Конспект урока «Все сложное не так уж сложно».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» Ход урока 1. Оргмомент. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные предложения», познакомимся с одним из типов придаточных предложений, закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в речи, будем учиться уместному употреблению сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи. Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать. А девизом нашего урока будут служить следующие слова: Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно… И. Николаев II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения». Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП. Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело. Для этого вам предлагаются следующие задания. Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)
Иконка файла материала сложные пред 9 класс.docx
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева» Конспект урока «Все сложное не так уж сложно». Предмет: русский язык Класс: 9 Учитель: Алимусаева А.М. 1«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» Ход урока 1. Оргмомент. Сегодня   на   уроке   мы   продолжим   изучение   темы:   «Сложноподчиненные предложения»,   познакомимся   с   одним   из   типов   придаточных   предложений,   закрепим умения и навыки распознавания таких  предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в  речи,   будем   учиться   уместному   употреблению   сложноподчиненных   предложений   в устной и письменной речи. Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать. А девизом нашего урока будут служить следующие слова: Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно… И. Николаев  II.   Проверка   знаний,   умений   и   навыков   по   теме   «Сложноподчиненные предложения».         Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП.  Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело.  Для этого вам предлагаются следующие задания. Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске) Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом  виде. Расскажите о классификации сложных  предложений.  (Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению  систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.) Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа ( в парах). Кто быстрее и  правильнее сделает?  (Каждая группа получает карточку с заданием – Приложение 1.) Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками. 1. Простые предложения – 2. Сложные предложения – ...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом. ...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных  слов. 3. Сложносочиненные предложения – ...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа 4. Сложноподчиненные предложения – ...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. 5. Бессоюзные предложения – ...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. 2(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий  школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических  явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при  необходимости скорректировать неправильно усвоенное). Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях  сделайте  запись: виды сложных предложений.  Простые       Бессоюзные          ССП         СПП Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь  разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.   Проверка: простые – 4; бессоюзные – 1, ССП – 3, СПП – 2,5. 1. Переходить  дорогу опасно: лёд ещё очень тонкий. 2. Мать поняла, что ребёнок заболел. 3. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин) 4. Я всегда просыпался часа два до зари  и любил встречать без свечки рассвет. 5. Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками.          Подготовка к восприятию нового материала. 1. Учитель:  Вспомните второстепенные члены предложения?  На какой вопрос отвечает каждый из них? Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями  второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с  определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными,  которые в свою очередь делятся по подгруппы. 2. Изучение, осмысление и усвоение нового материала. 1. Работа с таблицей 1. 2. 3. ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА. КАКУЮ? …СУЩ., (КОТОРАЯ…) БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ. КАКОМУ? …СУЩ., (ГДЕ…) УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА. …СУЩ., (КУДА…) КАКОЙ? 4. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА. КАКУЮ? …СУЩ., (ЧТО…)      1.Анализ предложений по вопросам:  Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете  отметить в строении этих предложений?  Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.  Списать два любых предложения со схемами.  Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным  словом? 2. Работа с учебником. Задание: используя материал учебника (§ 22, стр. 69­70), самостоятельно заполнить  таблицу в соответствии с планом. 33.    Уч ите ль ПЛАН 1. Вид придаточного. 2. На какой вопрос отвечает? 3. К чему прикрепляется в главном? 4. Средства связи. 5. Есть ли указательные слова? 6. Позиция по отношению к главному? 7. Схема или пример предложения. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ОТВЕТЫ Определительное. Какой? К существительному. Союзные слова (который, что, где, куда и др.) Да (тот, такой и др.) Фиксированная (всегда после определяемого  слова)                                    какой? …+/­ ук. слово+сущ., (союзное  словокоторый, куда, , где, что…). обращает внимание на запись, сделанную на  доске. Нужно сравнить эти предложения.     А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются    оттенками: глагол усиливает значение действия;   причастный оборот подчеркивает признак предмета.            Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными  определительными можно выражать одну и ту же мысль. ? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или сферой  употребления) ? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи) ? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными?  (как в книжной, так и в разговорной речи) Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с  союзным словом который, избегал их. Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин. 3. Просмотр таблицы «Вид придаточного определительного»  и примера (по слайдам) 4. Указательные слова в СПП с придаточным определительным. 5. Выводы (по слайдам) 3. Первичное закрепление. Учитель: 1. В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным  оборотом?   предложения на слайде 1­3   4)Но ведь есть же    птицы!       2. Редактирование:     на белом свете        те далёкие края,        к которым так стремятся перелётные  1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна». 2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы. 4(Проверь себя: 1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене. 2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы, раненым.) Знакомство с местоимённо­определительными придаточными (слайды) 4.    V. Рефлексия Компетентностно­ориентированное   информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем Форма деятельности:  Индивидуальная работа Стимул: задание,   направленное   на   формирование Представьте, что вы на экзамене по русскому  языку. Вам достался вопрос о  сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём  бы вы рассказали? Задание:  Составьте план рассказа. Информация, необходимая для решения данной задачи: план с ответами. Домашнее задание.  1. Выучить § 22– стр. 69­70 или по плану 2. Задание по выбору: 1.  Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными  определительными. 2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным  определительным. (приложение 2)       1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего  несколько  гектаров нетронутого низинного леса.     2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного  развёртывания листвы деревьев.     3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив  простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины       4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов,  употребленных в переносном значении.     5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.  3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)           Урок окончен. До свидания. Приложение 1. 1. Простые предложения – ...это такие сложные предложения, в которых одна часть по  смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным  союзом или союзным словом. 2. Сложные предложения – ...это такие сложные предложения, которые обходятся без  союзов и союзных слов. 3. Сложносочиненные  предложения – ...это предложения, в которых имеется только одна  грамматическая основа 54. Сложноподчиненные  предложения – ...это предложения, состоящие из двух или нескольких  простых предложений. 5. Бессоюзные предложения – ...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью. Приложение 2 1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.       1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров  нетронутого низинного леса.     2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания  листвы деревьев.     3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и  полёта, неразрывно связанного с образом Катерины       4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в  переносном значении.     5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул. Приложение 2 1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.       1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров  нетронутого низинного леса.     2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания  листвы деревьев.     3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и  полёта, неразрывно связанного с образом Катерины       4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в  переносном значении.     5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул. Приложение 2 1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.       1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров  нетронутого низинного леса.     2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания  листвы деревьев.     3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и  полёта, неразрывно связанного с образом Катерины       4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в  переносном значении.     5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул. Приложение 2 1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.       1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров  нетронутого низинного леса.     2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания  листвы деревьев.     3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и  полёта, неразрывно связанного с образом Катерины       4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в  переносном значении.     5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул. Приложение 2 61. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.       1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров  нетронутого низинного леса.     2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания  листвы деревьев.     3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и  полёта, неразрывно связанного с образом Катерины       4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в  переносном значении.     5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул. 7

Посмотрите также