Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"
Оценка 5

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Оценка 5
Разработки уроков
rtf
биология
8 кл
20.02.2018
Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"
Цели: учащиеся должны знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас. Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию; осуществлять мыслительные операции и оформлять результаты их в виде таблицы; доказывать несостоятельность расизма. Оборудование: таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира».
Урок 5. Расы человека.rtf
У р о к   5 РАСЫ ЧЕЛОВЕКА Ц е л и: учащиеся должны знать: сущность понятия «раса»; виды рас и их характеристики; механизмы образования рас. Учащиеся должны уметь: самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них   нужную   информацию;   осуществлять   мыслительные   операции   и оформлять   результаты   их   в   виде   таблицы;   доказывать несостоятельность расизма. О б о р у д о в а н и е :  таблица «Расы человека», географическая карта «Народы мира». Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают записи, выполненные в рабочей тетради на с. 7–8. Учитель предлагает составить план ответов на вопросы:  –   Кого   можно   назвать   предшественниками   людей?   Каковы особенности строения их организма?  О т в е т :  Различные   воззрения   на   вопрос.   Дриопитеки   – родоначальники   двух   эволюционных   линий   –   понгид   и   гоминид; потомки   понгид   и   гоминид;   австралопитеки,   особенности   их строения   и   образа   жизни.   Виды   рода   Человек:   древнейшие   люди; древние люди; современные люди; особенности их строения и образа жизни. П р и м е р н ы й   р а с с к а з   п о   д а н н о м у   п л а н у Вопрос   о   происхождении   человека   привлекал   к   себе   внимание   с очень давних времен, вокруг него создавалось множество легенд. В   Древнем   Египте   верили,   что   первого   человека   вылепил   на гончарном круге бог Хнум.  Подобная   легенда   была   распространена   и   в   Древней   Греции,   где считалось, что Зевс вылепил людей из глины, а богиня мудрости Афина вдохнула в них жизнь. Поздним вариантом этой легенды является библейское сказание о сотворении первого человека – Адама – из «красной земли», то есть из глины. Далее в этом сказании говорится о том, что из ребра первого человека была создана первая женщина – Ева. Согласно библейскому догмату, от Адама и Евы пошел весь род человеческий. Однако   же   первое   знакомство   с   анатомией   человеческого   тела убеждало   естествоиспытателей   в   сходстве   строения   человека   и высокоорганизованных   позвоночных   животных,   особенно   обезьян. Создатель   первой   научной   классификации   органического   мира   К. Линней хотя и признавал «божественное» творение человека, вынужден был   написать:   «О,   сколь   схожа   на   нас   зверь   гнусный   –   обезьяна». Объективный   анализ   заставил   Линнея   поместить   человека   в   группу приматов. Первым   естествоиспытателем,  утверждавшим   новое   представление об историческом развитии человека, был Ж. Б. Ламарк, предложивший гипотезу   происхождения   человека   от   обезьяноподобных   предков, перешедших от лазания по деревьям к хождению по земле. Согласно Ламарку, прямохождение привело к выпрямлению тела и к изменению стопы. Групповой же образ жизни содействовал развитию речи. В 1871 году выходит в свет книга английского естествоиспытателя Ч.   Дарвина   «Происхождение   человека   и   половой   отбор»,   где   автор указывает, что человек не плод отдельного акта творения, а результат исторического развития животного мира. Эту идею развил в 1896 году немецкий философ Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Эволюция   приматов   происходила   в   третичный   период,   который начался   примерно   60   млн   лет   назад.   Широко   распространенная   во второй   половине   третичного   периода   ископаемая   группа   высших обезьян   –   дриопитеков   –   дала   начало   двум   эволюционным   линиям: понгидам и гоминидам.  Потомки   понгид   –   гориллы   и   шимпанзе   –   живут   и   сегодня,   к гоминидам в наше время относится один­единственный вид – Человек разумный.  Большое   значение   для   выяснения   филогенеза   человека   имеют останки обезьян, найденных в Южной Африке и известных под общим названием   австралопитеков.   Это   были   наземные   двуногие   существа, размером с шимпанзе, обитавшие на широких открытых пространствах, сходных   с   современными   саваннами.   Они   питались   растениями, употребляли   и   мясную   пищу,   так   как   охотились   на   животных   и,   в частности,   на   павианов.   