Конспект урока в 8 классе на тему "ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
20.02.2018
Цели: определить сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней секреции; роль гормонов в жизнедеятельности человека. Формировать умения: работать с различными источниками знаний, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.
Оборудование: таблицы с изображением схемы строения кожи человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы, вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечником.
Урок 11. Гуморальная регуляция.rtf
У р о к 11
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ
Ц е л и: определить сущность гуморальной регуляции; железы,
образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез
внутренней секреции; чем железы внутренней секреции отличаются от
желез внешней секреции; роль гормонов в жизнедеятельности человека.
Формировать умения: работать с различными источниками знаний,
извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять
результаты логических операций в устной и письменной форме.
О б о р у д о в а н и е : таблицы с изображением схемы строения кожи
человека, желез внутренней секреции, пищеварительной системы,
вегетативной нервной системы; модель почки с надпочечником.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. З а д а н и е 30 в рабочей тетради.
Запишите определение.
Система органов – это группа анатомически связанных между
собой органов, имеющих общее происхождение, единый план строения и
выполняющих общую функцию.
2. З а д а н и е 33 в рабочей тетради.
Рассмотрите рисунок. Напишите название систем органов и органов,
их составляющих.
Дыхательная система = носовая полость + глотка + гортань + трахея
+ бронхи + легкие.
Кровеносная система = сердце + сосуды.
Нервная система = головной мозг + спинной мозг + нервы.
Пищеварительная система = ротовая полость с ее органами + глотка
+ пищевод + желудок + кишечник + печень + поджелудочная железа.
III. Изучение нового материала.
1. У ч а щ и е с я с а м о с т о я т е л ь н о и з у ч а ю т т е к с т учебника на с. 46–53.
2. Б е с е д а по изученному материалу.
– Чем регулируются и контролируются все процессы в организме
человека?
(Нервной системой и железами эндокринного аппарата.)
– Чем представлен эндокринный аппарат?
(Эндокринный аппарат состоит из желез внутренней секреции.)
– Чем железы внутренней секреции отличаются от желез внешней
секреции?
(Железы внутренней секреции, в отличие от желез внешней
секреции, не имеют протоков и выделяют свои секреты
непосредственно в кровь.)
– Что следует понимать под железами смешанной секреции и какие
железы к ним относятся?
(Железами смешанной секреции называются железы,
выполняющие двойную функцию, т. е. действующие как железы
внутренней и внешней секреции. К ним относятся половые железы и
поджелудочная железа.)
– В чем суть гуморальной регуляции?
(Гуморальная регуляция – это регуляция, осуществляемая с
помощью биологически активных веществ – гормонов, которые
вырабатываются железами внутренней секреции и выделяются в
кровь.)
– Сейчас, в ходе дальнейшей работы с текстом учебника и
заполнения таблицы «Эндокринный аппарат человека», мы более
детально познакомимся со структурой и функциями желез внутренней и
смешанной секреции.
3. Учащиеся с помощью учителя з а п о л н я ю т т а б л и ц у
«Эндокринный аппарат человека».
№
п/п
Название
желез
внутренней
и смешанной
секреции
Где
располагается
Как устроена
Роль в организме
1
2
3
4
5 1 Гипофиз В полости
черепа
m = 0,5–0,7 г;
анатомически
и функционально
связан с мозгом
2 Щитовид
ная
железа
На шее,
впереди и по
бокам гортани
Состоит из двух
долей, соединенных
узким перешейком;
– Вырабатывает
гормоны, влияющие на
работу других желез
(щитовидной,
надпочечников,
половых).
– Вырабатывает
гормон,
контролирующий рост
тела
Вырабатывает
гормоны, влияющие:
– на рост и развитие 1
2
3
4
5
Продолжение табл.
3 Околощи
товидные
железы
На задней
поверхности
щитовидной
железы
4 Надпочеч
Над почками
ники
m = 25–60 г;
состоит из клеток
тироцитов,
объединенных в
фолликулы
(пузырьки);
к фолликулам
снаружи прилегают
кровеносные сосуды
Желез четыре;
m = 0,1–0,13 г
каждая
организма;
– дифференцировку
тканей;
– интенсивность
обмена веществ;
– уровень потребления
организмом кислорода
Вырабатывают
гормоны,
регулирующие
содержание солей
кальция и фосфора в
крови. Недостаток
гормонов данных желез
способствует
нарушению роста
костей, зубов;
повышает
возбудимость нервной
системы
Вырабатывают
гормоны,
регулирующие обмен
углеводов и жиров,
влияющие на
содержание в
организме калия и
натрия;
стимулирующие
деятельность сердечно
сосудистой системы В петле
двенадцатипе
рстной кишки
5 Поджелу
дочная
железа
смешанно
й
секреции
Гормон инсулин,
регулирующий обмен
углеводов в организме 3
4
2
1
6 Половые
железы –
железы
смешанно
й
секреции
Окончание табл.
5
Вырабатывают
гормоны,
регулирующие рост и
созревание организма,
способствующие
формированию
вторичных половых
признаков
IV. Закрепление знаний.
Р а б о т а в г р у п п а х над заданиями рубрик учебника «Проверьте
свои знания» и «Подумайте» на с. 53.
В заключение заслушиваются ответы учащихся по группам. Варианты
проведения данной формы работы расписаны в конспекте уроков 7–8.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 46–53; записать в
словарик определения понятий «железы внутренней секреции», «железы
смешанной секреции», «гормоны»; выполнить в рабочей тетради
задания 37, 38.
Конспект урока в 8 классе на тему "ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ"
Конспект урока в 8 классе на тему "ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ"
Конспект урока в 8 классе на тему "ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ"
Конспект урока в 8 классе на тему "ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ"
Конспект урока в 8 классе на тему "ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ"
Конспект урока в 8 классе на тему "ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.