Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
03.02.2017
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения" для 6 класса. Урок проводится при изучении темы "Факторы среды" и включает в себя индивидуальную работу, коллективную работу и индивидуальную работу с последующим коллективным обсуждением, так же используется прием "Зигзаг". После проведения коллективной работы учащиеся заполняют таблицу. Урок проводится в 3 четвертиКонспект урока "Влияние факторов среды на растения" для 6 класса
Значение факторов среды для растений.docx
Купцова О.Б.,
педагог ГБОУ «Школа № 1877 «Люблино»
Тема: Значение факторов среды для растений Тема: Значение факторов среды для растений
Цель: Сформировать знания об основных факторах
среды и об их влиянии на растительный организм, о влиянии
ритмичности на развитие растений
Задачи:
1)Выявить сущность понятия «биоритмы» (образовательная задача).
2)Изучить особенности влияния ритмичности и факторов среды на растения
(образовательная задача).
3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие
взаимосвязь между строением растения и факторами среды
4)Научиться определять черты сходства и различия растений по отношению к
факторам среды(развивающая задача).
5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого
мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы
(воспитательная задача).
Прием Зигзаг.
Стадия вызова.
1. Коллективная работа с последующим
коллективным обсуждением. Опираясь на знания,
полученные на уроке биологии, учащимся предлагается
ответить на вопросы:
1. Какие факторы среды Вы знаете?
2. Как влияют факторы среды на организм растений?
3. Как называется наука, которая изучает факторы
среды?
4. Какова их роль в природе и в жизни человека? Факто
ры
среды
Общие
признаки
Параметры сравнения
Абиотические
Антропогенн
ые факторы
Биотически
е
факторы
2. Индивидуальная работа. На доске интеллект-схема
(проговорить с классом что это такое и как она
составляется). Один ученик выходит к доске и составляет
интеллект схему (факторы среды). Все составляют эту схему
в тетради, учитель проверяет выполнение задания
3. Индивидуальная работа с последующим
коллективным обсуждением. Составить рассказ
«Ритмичность процессов жизнедеятельности» ритмы у
растений, суточные ритмы, какие процессы характеризуются
внутренним суточным ритмом
На доске таблица или вопросы (в зависимости от
класса).
Рассказ учителя по презентации «Влияние
факторов среды на растения»
Стадия Осмысления.
1 Групповая работа. Работа с текстом при помощи приема «Зигзаг2»
Класс делится на группы. Число учащихся в группе должно
равняться числу комплектов вопросов. Каждый участник
группы получает комплект вопросов (от 3 до 5 вопросов),
касающихся всего текста. Вопросы у всех групп одинаковые. Каждый ученик находит ответы на вопросы, кратко их
излагает и готовится к обсуждению.
Вопросы к тексту.
Первый комплект вопросов.
1 Что объединяют в себе биотические факторы?
2 Чем объясняется их разнообразие?
3 Что значит прямое воздействие на растение
биотических факторов?
Второй комплект вопросов.
1 Когда становится заметным непрямое воздействие на
2 Приведите примеры непрямого воздействия на
растения?
растения биотических факторов( насекомых-
опылителей)?
растения биотических факторов (животных)?
3 Приведите примеры непрямого воздействия на
Влияние биотических
факторов на растения
1 комплект вопросов Биотические факторы
объединяют все организмы животной и растительной
природы и микроорганизмы, которые могут оказать то
или иное влияние на жизнь данного растения, его
особей или совокупностей особей популяций, а через
это и на жизнь вида. Биотические факторы крайне
разнообразны благодаря огромному видовому
разнообразию организмов и специфичности
жизнедеятельности каждого вида. Биотические воздействия на растения бывают прямыми например,
поедание травы животным и непрямыми изменение
среды, в которой живет растение.
Ко 2 комплекту вопросов. Если при прямых
воздействиях важно иногда воздействие одной особи
животного существа на растение, то непрямое влияние
становится, как правило, заметным, если оно
слагается из деятельности многочисленных особей.
Впрочем, прямые и непрямые влияния не всегда
можно разграничить. Животные уничтожают растения
съедают, вытаптывают , выступают в роли
переносчиков семян и плодов и воздействуют на
растения как опылители. Влияние опылителей
огромно, особенно в случаях, когда цветки растения
приспособлены к опылению только одним опылителем
или очень ограниченным кругом их.
ОСТАЕТСЯ ДЛЯ ДОП. ВРЕМЕНИ
Большую роль в жизни растений играет животный мир
почвы. Животные подгрызают корни, размельчают и
переваривают остатки растений, передвигаются в
почве, разрыхляя ее, пропуская через кишечник
частицы почвы, изменяют их химизм и строение.
Земляные муравьи и землерои из числа позвоночных кроты, суслики, мышевидные грызуны насыпают
холмики на поверхности почвы, создавая условия для
поселения сорных, растений.
При массовом распространении роющих животных они
превращают всю площадь какогонибудь сообщества
луга, степи и т. п. в неустойчивую среду, где свежие
холмики из выбросов на поверхность материалов
более глубоких почвенных горизонтов чередуются с
соседними участками, еще не покрытыми выбросами.
Холмики, насыпанные роющими животными,
отличаются от соседних, еще не засыпанных площадей
в химическом отношении, особенно если выносимый
на поверхность материал извлекается из заметной
глубины. Тогда может возникнуть местное засоление
или, наоборот, опреснение субстрата. Отличаются
такие холмики и в физическом отношении плотностью
сложения, размерами и прочностью структуры. Кроме
того, здесь устанавливается особый режим
водоснабжения. Выступая над общим уровнем
поверхности, они легче иссушаются. В целом
поверхностные образования такого рода образуют
отличную от соседних точек среду жизни растений
благоприятную для одних организмов и мешающую
развитию других. С течением времени, по мере того
как возникают новые сурчины и сусликовины, старые
размываются дождями и разрушаются ветрами.
Атмосферные воды вымывают из них растворимые
соединения, вновь унося их в глубины почвы. Через
некоторое время эдафические условия жизни на месте прежних выбросов сравниваются с окружающей
ровной площадью.
Рефлексия.
1 Коллективная работа. Учащиеся записывают в
тетрадь определение термина и выявляют, что было
верно ими указано на стадии вызова, какие
неточности были допущены.
1. Что такое суточные ритмы, сезонные ритмы, факторы
среды
2. Коллективная работа. Групповая работа.
Учащиеся, работавшие с одинаковыми комплектами
вопросов, объединяются в группы. Этот этап работы
называется встречей экспертов.
Учащиеся обмениваются
информацией с членами других групп как эксперты по
определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и
тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают
друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе
коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При
этом наиболее важным является умение слушать партнера,
делать записи.
3. Коллективная форма работы.Учащиеся заполняют
таблицу.«Влияние воды»
Назван
ие
Параметры сравнения 4.Индивидуальное домашнее задание с
последующим коллективным обсуждением. Каждый
учащийся составляет рассказ на тему «Влияние факторов
среды на растения» с использованием ключевых слов и
отвечает на вопрос, какие основные факторы оказывают
влияние на жизнь растений? Остальные дополняют рассказ.
Домашнее задание п.
Материалы:
1. http://biofile.ru/bio/16931.html
2 http://поискслов.рф/wd/%D0%BA%D0%BE%D0%BD
%D1%85%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE
%D0%B3%D0%B8%D1%8F
3 http://rosgiproles.ru/?p=5774
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Конспект урока "Влияние факторов среды на растения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.