Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»
Оценка 5

Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
10 кл
14.05.2019
Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»
Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА» 1 ) Определить особенности географического положения , происхождение , климат, вод, животного и растительного мира Каспийского моря- озера ; 2 ) Формировать умение работать с разными источниками информации; 3 ) Воспитание экологического сознания.
каспий жем.дагестана.docx
МКОУ «СОШ №11» г.Хасавюрт Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ ­ ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА» Тип урока :  Урок формирования знаний . Вид урока:  Беседа с использованием практической работы;                                           Цель:  Сформировать представление об уникальной природной  жемчужине Дагестана­Каспийское море.       Задачи:  1 ) Определить особенности географического положения ,                     происхождение , климат, вод,  животного и растительного                        мира Каспийского  моря­ озера ;             2 ) Формировать умение работать с разными источниками    информации;         3 ) Воспитание экологического сознания.     Материал и оборудование:  физическая карта России, атлас, видеоролик  о  Каспийском море.                                План урока: 1.   организационный момент.    2.   формирование целей урока.       3.   Урок ­путешествие в один из краеведческих уголков Дагестана и  России  –  КАСПИЙСКОЕ МОРЕ.  СТИХОТВОРЕНИЕ КАСПИЙСКОЕ МОРЕ  КАСПИЙСКОЕ СОЛЕНОЕ ДЫХАНЬЕ,  О КАК ЗНАКОМ МНЕ ЭТОТ АРОМАТ,  ЕГО Я С ЖАДНОСТЬЮ ВДЫХАЮ,   И  ЗАЧАРОВАННО ЛЮБУЮСЬ НА ЗАКАТ  Тема урока: Каспий –  жемчужина Дагестана. (Дети пишут тему урока.)   Акцентируется внимание детей на опорных знаниях.   Вопрос:         1) А что мы знаем о Каспийском море?     2)  Откуда такое название, как оно называлось раньше?     3) Почему море называют чудом природы ?          ( кратко дети излагают  свои знания о  Каспийском море.)    Парты расположены  как в игре Брейн ­ ринг) Учащиеся в столбик пишут все , что им известно о Каспийском море.  Также учите ль фиксирует все ответы учащихся.   ПОСТАНОВЛЕНИЕ  ЦЕЛЕЙ УРОКА:  На доске учитель записывает вопросы,   которые   интересуют  учащихся : 1.   История открытия    Каспийского моря (ХАЗАРСКОЕ)  2.   Географическое положение   3.   Хозяйственная деятельность  4.   Климат   5.   Вода  6.   Флора и фауна   7.   Экологические проблемы.  (  ответы могут быть разными, учащиеся записывают,   кто что знает ) По атласным картам и тексту учебника учащиеся определяют : 1.   Географическое положение Каспийского моря   2.   Расположение  Каспийского моря  3.   Какую площадь занимает Каспийское море   4.   История открытия   5.   Экологические проблемы      ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:  1 .    История о Каспийском море (Хазарское)  Две тысячи лет назад до н.э.  Юго ­Восточную и Центральную часть   Закавказья населяли племена каспиев, от которых ,   собственно и пошло  название озера­ моря. История древнего народа заканчивается  приходом  на берега Каспийского моря  племен Кавказских албанов в  2 веке до н.э.  Несколько  позднее северные берега озеро­море населяли кочевые народы в частности Хазары враждую щие с русскими князьями   5.   За многие века существование человеческая цивилизация на берегах  моря не раз меняло свое название, Каспийское море именовали  Хазарским, Хвалынским и Гирканским . 2 .Географическое положение Каспийского моря  Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента  — Европы и Азии. Каспийское море по форме похоже на латинскую букву S, протяжённость Каспийского моря с севера на юг —  примерно 1200 километров (36°34' —47°13' с.ш.), с запада на восток — от 195 до 435 километров, в среднем 310—320 километров (46° —56° в.д.).   