Конспект урока по ОБЖ 8 класс
Тема: Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Цель: приобщить учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи:
- сформулировать понятие «здоровый образ жизни
- рассмотреть факторы положительно влияющие на состояние здоровья
- рассмотреть факторы отрицательно влияющие на состояние здоровья
- обсудить различные варианты отношения к своему здоровью возможные пути его сохранения
Оборудование: ИКТ, интерактивная доскаКонспект урока
Конспект урока по ОБЖ 8 класс
Тема: Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
человека и общества
Цель: приобщить учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи:
сформулировать понятие «здоровый образ жизни
рассмотреть факторы положительно влияющие на состояние здоровья
рассмотреть факторы отрицательно влияющие на состояние здоровья
обсудить различные варианты отношения к своему здоровью возможные пути его
сохранения
Оборудование: ИКТ, интерактивная доска
Ход урока
I Повторение пройденного материала
Учитель. Чего в первую очередь желаете себе? Чего вы в первую очередь желаете своим
близким?
Правильный ответ – Здоровье
Что же такое здоровье?
Учащиеся. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов
Учитель. Какие показатели характеризуют уровень здоровья?
Учащиеся. Объективные и субъективные.
Учитель. Что относится к объективным и субъективным показателям здоровья?
Учащиеся. Объективные показатели (температура тела, кровяное давление, частота пульса,
процент содержания гемоглобина и число лейкоцитов в крови, содержание сахара и др. ).
Субъективные показатели (самочувствие, настроение, наличие аппетита, сон и др.)
Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет
непременное условие эффективной жизнедеятельности, через которую достигается
благополучие и счастье.
Учитель. Как вы понимаете духовные, социальное и физическое благополучие?
1Учащиеся. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом,
эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в
реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое
благополучие связано с физическими возможностями человека, совершенством его тела и
продолжительностью жизни.
Учитель. Духовное, физическое и социальное здоровье – это три неотъемлемые
составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и
обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие. Физическое здоровье
влияет на духовную жизнь, в духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину
для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и
обеспечивают социальное благополучие.
Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и
ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с
родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события,
формировать стиль своего поведения.
Социальное здоровье – способность человека адаптироваться в природной, техногенной и
социальной средах обитания.
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием,
закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и
физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления
алкоголя, табака и наркотиков.
II Объяснение нового материала
Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока «ЗОЖ как необходимое условие сохранения и
укрепления здоровья человека и общества»
Что вы понимаете под здоровым образом жизни?
Учащиеся. (ответы)
Учитель. ЗОЖ – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему
физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде
(природной, техногенной и социальной), а также снижение отрицательного влияния
на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций
ЗОЖ создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и
психологических процессов, снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает
продолжительность жизни человека.
Какие факторы положительно влияют на здоровье человека?
Учащиеся (ответы)
2Учитель. Положительные факторы, влияющие на здоровье:
соблюдение режима дня
рациональное питание
закаливание
занятия физической культурой и спортом
хорошие взаимоотношения с окружающими людьми
Что такое режим дня?
Учащиеся. (ответы)
Учитель. Режим дня рациональное распределение времени на все виды деятельности и
отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую
работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на
основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём
работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 1618 часов более низкой
интенсивности и продолжительности. Основными элементами режима дня школьника
являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием
на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон,
свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к
бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. После утренней зарядки
ребёнка ждут водные процедуры. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно
плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Вернувшись из школы,
ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит
около 11,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Оптимальным временем для
приготовления уроков служит период 1516ти часов, соответствующий физиологическому
ритму наилучшего усвоения информации. Очень важным фактором в режиме дня
школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем
организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в
течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий
достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать
не менее 910,5 час.
Что вы понимаете под рациональным питанием?
Учащиеся. (ответы)
Учитель. Рациональное питание (от латинского – расчет, мера, разумный, обоснованный)–
это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека,
способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. (видеоролик)
3Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп,
изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирные молочные продукты, рыбу, постное
мясо.
Основные принципы рационального питания:
Умеренность.
Сбалансированность.
Четырехразовый приём пищи.
Разнообразие.
Биологическая полноценность.
Интересно узнать “Правильно ли ты питаешься?”
1. Как часто в течение дня вы питаетесь?
А) 3 раза и более; Б) 2 раза; В) 1 раз.
2. Всегда ли вы завтракаете?
А) всегда; Б) не всегда; В) никогда.
3. Из чего состоит ваш завтрак?
А) каша, чай; Б) мясное блюдо и чай; В) чай.
4. Часто ли вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда; Б) 2 раза в день; В) 3 раза.
5. Как часто вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день; Б) 1 – 2 раза в день; В) 2 – 3 раза в неделю;
6. Как часто вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
7. Как часто вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю; Б) 3 – 4 раза в неделю; В) каждый день.
8. Что вы намазываете на хлеб?
А) только масло; Б) масло с маргарином; В) маргарин.
9.Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
4А) 3 – 4 раза; Б) 1 – 2 раза; В) 1 раз.
10. Как часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в неделю; Б) от 3 до 6 дней в неделю; В) за каждой едой.
11. Сколько чашек чая и кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2 ; Б) от 3 до 5; В) 6 и более.
12. Прежде чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) убираете из тарелки весь жир; Б) уберёте часть жира; В) оставите весь жир.
Подсчёт баллов: “А” – 2 балла, “Б” – 1 балл, “В” – 0 баллов.
Ключ к тесту:
0 – 13 баллов – есть опасность;
14 – 18 баллов – следует улучшить питание;
19 – 24 хороший режим и качество питания.
Ещё раз проанализируйте ваше питание.
Вывод: каждый для себя должен сделать вывод, правильно вы питаетесь и что нужно
изменить, ведь у вас вся жизнь впереди Заботиться о своём здоровье нужно уже сейчас.
Учитель. Ктото из вас занимается закаливанием.
Учащиеся. (ответы)
Обычно начинают закаливание с воздушных и солнечных ванн при температуре
воздуха от 24 градусов для детей до года, от 18 градусов для детей более старшего
возраста, и от 12 градусов для взрослых. Дети принимают первые воздушные ванны в
домашних условиях, взрослые могут сразу начинать закаливание на улице (следите при
этом, чтобы не было ветра). Необходимо раздеть ребенка или раздеться самому, и активно
подвигаться или выполнить пассивные упражнения с ребенком. Продолжительность
первого сеанса закаливания может не превышать 1 минуты, постепенно закаливание
увеличивается до 40 минут. Также постепенно можно переходить к воздушным ваннам при
более низких температурах, а детей выносить на улицу для закаливания. Затем постепенно
можно переходить к водным процедурам. Закаливание начинают с обтирания.
Закаливание обтиранием начинают с температуры воды, соответствующей температуре
кожи в области сердца. У детей до 1 года жизни это 35 градусов, у детей 33 градуса, у
взрослых 31 градус. Затем в закаливание добавляется обливание.
Кто из вас занимается какимлибо видом спорта?
Подведение итогов урока.
5Д/з повторить конспект.
6