Так,   80   %   черепов   павианов,   найденных   в пещерах   вместе   с   остатками   австралопитеков,   несли   на   себе   следы ударов,   нанесенных   камнями   или   длинными   костями   копытных животных. Первая находка древнейшего человека была сделана в 1891 году на острове   Ява   голландским   врачом   Е.   Дюбуа.   Мозг   этого   существа составлял 900 смОт древнейших людей произошли древние люди, или неандертальцы. Ростом неандерталец был несколько ниже современного человека, коренастый, с массивным скелетом. Объем головного мозга был   равен   1400   смПотомками   неандертальцев   являются   первые современные   люди   –   кроманьонцы,   костные   остатки   которых   были найдены   в   1868   году   во   Франции,   около   деревни   Кро­Маньон. Кроманьонцы были несколько выше неандертальцев. Обезьяньи черты, которые еще были выражены в черепе неандертальца (надглазничный валик   и   др.),   в   черепе   кроманьонца   отсутствовали.   Наличие характерного   подбородочного   выступа   на   нижней   челюсти кроманьонцев   свидетельствует   о   том,   что   они   были   способны   к членораздельной речи. Каменные   орудия   кроманьонцев   отличались   тщательностью обработки, кроме того, они научились широко использовать для своих изделий кость и рог. Кроманьонцы занимались охотой и рыбной ловлей; у них появляется изобразительное искусство. 2. Выпишите характерные особенности внешнего строения:  а) древнейших людей (существа среднего роста 160 см), тело мало чем   отличается   от   тела   современного   человека.   Череп   имел многочисленные   отличия:   низкий   лоб,   массивная   и   тяжелая нижняя челюсть, почти не выделяющийся подбородочный выступ). б)   древних   людей  (имели   куполообразный   череп;   надбровные валики   выступали   над   глазами,   подбородочный   выступ   развит   не очень сильно. Рост достигал 1 м 70 см, древний человек имел крепкое телосложение,   обладал   развитой   мускулатурой,   недюжинной физической силой); в)   современных   людей  (высокие,   рослые   люди   (до   180   см). Обладали   всеми   признаками   современного   человека:   высокий   свод черепа, развитый подбородочный выступ). 3.   Какие   особенности   строения   отличали   неандертальцев   от древнейших людей?  (Неандертальцы имели рост 170 см, а древнейшие люди – 160 см; у неандертальцев объем головного мозга составлял 1400–1600 смIII. Изучение нового материала.  1. Ч т е н и е  учащимися текста на с. 18–20 учебника. 2. Б е с е д а  по прочитанному. В о п р о с ы :  1) Что такое раса?  (Раса   –   это   исторически   сложившаяся   группа   людей, объединенных   территорией проживания,   общими   морфологическими   и   физиологическими наследственными   особенностями,   а   также   традициями   и обычаями.)    общностью   происхождения, (Запись в тетрадь.) 2) Сколько рас выделил К. Линней?  (Карл Линней выделил четыре расы: американскую, европейскую, азиатскую и африканскую.) 3) Сколько и какие расы выделяют современные ученые?  (В настоящее время большинство ученых выделяют три большие расы и несколько десятков малых. Большие расы: экваториальная (австрало­негроидная);   евразийская   (европеоидная);   азиатско­ американская (монголоидная).) (Запись в тетрадь.) 3.  З а п о л н е н и е   т а б л и ц ы   «Сравнительная   характеристика   рас человека» по следующей форме:  №  п/п Название расы Где обитают  представители Какими чертами наделены  представители 1 Экваториальная  (австрало­ негроидная)  2 Евразийская  (европеоидная)  Некоторые  тропические  районы Старого  Света Европа, часть Азии, Северная Африка,  Америка 3 Азиатско­ американская  (монголоидная)  Америка,  Центральная и  Восточная Азия Темная кожа; волнистые волосы;  широкий приплюснутый нос с  большими ноздрями; толстые губы Светлая, иногда смуглая кожа;  прямые, иногда волнистые волосы;  длинный нос; тонкие губы; хорошо  развитые волосы на лице (усы, борода) Прямые, черные, жесткие волосы; усы и борода растут слабо; кожа смуглая;  нос средней величины, выступает  слабо, или нос длинный, сильно  выступающий; широкое лицо;  выступающие скулы; узкая глазная  щель; средние по толщине губы;  закрытое кожистой складкой верхнее  веко Задание   на   дом:  изучить   текст   «Расы   человека»   на   с.   18–20; записать в словарик определения понятий «раса», «расизм»; выполнить задания в рубриках «Проверьте свои знания» и «Подумайте» на с. 20 учебника.

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"

Конспект урока в 8 классе на тему "Расы человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018