Происхождение  Каспийское море имеет океаническое происхождение ­его ложе сложено  земной карой океанического типа. Он сформировался 10млн. лет назад,  когда закрытая  Сарматское море, потерявшее связь с мировым океаном  примерно 70млн. лет назад, разделилось на 2 части ­Каспийское море и Черное море . Каспийское море омывает пяти прибрежных государств : России: ( Дагестан ,Калмыкия Астраханская область)­на западе и Северо­западе, длинна  береговой линии 695км.   Казахстана­ на севере, северо­востоке и востоке длинна береговой  линии 2320км.   Туркмения –  наюга востоке длинна береговой линии 1200км.   Иран­ на юге, длинна береговой линии ­ 724км.   Азербайджан ­ на юго ­западе длинна береговой линии 955км.ё  3 . Хозяйственная деятельность Каспийского моря  В экономике Каспийского моря­озера  выделяются три основных фактора:  А) Добыча нефти и газа.   В Каспийском море разрабатывается множество месторождений  нефти  и  газа . Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10  миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18 ­20 миллиардов тонн   Б) Судоходство.   В Каспийском море развито судоходство. На Каспийском море действуют  паромные переправы, в частности, Баку — Туркменбаши, Баку — Актау,  Махачкала — Актау. Каспийское море имеет судоходную связь с Азовским морем через реки Волгу, Дон и  Волго­Донский канал  В) Рыболовство и добыча морепродуктов      Рыболовство (осетровые, лещ ,  сазан,  судак,  килька ), добыча икры,  а также промысел  тюленя. В Каспийском море осуществляется более 90  процентов мирового вылова осетровых. Помимо промышленной добычи,  в Каспийском море процветает  нелегальная добыча осетровых и их икры.   4.КЛИМАТ.    Место расположения Каспийского моря представляет особый интерес для географов. При его многокилометровой протяженности (около 1 тысячи  км) с юга на север наблюдается  большое разнообразие климатических  условий. Для северной части моря характерен умеренный  континентальный климат. Зимой здесь наблюдается значительное понижение температуры и обильные снегопады. Климат его южной части  мало чем отличается от средиземноморского субтропического. Лето в этих  местах сухое и жаркое, зима –  влажная и мягкая.   5 .ВОДА  Уровень воды находится ниже уровня Мирового оке ана на 28м. Вода в Каспийском море имеет меньшую соленость на севере в дельте Волги.  Наибольшая соленость наблюдается в южных райо нах.   Около устья Волги соленость составляет 0,3%. Это типичный опресненный бассейн. Но чем дальше к югу, тем выше соленость. В  южной части моря она уже достигает 13%, а в Кара­Богаз­Гол более 30%. Температура воды  Наибольшие колебания температуры замечены в зимний период. На  мелководье она зимой достигает 100. Разница между летней и зимней  температурой достигает 240.На побережье зимой она всегда ниже на 2  градуса, чем в открытом море. Оптимальный прогрев воды происходит в июле­августе, на мелководье температура достигает 320. Но в это время  северо ­западные ветры поднимают холодные слои воды (апвеллинг). Этот  процесс начинается уже в июне и достигает интенсивности в августе.  Температура на поверхности воды понижается. Перепад температур между слоями исчезает уже к ноябрю.   6.ФЛОРА И ФАУНА      Животный мир Каспийского моря составляет до 1800 видов. Из них 415  позвоночные, 101 вид рыб, имеется мировой запас осетровых. Здесь  обитают и пресноводные рыбы, такие как сазан, судак, вобла. Ловят в  море карпа, л осось, щуку, леща. Каспийское море является средой  обитания одного из млекопитающих  — это тюлень.   Из растений можно отметить сине­зеленые водоросли, бурые, красные.  Произрастает также зостера и руппия, их относят к цветковым водорослям         . РУППИЯ  Занесенный птицами в море планктон начинает цвести весной, море  буквально покрывается зеленью, а ризосоления во время цветения  окрашивает большую часть территории моря в желто ­зеленый цвет.  Скопление ризосолении настолько густые, что могут утихомирить даже  волны. В некоторых местах около побережья разрослись буквально луга  из водорослей.  