Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
Ход урока
1. Оргмомент.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные предложения», познакомимся с одним из типов придаточных предложений, закрепим умения и навыки распознавания таких предложений; поработаем над постановкой знаков препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в речи, будем учиться уместному употреблению сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи.
Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.
А девизом нашего урока будут служить следующие слова:
Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно…
И. Николаев
II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные предложения».
Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП. Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг друга, тщательно выполняя каждое дело. Для этого вам предлагаются следующие задания.
Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А.
Заргалаева»
Конспект урока
«Все сложное не так уж
сложно».
Предмет: русский язык
Класс: 9
Учитель: Алимусаева А.М.
1«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
Ход урока
1. Оргмомент.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Сложноподчиненные
предложения», познакомимся с одним из типов придаточных предложений, закрепим
умения и навыки распознавания таких предложений; поработаем над постановкой знаков
препинания и составлением схемы, понаблюдаем за употреблением этих предложений в
речи, будем учиться уместному употреблению сложноподчиненных предложений в
устной и письменной речи.
Это цель нашего урока и умения, которые мы продолжим формировать.
А девизом нашего урока будут служить следующие слова:
Все простое - это не просто, сложное не так уж и сложно…
И. Николаев
II. Проверка знаний, умений и навыков по теме «Сложноподчиненные
предложения».
Перед изучением новой темы мы должны вспомнить то, что нам уже известно о СПП.
Сегодня мы будем отрабатывать навыки работы в группах, умение слушать и слышать друг
друга, тщательно выполняя каждое дело. Для этого вам предлагаются следующие задания.
Задание 1. Заполните «слепую» таблицу (1 уч. идет к доске)
Устно сделайте вывод, объясняющий теоретические сведения, записанные в графическом
виде. Расскажите о классификации сложных предложений.
(Это задание служит не только развитию монологической речи, но и умению
систематизировать и обобщать материал, самим делать выводы.)
Задание 2. Нахождение соответствий. Групповая работа ( в парах). Кто быстрее и
правильнее сделает? (Каждая группа получает карточку с заданием – Приложение 1.)
Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам.
Соедините их между собой стрелками.
1. Простые предложения –
2. Сложные предложения –
...это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена
другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.
...это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных
слов.
3. Сложносочиненные предложения –
...это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа
4. Сложноподчиненные предложения –
...это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
5. Бессоюзные предложения –
...это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по
смыслу и связываются сочинительной связью.
2(Это один из так называемых альтернативных приемов выполнения работы, помогающий
школьникам эффективно вырабатывать навыки распознавания различных грамматических
явлений, а учителю – быстро осуществить так называемую «обратную связь» и при
необходимости скорректировать неправильно усвоенное).
Задание 3. Цифровой диктант. Различение на слух предложений. В тетрадях сделайте
запись: виды сложных предложений.
Простые Бессоюзные ССП СПП
Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь
разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.
Проверка: простые – 4; бессоюзные – 1, ССП – 3, СПП – 2,5.
1. Переходить дорогу опасно: лёд ещё очень тонкий.
2. Мать поняла, что ребёнок заболел.
3. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
4. Я всегда просыпался часа два до зари и любил встречать без свечки рассвет.
5. Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками.
Подготовка к восприятию нового материала.
1.
Учитель:
Вспомните второстепенные члены предложения?
На какой вопрос отвечает каждый из них?
Основные группы сложноподчиненных предложений носят названия, сходные с названиями
второстепенных членов: СПП с придаточными определительными (сходны с
определениями) , изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными,
которые в свою очередь делятся по подгруппы.
2.
Изучение, осмысление и усвоение нового материала.
1. Работа с таблицей
1.
2.
3.
ОБЛАКО ОБРАТИЛОСЬ В БЕЛУЮ ТУЧУ, КОТОРАЯ ТЯЖЕЛО ПОДНИМАЛАСЬ, РОСЛА И ГЛУХО ВОРЧАЛА.
КАКУЮ?
…СУЩ., (КОТОРАЯ…)
БОЛЬШИМИ ШАГАМИ НАПРАВИЛСЯ Я К ДОМУ, ГДЕ ЖИЛА АСЯ.
КАКОМУ?
…СУЩ., (ГДЕ…)
УЕДИНЕННЫЙ ДОМИК, КУДА МЫ ПЕРЕЕХАЛИ, НАХОДИЛСЯ ВНУТРИ САДА.
