Открытый урок по технологии в 5 классе
Тема «Выпиливание ручным лобзиком по наружному контуру».
Цель: расширить знания учащихся об обработке изделий разнообразной формы из фанеры и ДВП лобзиком, ознакомить со способами наладки и регулировки лобзика, с приёмами пиления данным инструментом, с правилами безопасности труда, воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.
Открытый урок по технологии в 5 классе
Тема «Выпиливание ручным лобзиком по наружному контуру».
Цель: расширить знания учащихся об обработке изделий разнообразной
формы из фанеры и ДВП лобзиком, ознакомить со способами наладки и
регулировки лобзика, с приёмами пиления данным инструментом, с
правилами безопасности труда, воспитывать бережливость в
расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.
Инструменты и оборудование: верстак, лобзик, приспособление для
выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка,
копировальная бумага, карандаш, шило, рисунок.
Объект работы: фигурка .животного
Ход урока1. Вводная часть
Повторение пройденного материала
чем выполняют разметку?
что такое рейсмус и для чего он нужен?
для чего применяют шаблон?
чем можно распиливать древесину?
какие пилы вы знаете?
что такое стусло и для чего оно нужно?
Сообщаю цели урока
2. Изложение программного материала
Изделия сложной формы из древесины, особенно из фанеры и ДВП, выпилить
столярной ножовкой невозможно, поэтому пользуются лобзиком.
Лобзик состоит из рамки с рукояткой, верхнего и нижнего зажима. Между
зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная
пилка с наклоном зубьев в сторону рукоятки.
Для стягивания рамки перед креплением пилки можно применить
эксцентриковый зажим.
После закрепления пилки винтами эксцентриковый механизм снимают.
Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и в
ручную (объяснение сопровождаю показом приёмов). Для этого один конец
рамки упирают в крышку верстака.
одной рукой нажимают на рамку, а другой рукой закрепляют пилку зажимными
винтами.
Разметку линий выпиливания на заготовку осуществляют обычно с рисунка
при помощи копировальной бумаги.
При выпиливании лобзиком в зажим верстака крепят специальный
выпиловочный столик.
Он служит подставкой для заготовки и предотвращает верстак от возможных
повреждений.
Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком
выпиливают контур по линии разметки. В тех местах, где трудно выполнитьповорот, при помощи шила или тонкого сверла делают отверстия, в которых
пилочка легко может повернуться.
Лобзик перемещают верх вниз без перекосов пилки с лёгким нажимом, чтобы
не поломать её. Обычно в начале выпиливают внутренний контур и в
последнюю очередь наружный контур, чтобы не поломать его
выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно
шлифовальной шкуркой или надфилями.
Что такое надфиль? Это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют
различные профили в поперечном сечении. Работать ими нужно двигая их
вперёд и назад. Обработку надфилями следует производить аккуратно, чтобы
не поломать заготовку и инструмент.
Озвучиваю основные правила безопасности при выполнении работы.
работать с лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными ручками.
надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку
надёжно закрепить пилку в рамке лобзика
не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться
низко над заготовкой
контролировать угол пилочки по отношению к заготовке (он должен быть 90
градусов)
3.
Практическая часть
перенести на фанеру с помощью копировальной бумаги контур фигурки
животного
рассмотреть разметку, в местах резких поворотов пилки сделать проколы
шилом или высверлить отверстия
подготовить выпиловочный столик и закрепить пилку в лобзике
выпилить контур изделия
зачистить изделия надфилями и шлифовальной шкуркой
4.
Текущий инструктаж
Во время работы обхожу рабочие места, слежу за правильностью
выполнения учениками
приёмов работы, соблюдением правил безопасного труда, помогаю
нуждающимся
закрепить в лобзике пилочку и т.п.В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивать, не
прекращая движений
лобзиком.
Часто учащиеся затрудняются дать правильную оценку качеству
выполняемой работы.
Показываю им правильность выполнения и предлагаю им повторить
самостоятельно.
5.
Заключительная часть
Учащиеся сравнивают свои работы. Указываю на недочёты. Выполняем
уборку рабочих мест и мастерской.5