Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"
Оценка 4.9

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
14.10.2018
Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"
Тема: Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов Цель урока: учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Развивать умения распознавать однокоренные слова разных частей речи; сопоставлять словообразовательную роль приставок и суффиксов с формообразующей ролью окончания в слове; употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами. Воспитывать интерес к предмету, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Оборудование: рисунок «Солнышко» (при перевёртывании оно улыбнётся ), записи на доске; карточки со словами; схемы; таблица «Разбор слова по составу» (памятка). Ход урока: 1. Организационный момент (0,5 мин.) 2. Начало урока (1 мин.) Речёвка: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас друзья не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Записываем число, классная работа (ручки положили, сели красиво) 3. Самоопределение к деятельности (1 мин.) Ребята, прочитайте слова Маша-Машенька, волк-волчище. Чем отличаются слова? (суффиксами). А еще чем? (смыслом). Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить, над чем будем размышлять? (О суффиксах, узнаем, что они обозначают и как с их помощью образуются новые слова, и ещё много разнообразной и интересной работы ждёт нас на уроке). Я желаю, чтобы все хорошо поработали, получили хорошие оценки, а «Солнышко» посмотрит и если ему понравится ваша работа, оно улыбнётся. Вот увидите! А сейчас мы улыбнёмся друг другу и за работу. 4. Каллиграфическая минутка (2,5 мин.) * Упражнения для рук, массаж пальцев (3 раза). * Чистописание. Хх ХХ Хх ХхХ ххХХхх Хо хл ах ох ух их хм Хлеб холод сахар мох 5. Словарный диктант (3 мин.). Скажем хором «Мы внимательны!» «Мы хотим писать слова правильно!» «Мы написали слова правильно!» «У нас всё получится!» Аллея, библиотека, воробей, город, дорога, заяц, коллектив, Москва, одежда, помидор. Надеюсь я останусь довольна вашим диктантом (10 мин.) 6. Повторение пройденного материала (10 мин.) Прочитайте слова и выделите группы родственных слов. Запишите, выделите корень. Лесник, ходить, переход, лесника, звонок, у лесника, звонить, походный, звон. - Какие слова не записали? Почему? - Как доказать, что это формы одного и того же слова? (не изменяется основа, изменяется только окончание). - Какие части слова изменяют основу, образуют новые слова? Делаем вывод (схема) Игра «Образуй слово». (слова на доске, учитель показывает карточку с приставкой – учащиеся образовывают слова; показывает карточку с суффиксом – образовывают новые слова с суффиксом). По – За- -ик- -ушк- Под- Ходил лист игра Садит мост корм Нёс дом изба Молодцы! 7. Физкультминутка (1 мин.) (на музыкальном фоне) 8. Наблюдение над смысловым значением суффиксов. (2 мин.) 1) Списать и разобрать слова по составу. Осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка. Пользуйся памяткой. Памятка «Разбор слова по составу» 1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась. 2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть. 3. Найди приставку. Она стоит перед корнем. 4. Найди суффикс. Он стоит после корня. 9. Наблюдение над смысловым значением суффикса. -еньк- -очк- -ечк- (ласковое обращение) -ищ- -ющ- -ущ- (значение увеличения) -оват- (неполнота качества) -ист- -тель- -ик- -ник- -ир- -щик- -арь- (профессии м.рода) (учитель показывает наглядно, приводит примеры) 10. Упражнение для глаз. 1) Сиди прямо – смотреть перед собой, часто мигая. 2) Смотреть на кончик пальца. Двигать пальчик к носу и вдаль на вытянутую руку. 3) Стоя – вытянуть руку и палец, двигать горизонтально, провожая глазами. 4) Сомкнуть веки крепко, открыть.(5 раз) 11. Работа с учебником. Образование слов с новыми суффиксами и наблюдение за их значением. Упражнение 168 (устно), упр. 169, упр. 170 (стр. 91-92) Самостоятельная работа. (работа в парах) Образуйте слова с помощью приставок и суффиксов. берез цвел глаз шел морков смотр круж ход глаз мерз 12. Упражнения для снятия усталости. 1. Сидя на стуле делаем «вдох и выдох» (2 – 3р) 13. Закрепление умения определять смысловое значение суффиксов. Игра «Будь внимателен» Команды: Ласковое отношение – сесть Неполнота качества – присесть Значение увеличения – встать Учитель называет слова, учащиеся выполняют команду. Лисонька, хвостище, голубоватый, словечко, розоватый, лапища, котик, глазищи, белочка, горьковатый. 14. Итог урока ( 1,5 мин.) Игра «Хитрые вопросы» - Как большой дом превратить в маленький? дом + ик = домик - Как рыбу превратить в человека? рыба + к = рыбак - Что нужно сделать трактористу, чтобы получить машину? тракторист – ист = трактор - Какие суффиксы используются с увеличительным значением? - Какие суффиксы придают оттенок неполноты качества? - Какие суффиксы передают ласковое отношение? - Что понравилось на уроке? А мне понравилось как вы работали. (Оцениваю работу учащихся). Вот и «Солнышко» улыбнулось». Молодцы, всем спасибо! Домашнее задание. (0,5 мин.) Стр. 54, упр. 175
Значение суффиксов.doc