…СУЩ., (КУДА…)
КАКОЙ?
4. МАЛЬЧИШКИ ВЫБРАЛИ ТУ ТРОПИНКУ, ЧТО ВЕЛА В ГЛУБИНУ ПАРКА.
КАКУЮ?
…СУЩ., (ЧТО…)
1.Анализ предложений по вопросам:
Рассмотрите сложноподчиненные предложения и их схемы. Что общего вы можете
отметить в строении этих предложений?
Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словами.
Списать два любых предложения со схемами.
Чем присоединяется придаточное определительное к главному: союзом или союзным
словом?
2. Работа с учебником.
Задание: используя материал учебника (§ 22, стр. 6970), самостоятельно заполнить
таблицу в соответствии с планом.
33.
Уч
ите
ль
ПЛАН
1. Вид придаточного.
2. На какой вопрос отвечает?
3. К чему прикрепляется в главном?
4. Средства связи.
5. Есть ли указательные слова?
6. Позиция по отношению к главному?
7. Схема или пример предложения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ОТВЕТЫ
Определительное.
Какой?
К существительному.
Союзные слова (который, что, где, куда и др.)
Да (тот, такой и др.)
Фиксированная (всегда после определяемого
слова)
какой?
…+/ ук. слово+сущ., (союзное
словокоторый, куда, , где, что…).
обращает внимание на запись, сделанную на доске. Нужно сравнить эти предложения.
А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются
оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными
определительными можно выражать одну и ту же мысль.
? В чем разница между ними? (отличаются или оттенками значения, или сферой
употребления)
? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения
с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)
? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными?
(как в книжной, так и в разговорной речи)
Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с
союзным словом который, избегал их.
Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин.
3. Просмотр таблицы «Вид придаточного определительного» и примера (по слайдам)
4. Указательные слова в СПП с придаточным определительным.
5. Выводы (по слайдам)
3. Первичное закрепление.
Учитель:
1. В каком предложении придаточное определительное нельзя заменить причастным
оборотом?
предложения на слайде
13
4)Но ведь есть же
птицы!
2. Редактирование:
на белом свете
те далёкие края,
к которым так стремятся перелётные
1. Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется «Весна».
2. Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из
Москвы.
4(Проверь себя:
1. Одна из картин Левитана, которая называется «Весна», висит на стене.
2. Наташа отдала телеги, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы,
раненым.)
Знакомство с местоимённоопределительными придаточными (слайды)
4.
V. Рефлексия
Компетентностноориентированное
информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем
Форма деятельности: Индивидуальная работа
Стимул:
задание,
направленное на формирование
Представьте, что вы на экзамене по русскому языку. Вам достался вопрос о
сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём
бы вы рассказали?
Задание: Составьте план рассказа.
Информация, необходимая для решения данной задачи: план с ответами.
Домашнее задание.
1. Выучить § 22– стр. 6970 или по плану
2. Задание по выбору:
1. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными
определительными.
2. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным
определительным. (приложение 2)
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего
несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного
развёртывания листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив
простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов,
употребленных в переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
3. Выполнить упр.107 (по заданию учебника)
Урок окончен. До свидания.
Приложение 1.
1. Простые предложения –
...это такие сложные предложения, в которых одна часть по
смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным
союзом или союзным словом.
2. Сложные предложения –
...это такие сложные предложения, которые обходятся без
союзов и союзных слов.
3. Сложносочиненные
предложения –
...это предложения, в которых имеется только одна
грамматическая основа
54. Сложноподчиненные
предложения –
...это предложения, состоящие из двух или нескольких
простых предложений.
5. Бессоюзные предложения –
...это сложные предложения, в которых простые предложения
равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров
нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания
листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и
полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных в
переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров
нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания
листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и
полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных в
переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров
нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания
листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и
полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных в
переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров
нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания
листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и
полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных в
переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
Приложение 2
61. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.
1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров
нетронутого низинного леса.
2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания
листвы деревьев.
3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и
полёта, неразрывно связанного с образом Катерины
4) Характерная примета художественного стиля — множество слов, употребленных в
переносном значении.
5) В зрительном зале раздался говор, перешедший в гул.
7