На побережье можно увидеть как местных, так и перелетных птиц. На  юге зимуют гуси, утки, устраивают гнездовья такие птицы как пеликаны,  цапли, фламинго.  В каспийском море содержится почти 90 % мировых запасов осетровых  рыб. Но в последнее время экология ухудшается, нередко можно  встретить браконьеров, которые добывают осетровых из­за дорогой икры.  Государства вкладывают немалые деньги для улучшения положени я.  Очищают сточные воды, строят заводы по разведению рыбы, несмотря на эти меры, приходится ограничивать добычу осетровых.   8.   Экологические проблемы  Каспийского моря.   Загрязнение моря:  Главным загрязнителем моря , безусловно является нефть. Нефтяные  загрязнения подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия , представленных сине­зелеными  и диатомовыми водорослями , снижают выработку  кислорода. Увеличение загрязнения отрицательна сказывается  и на тепло  ­ , газо­ , влагообмене между водной поверхностью и  атмосферой. Из ­за распространения на значительных  площадях нефтяной  пленки скорость испарения снижается  в несколько раз. Загрязнение  Каспийского моря ведет к гибели  огромного числа редких рыб и других  живых организмов . Наиболее наглядно влияние нефтяного загрязнения  видно на водоплавающих птицах . Неуклонно сокращаются запасы  осетровых. Нефтяное сырье можно заменить другим сырьем , осетровых  же ничем не заменишь из ­за нефтедоллары  нигде не купишь.   Перелов и браконьерство:   Одно из главных причин резкого сокращения улова осетровых в Каспийском море является браконьерство. Подтверждается достоверность  неофициальных данных, что на долю браконьерства приходится около  80% улова осетровых . Министерство экологии , отмечают ученые,  активно взялось за решение этих проблем . В СМИ широко  распространялись слухи об «Икорной мафии» , контролирующей якобы  не только рыболовство, но и правоохранительные органы в прикаспийских регионах.   Вывод:  Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки на континентальном шельфе  поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также  затоплением  отдельных объект ов в связи с повышением уровня  Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры , разгул  браконьерства приводят к снижениям численности осетровых и к  вынужденным  ограничениям на их добычу и экспорт . Также можно  отметить, что негативное природное  явление, которое в настоящее время  ведет к катастрофе в зоне Каспийского моря , может быть не только  локализовано, но и направленно на пользу обществу и природе. В результате этих  мероприятий будут достигнуты : Стабилизация уровня Каспийского моря , то есть ликвидация  катастрофических явлений.   Утилизация излишков воды , возникших в результате нарушения водного  баланса . Частичного различного равновесия в природе мертвый Калькут и Кайдак.  Создание опресненного морского пространства со всеми благоприятными  условиями для       ихтиологии . Некоторое  смягчение климата в районе . Серьезных экологических нарушений в предполагаемом варианте не  предвидится, наоборот     этими мероприятиями создается возможность  донорства при решении проблемы Аральского моря за счет  передачи  излишков воды в его бассейн. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:   Ребята давайте закрепим полученные знания на уроке:  1.Когда произошла  история открытия  Каспийского моря  (ХАЗАРСКОЕ)?   2.  Географическое положение  3.  Хозяйственная деятельность  4.Каков   климат Каспийского моря ­озера?   5.   Каков  состав и температура воды  в море?   6.  Какие растения и животные обитают в Каспийском море?   7.  Какие экологические проблемы существуют на сегодняшний день в Каспийском море?    ИТОГ УРОКА:     Учащиеся получили массу  интересного на уроке, так как было бурное        обсуждение  нового материала .

Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект урока в 10а классе по теме «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»

Конспект  урока в 10а классе   по теме  «КАСПИЙСКОЕ МОРЕ - ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019