездельничать.
Лезть на рожон Агнец божий) Бить баклуш и Делать что-либо связанное с неприятностями для того, кто это делает. Олицетворение кротости, непорочности. Праздно проводить время, бездельничать.  Рожон - острый кол, укрепленный в наклонном положении. Агнец – (от церк.-слав.) ягненок, барашек. В древности обычно в жертву приносили ягнят. Баклуши — небольшие продолговатые деревянные бруски, откалываемые от полена. Зимой, русские крестьяне били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, сушили их и использовали в качестве заготовок для вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т. п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е.
Устаревшие слова в пословицах и поговорках  Работа с упражнением 333  учебника.  Выписать устаревшие слова. Определить их значение.  Что объединяет все эти слова?
Роль устаревших слов в художественной литературе  Почему писатели и поэты не забывают устаревшие слова и с какой целью используют их в своих произведениях?
О какой роли устаревших слов в языке говорит поэт Р.  Заславский? суть, Свое особое значенье. Они пришли издалека, И ты созвучью их И знай: ланиты, око, доверься перси – Не груди, глаз или щека. Слеза стекает по щеке, А слезы льются по ланитам... Повторов нет им в языке, Да жаль, оттенки позабыты. У них особый смысл и
О какой роли устаревших слов в художественных произведениях рассказывают эти картинки? 
Роль устаревших слов в художественных произведениях.   Устаревшие слова в художественном тексте употребляются для достоверного изображения исторического времени, передачи колорита эпохи  Для речевой характеристики героев.  Для предания речи красоты, торжественности,
 – Вспомните, какие вопросы вы задали в начале  – Какие вопросы вы можете задать в конце урока? урока. Как вы думаете, Подведём итоги урока.   они совпадут?  – Что нового узнали на уроке? Чему научились?  – Какие трудности встретились?  – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?  – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).
 Домашнее задание.  Найти примеры историзмов и архаизмов в произведениях А.С.Пушкина.  Упр. 332 (описать одежду героев, используя устаревшие слова)