Технология совместной деятельности является не только механизмом реализации деятельностного подхода, но и способом формирования социального опыта и личностных смыслов учащихся.
В материалах представлена разработка урока окружающего мира по теме «Россия - наш дом» в технологии совместной деятельности, выстроенного в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.Технология совместной деятельности основана на организации коллективного взаимодействия. В основе организации деятельности учащихся на уроке в технологии совместной деятельности являются приемы теории развития критического мышления и приемы теории решения изобретательских задач.
Хочется отметить, что многие приемы можно использовать практически на всех этапах урока.
Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспектива»
Конспект урока
Тема: Россия наш дом.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что они живут в огромной, доброй,
красивой, богатой стране. И какой будет эта страна, зависит от индивидуального вклада
каждого.
Этапы урока.
Оборудование.
1.
Мотивация
Актуализация,
Огромный замок
мультимедийный проектор,
мультимедийная
презентация
выход в интернет: ЛитРес
Карточка со словом дом.
Карточка со словом Россия
2.
Постановка проблемы
Контур карты России на
магнитной доске.
Контур карты для
индивидуалной работы.
Содержание урока. Деятельность
учителя.
Здравствуйте, дети!
Я рада вас приветствовать. Этот урок
мы проведем вместе. Желаю нам всем
удачи!
Посмотрите, ребята, с чем я пришла к
вам на урок. (огромный замок)
Удивила?
Верите ли вы, что есть такой замок,
который запирает такой огромный дом?
А верите ли вы, ребята, что во всем
мире это самый большой дом?
Верите ли вы, дети, что человек,
первый побывавший в космосе оказался
жителем этого дома?
Верите ли вы, что мы сегодня подберем
ключи к замку этого дома?
Ребята, назовите ключевое слово
нашего разговора.
Ребята, посмотрите на слайд. (на
слайде изображение: Кремль, самовар,
матрешка, рубль, валенки, В.Путин.)
Догадайтесь , каким будет 2ое
ключевое слово.
Давайте попробуем объединить эти два
слова и назовем тему нашего урока
Итак, тема урока «Россиянаш дом»
(открывается запись на доске)
Ребята, как вы думаете, что это?
(карта России)
Вас ничего не удивляет на этой карте?
Мы сегодня будем говорить о России, а
карта оказалась пустой.
Я предлагаю заполнить эту карту.
Возьмите карту у себя на парте и
напишите то, что есть в России.
(Приложение 1)
Продол
сть
2 мин.
5 мин.
1
© Алексеева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОУ Гимназия №3Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспектива»
Давайте проверим.
Скажите, какое у вас было задание?
Почему вы не смогли одинаково
заполнить карту России? (потому что не
знаем как заполнить карту России,
Какая тогда перед нами стоит задача?
(Заполнить пустую карту России)
Ребята, какие вы молодцы! Вы сами
определили тему урока, поняли, в чем
ваше затруднение и поставили учебную
задачу.
Обратите внимание на эти знаки. Это
наши помощники на уроке.
(Приложение 2)
Давайте проверим, как вы их поняли?
Если необходимо ваша внимательность,
то я сделаю ….. 1 хлопок.
А 2 хлопка будут означать ……..
работу в группе.
Если нам необходимо собраться всем
вместе у общего стола, то …… 3
хлопка.
Блок 1.
10 мин.
Ну что, начнем работать.
3 хлопка (Подойдите сюда к
столу).
Я приготовила для вас иллюстрации.
(Приложение 3)
Что это?
Московский кремль
Москвасити
Храм
Изба
Ребята, это дома?
Почему вы так считаете? (есть крыша,
окна…)
Возьмите иллюстрацию, которая
наиболее всего для вас ассоциируется с
Россией
А теперь соберитесь в группы, по
одинаковым иллюстрациям.
Храм №1
Кремль №2
3. 3. Открытие новых знаний
4.
5. Ресурсный стол в центре
класса
Иллюстрации
2
© Алексеева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОУ Гимназия №3Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспектива»
Путевой дневник
ЛитРес:
№1 «Корона Российской
империи. Слава, честь и
доблесть династии
Романовых»
№2 Валерий Язвицкий
«Княжич.Соправитель.
Великий князь Московский.
№3 Русская народная сказка
«Иванцаревич и серый волк».
Рус.нар.сказки в обработке
А.Толстого и А.Астафьева.
Зеленые треугольники
Голубые треугольники
Притча
Изба №3
МоскваСити №4
У каждого из вас для удобства работы
имеется путевой дневник. Достаньте
все из конверта и возьмите дневник.
Мы будем к нему обращаться в течение
всего урока. Подпишите его.
(Приложение 4)
Ребята, предлагаю вам начать работу в
группе с плана действий в задании №1..
Прочитайте и обсудите его. А затем
приступайте к работе. Рекомендую вам
использовать ресурсы ЛитРес. На всю
работу вам отводится 5 мин.
Сам.работа учся
Ребята, проверим что у вас получилось.
Представьте результаты своей работы..
(Приложение 5)
Самооценка
Ребята, оцените работу всей своей
группы. Если вы считаете, что ваша
группа работала активно и дружно,
возьмите знак зеленого цвета. (зеленые
треугольники)
Если вы считаете, что вашей группе
было трудно прийти к общему мнению,
тогда знак голубого цвета. (голубые
треугольники)
Приклейте их на карту и вернитесь на
места.