Конспект урока учителя начальных классов  ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18» г. Луганска Оберемко И.В. Тема: Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов Цель урока: учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова с  помощью приставок и суффиксов. Развивать умения распознавать однокоренные слова разных частей речи; сопоставлять словообразовательную роль приставок и суффиксов с формообразующей ролью окончания в слове; употреблять в речи  слова с разными приставками и суффиксами. Воспитывать интерес к предмету,  способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Оборудование:  рисунок «Солнышко» (при  перевёртывании оно улыбнётся ),  записи на доске; карточки со словами; схемы; таблица  «Разбор слова по  составу» (памятка). Ход урока: 1. Организационный момент (0,5 мин.) 2. Начало урока (1 мин.) Речёвка: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас друзья не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Записываем число, классная работа    (ручки положили, сели красиво) 1 3. Самоопределение к деятельности (1 мин.)      Ребята, прочитайте слова  Маша­Машенька, волк­волчище. Чем отличаются слова? (суффиксами). А еще чем? (смыслом). Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить, над чем будем размышлять? (О суффиксах,  узнаем, что они обозначают и как с их помощью образуются новые слова, и ещё  много разнообразной и интересной работы ждёт нас на уроке). Я желаю, чтобы  все хорошо поработали, получили хорошие оценки, а «Солнышко» посмотрит и  если ему понравится ваша работа, оно улыбнётся. Вот увидите! А сейчас мы  улыбнёмся друг другу и за работу. 4. Каллиграфическая минутка (2,5 мин.) * Упражнения для рук, массаж пальцев (3 раза). *  Чистописание. Хх ХХ  Хх  ХхХ  ххХХхх Хо хл ах ох ух их хм Хлеб холод сахар мох 5.  Словарный диктант (3 мин.). Скажем хором «Мы внимательны!» «Мы хотим писать слова правильно!» «Мы написали слова правильно!» «У нас всё получится!» Аллея, библиотека, воробей, город, дорога, заяц, коллектив, Москва, одежда,  помидор. Надеюсь я останусь довольна вашим диктантом (10 мин.) 6.  Повторение пройденного материала (10 мин.)      Прочитайте слова и выделите группы родственных слов. Запишите, выделите  корень.       Лесник, ходить, переход, лесника, звонок, у лесника, звонить, походный,  звон. 2 ­ Какие слова не записали? Почему? ­ Как доказать, что это формы одного и того же слова? (не изменяется основа,  изменяется      только окончание).                                        ­ Какие части слова изменяют основу, образуют новые слова? Делаем вывод (схема) Игра «Образуй слово». (слова на доске, учитель показывает карточку с приставкой – учащиеся  образовывают слова; показывает карточку с суффиксом – образовывают новые  слова с суффиксом). По – За­ ­ик­  ­ушк­ Под­ Ходил  лист  игра Садит  мост  корм Нёс  дом  изба Молодцы! 7.  Физкультминутка (1 мин.)       (на музыкальном фоне) 8.  Наблюдение над смысловым значением суффиксов. (2 мин.) 1) Списать и разобрать слова по составу.         Осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.                   Пользуйся памяткой. Памятка  «Разбор слова по составу» 1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам.     Окончание – это та часть, которая изменилась. 3 2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую  часть. 3. Найди приставку. Она стоит перед корнем. 4. Найди суффикс. Он стоит после корня. 9.  Наблюдение над смысловым значением суффикса. ­еньк­ ­очк­ ­ечк­  (ласковое обращение) ­ищ­ ­ющ­ ­ущ­  (значение увеличения) ­оват­ (неполнота качества) ­ист­ ­тель­ ­ик­ ­ник­ ­ир­ ­щик­ ­арь­  (профессии м.рода) (учитель показывает наглядно, приводит примеры) 10.  Упражнение для глаз. 1) Сиди прямо – смотреть перед собой, часто мигая. 2) Смотреть на кончик пальца. Двигать пальчик к носу и вдаль на  вытянутую руку. 3) Стоя – вытянуть руку и палец, двигать горизонтально, провожая  глазами. 4) Сомкнуть веки крепко, открыть.(5 раз) 11.  Работа с учебником. Образование слов с новыми суффиксами и наблюдение за их значением. Упражнение 168 (устно), упр. 169, упр. 170 (стр. 91­92) Самостоятельная работа. (работа в парах) Образуйте слова с помощью приставок и суффиксов. берез глаз морков круж цвел шел смотр ход 4 глаз мерз 12.  Упражнения для снятия усталости.        1. Сидя на стуле  делаем «вдох и выдох» (2 – 3р) 13.  Закрепление умения определять смысловое значение суффиксов. Игра «Будь внимателен» Команды: Ласковое отношение – сесть Неполнота качества – присесть Значение увеличения – встать Учитель  называет слова, учащиеся выполняют команду. Лисонька, хвостище, голубоватый, словечко, розоватый, лапища, котик,  глазищи, белочка, горьковатый. 14.  Итог урока ( 1,5 мин.) Игра «Хитрые вопросы» ­ Как большой дом превратить в маленький?   дом + ик = домик ­ Как рыбу превратить в человека?    рыба + к  = рыбак ­ Что нужно сделать трактористу, чтобы получить машину?    тракторист – ист = трактор  ­ Какие суффиксы используются с увеличительным значением? ­ Какие суффиксы придают оттенок  неполноты качества? ­ Какие суффиксы передают ласковое отношение? ­ Что понравилось на уроке? А мне понравилось как вы работали. (Оцениваю работу учащихся). Вот и «Солнышко» улыбнулось». Молодцы, всем  спасибо! 5 Домашнее задание. (0,5 мин.) Стр. 54, упр. 175 ­  6

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"

Конспект урока "Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2018