Конспект урока"Род имен существительных" 5 класс

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных». Задачи: Развивающие: развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора; формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы; развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать речь детей, словарный запас, мышление. Образовательные: научить определять род имён существительных; продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема: "Род имен существительных" Цель: Познакомить с языковым явлением «род имён существительных». Задачи: Развивающие:  развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность,  обосновывать условие выбора;  формировать аналитико­синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение  обобщать, делать выводы;   развивать умение работать в парах, в группах, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать речь детей, словарный запас, мышление. Образовательные:   научить определять род имён существительных; продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической  зоркости. Воспитательные:  воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством; Оборудование:      таблица (род имён существительных); карточки для работы в парах; схема­алгоритм; карточки со словами; план (города существительных). I. Организационный момент Ход урока Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка, будем учиться , наблюдать, сравнивать,  анализировать. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий. II. Орфографическая работа На доске слова с пропущенными орфограммами. Подумайте, на какие группы их можно разделить. СЕР_ЦЕ ТЕН_ИС Д_РОГА СО_НЦЕ ТЕР_АСА ТР_ПИНКА ЛЕС_НИЦА ГРИП_ Р_КА Учитель:  найдите лишнее слово в каждом столбике? (лестница, дорога)  составьте предложение с этими словами. запишите словарное слово. III. Упражнение по чистописанию Составьте цепочки из букв слова «дорога» ДОР ОРД ОДР РОД РДО Какую цепочку можно назвать словом? (РОД) Подберите к слову РОД однокоренные слова. Род – родня, родственный, родина родители, родной, родство, родственник, родословная. IV. Сообщение темы и цели урока В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку деляться имена существительные. Сказка Сначала все существительные были очень похожи. Даже Королева мать их путала. И однажды она  издала УКАЗ. Кто придумает для моих слов­существительных различие, тот будет награждён. Услышали про это МУЖ (папа) и ЖЕНА (мама) в другом королевстве. МУЖ­мужчина набрал себе много слов и сказал пусть они будут мои – мужского рода. ЖЕНА его собрала тоже много слов и сказала, а это слова женского рода. Проблемный вопрос Прочитайте слова, записанные на доске, и определите их род? ОКНО, СОЛНЦЕ, ПОЛЕ, НЕБО, ЗЕРКАЛО, МОЛОКО, МОРЕ, ПАЛЬТО. Какие слова­подсказки подставим к этим словам? (ОНО МОЁ). V. Работа в тетрадях Мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в  тетрадь. VI. Взаимопроверка тетрадей VII. Физкультминутка Мы по городу шагаем Мы науки познаём И налево, и направо И, конечно же кругом Это – левая рука Это – правая рука Ох, наука нелегка Это – левая нога Это – правая нога Ох, наука нелегка. VIII. Путешествие по городу существительныхУчитель открывает план­схему. А путь свой начнём с центра, его название зашифровано здесь.  Королева из города существительных дарит вам стихи: Женский род запомню я И скажу: она, моя И запомню род мужской И опять скажу: он, мой Средний род – оно моё Это правило твоё! IX. Работа по учебнику (с. 63 упр. 33) Какой вывод можно сделать? X. Работа в группах Класс делится на шесть групп по четыре человека. Каждой группе необходимо выполнить задание:  расшифровать слово и определить род. Задание: Из каждого слова возьми нужную часть, составь новое слово и определи род. № Приставка Корень Суффикс Окончание Новое слово Род 1 2 3 4 5 дымоход травяной дедушка кисточкка переход побелка побег трава лесной островок пирог дорожка грибник луг ходики краска дочка местный вода дерево                     XI. Рефлексия На уроке русского языка я: ­узнал (а)_________ ­ поняла (а)________ ­ научилась________ Выставление оценок. Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен. XII. Домашнее задание