1 ХЛОПОК
Ребята, так что же такое Россия?
Блок 2.
10 мин.
Любите ли вы сказки и притчи?
1 ХЛОПОК
Я предлагаю вам внимательно
прослушать притчу:
Однажды мальчик 9 лет отроду
подошел к своему деду и спросил:
Дедушка, а какое главное правило есть
в жизни?
Дед ответил внуку:
Любить ближнего.
И кто мой ближний? –спросил деда
мальчик.
3
© Алексеева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОУ Гимназия №3Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспектива»
Я расскажу тебе историю, сказал дед.
(пауза)
Один человек попал в руки
разбойников. И весь израненный лежал
на дороге. Увидел его богач и прошел
мимо. Увидел его торговец и прошел
мимо. И лишь один молодой человек
сжалился над беднягой, перевязал ему
раны, и на своем осле доставил в
гостиницу, и дал денег хозяину, чтобы
тот позаботился о несчастном. (пауза)
Так, кто, потвоему, ему ближний? –
спросил дед внука.
Мальчик ответил:
Тот, кто проявил милосердие.
И тогда дед сказал:
Иди, и ты поступай также со всеми
нуждающимися в помощи.
Ребята, найдите в своем путевом
дневнике задание №2, выполните его,
четко следуя инструкции.
Проверим, что у вас получилось.
Назовите ключевые слова этой притчи.
(ключевые слова появся на слайде)
Ребята, и я согласна, что именно в этих
словах заключен смысл этой притчи.
Ребята, попробуйте составить
предложение, используя эти ключевые
слова.
Давайте, начну я. «Я считаю, что в
России живут добрые люди».
Ваши предложения …. (23 человека)
7 мин.
Зеленые и голубые
треугольники
Ребята, давайте оценим работу ваших
групп.
Рефлексия
1 ХЛОПОК
Если вы считаете, что ваша группа
работала активно и дружно, возьмите
знак голубого цвета.
Если вы считаете, что вашей группе
было трудно прийти к общему мнению,
тогда знак зеленого цвета. И снова
приклейте их на карту.
Блок 3.
4
© Алексеева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОУ Гимназия №3Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспектива»
Иллюстрации разных
народов России
4. Включение в систему
знаний.
Видеоряд иллюстраций
«Загрязненные территории»
музыка «С чего начинается
Родина». Приложение 7
Планшеты, маркеры синего,
красного цвета.
7 мин.
3 ХЛОПКА
Те, кто приклеил, подойдите к столу.
Вы видите сколько народов проживает
в нашей стране. (Приложение 6)
Предположите, какой из народов
сочинил эту притчу.
Возьмите иллюстрацию , приклейте на
карту.
1 ХЛОПОК
Я с вами согласна. Каждый из
народов мог придумать эту притчу.
Как думаете Почему? Используйте
ключевые слова. (В России проживает
много народов. У любого народа важны
добро, взаимопомощь, любовь, ……)
Ребята, скажите, какую учебную задачу
мы ставили в начале урока? (заселить,
наполнить карту)
Чем мы ее уже наполнили? (Людьми,
домами,)
Как вы думаете, что могут означать
значки зеленого цвета?
А голубого?
Почему много зеленого и голубого
цвета? (леса, моря)
Вам нравится?
Ребята, посмотрите на экран. А такая
Россия вам нравится?
Вы хотите жить в такой России?
Конечно, все мы хотим воспевать
Россию, как это делал великий поэт
Сергей Есенин:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: «Не надо рая!
Дайте родину мою!»
Ребята, а что вы готовы сделать, для
своей страны? Прошу вас обсудить в
группе и закончить фразу на планшете
5
© Алексеева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОУ Гимназия №3Окружающий мир. 3 класс. УМК «Перспектива»
маркером.
Мы любим свою страну, поэтому
будем …….., ………. ,
………….
Любить свою страну Охранять природу
Сохранять памятники культуры Заботиться о
близких
Поделитесь друг с другом вашими
мыслями.
Поднимите планшеты вверх.
Какие цвета вы видите? (белый, синий,
красный)
Ребята,это случайно? (цвета Рос.флага)
Государственные символы объединяют
людей.
3 ХЛОПКА (ресурсный круг)
Возьмемся за руки и назовем ключевые
слова нашего урока.
Я начну: Россия, ….,
(дом народы богатства люди любовь дружба
страна президент Кремль храм изба Москва
сити сказки леса моря отчизна Гагарин
Волга)
Спасибо!
(Дети продолжают стоять в ресурсном
круге)
Ребята, поднимите руки вверх, если мы
работали дружно.
Обнимите друг друга за плечи, если
вам хочется похвалить друг друга.
Я тоже благодарна вам и в память о
нашей встрече дарю ключи.
(Приложение 8) (в корзинке лежат
ключи в качестве подарка для учся).
Пусть эти ключи являются символом
открытия чегото нового.
Открывайте!
Находите!
Исследуйте!
Урок окончен!
4 мин.
5. Итог урока. Рефлексия
Магниты «Ключи»
Корзинка
6
© Алексеева Светлана Александровна, учитель высшей категории МБОУ Гимназия №3