Представляю вашему вниманию разработку урока музыки для 5 класса по теме «Вторая жизнь песни». Данный урок разработан в соответствии с авторской программой Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С «Музыка». Урок относится к разделу «Музыка и Литература» I полугодие.
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Урок проводится в I четверти.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ» В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ.
Народнопесенные истоки русского профессионального музыкального творчества
Тема полугодия: «Музыка и литература»
Урок проводится в I четверти.
Содержание в соответствии с ФГОС:
1. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Русская народная музыка:
песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).
Народнопесенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
2. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт
– художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных
средств.
Музыкальный материал урока:
1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
2. П. И. Чайковский Симфония № 4, финал (аудио и видеозапись)
3.
4.
5. А.Варламов «Семь нот»
«Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись)
«Песня Сольвейг» в современной трактовке (аудиозапись)
Дополнительный материал урока:
1. Словарь эмоциональных характеристик.
2. Словарь музыкальных терминов.
Тема урока
Цель урока
Тип урока
Задачи урока
«Вторая жизнь песни» в инструментальной музыке.
Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных
истоках профессиональной музыки, познакомить с новыми музыкальными терминами: композиторская
интерпретация, аранжировка.
Урок усвоения новых знаний.
Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского, Э. Грига.
Способствовать развитию интереса к русской музыке
Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация
Способствовать развитию художественнообразного и ассоциативного мышления учащихся.
Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.
Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными
произведениями.
Планируемые результаты (предметные)
Знать понятия композиторская интерпретация, аранжировка.
Знать характерные черты, основные жанры русской музыки.
Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный).
1Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Высказывать свое мнение о значении литературы для музыки.
Расширение музыкального и общего культурного кругозора.
Личностные:
Развитие доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости.
Развитие эмоционального восприятия произведения.
Познавательные:
Развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.
Формирование умения излагать свою точку зрения.
Коммуникативные:
Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.
Учатся строить понятные аргументированные высказывания.
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Регулятивные:
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Учатся воспринимать музыку как образное искусство.
Развитие умения осмысливать полученную информацию.
Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность
Основные понятия
Виды музыкальной деятельности
используемые на уроке
Песня, симфония, композиторская интерпретация, аранжировка.
1. Восприятие музыки с последующим анализом:
П.И.Чайковский фрагмент финала Симфонии №4,
И.Крутой «Песня Сольвейг» современная аранжировка.
Методы музыкального образования
используемые на уроке.
2. Визуализация: П.И.Чайковский финал Симфонии №4, Э.Григ фрагмент «Песни Сольвейг».
3. Хоровое пение:
«Во поле береза стояла» русская народная песня, 1 куплет,
«Песня Сольвейг» тема,
«Семь нот» песня, муз.А Варламова
4. Музыкальноритмические движения:
физкультминутка
метод размышления о музыке;
перспективы и ретроспективы;
метод эмоциональной драматургии;
метод создания художественного контекста;
метод художественного, нравственноэстетического постижения музыки;
метод интонационностилевого постижения музыки.
Формы работы
Организация пространства
Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем
музыкальных терминов, эмоциональным словарем.
Работа фронтальная, групповая.
Этап урока
Слайд №
Содержание урока
1
Организация начала
урока
1
Приветствие учащихся.
Деятельность учителя
Учитель настраивает учащихся
на позитивный лад.
Я прошу вас проверить, как организованно
ваше рабочее место.
Видеоряд, содержащий в себе
информационное начало. Готовит
Создает определенный
эмоциональный настрой.
22
Актуализация
опорных знаний
учащихся по
предмету
3
Введение в тему
урока
Обсуждение
эпиграфа
Пробуждает любопытство.
Активизация мыслительных
операций (анализ,
обобщение,) и познавательных
процессов(внимание, память)
учащихся к обсуждению увиденного и
услышанного. (музыкальное
сопровождение видеоряда на выбор
учителя)
Проанализируйте, звуковой видеоряд:
Мы продолжаем работать по теме «Музыка и
Литература». На протяжении четверти мы с
вами много узнали о связи этих двух искусств.
И выяснили, что если бы не было литературы,
то музыка потеряла много музыкальных
жанров. Каких?
1. Опера
2. Романс
3. Песня
4. Кантата
5. Ода
6. Оратория
А какой из этих жанров самый простой?
(Песня.)
Что мы уже с вами знаем о песне?
1
2
2
3
А как вы думаете может ли песня прожить
несколько жизней? А каким образом?
Сформулируйте тему нашего урока
Формирует диалоговые формы
работы и потребность
поделиться своими знаниями.
«Вторая жизнь песни»
Существует ли вторая жизнь
песни в музыкальных
произведениях?
Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.
Как вы понимаете смысл выражения:
«Живительный родник творчества»?
(обсуждение вариантов ответов детей)
В 18 веке впервые стали изучать и записывать
народную песню, появились первые сборники
народных песен с напевами. Крупнейшие
поэты и писатели обращались к народной
песне как источнику русской поэзии, русского
литературного языка. Широкое отражение
народная песня нашла и в русской
профессиональной музыке: в опере, симфонии,
концерте.
Прочитайте, что говорил о значении народного
творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие
Формулирует вопрос, на
который в процессе урока дети
получают ответ.
Организует беседу,
выявляющую знания учащихся.
Предоставляет краткую
информацию о связи народной и
композиторской музыки
3народного песенного материала в России почти
беспредельно. На огромных пространствах
страны объединены разные народы. У них
различные языки и различные песни…У меня
создалось убеждение, что в тех странах,
которые особенно богаты народными песнями,
естественно развивается великая музыка».
Действительно, связи между русской
композиторской музыкой и народным
музыкальным искусством, отражающим жизнь,
труд, быт и борьбу русского народа за
свободу, его думы и чаянья, глубоки и
многосторонни.
Сегодня на уроке мы еще раз окунёмся в мир
музыки замечательного русского композитора
Петра Ильича Чайковского, и на примере его
музыкальных произведений попытаемся
убедиться действительно ли существует связь
между русской композиторской музыкой и
народным музыкальным искусством?
Давайте вспомним, что мы знаем об этом
композиторе?
1. Великий русский композитор;
2. Его музыку слушают во всем мире;
3. Он писал много музыки для детей и о
природе.
4. А также писал оперы, симфонии,
балеты.
Диск
«Мир музыки»
Подводит итог.
Организует беседу.
Активизация знаний о
композиторе
Организует просмотр.
1. А что такое симфония?
2. Где можно услышать симфонию?
3. Кто исполняет симфонию?
Активизация знаний о
симфонии.
Давайте послушаем небольшой фрагмент
финала Симфонии №4 П.И.Чайковского в
исполнении Государственного симфонического
оркестра.
И ответим, какая песня дала жизнь этой
симфонии?
Организует прослушивание
аудиозаписи.
Итак, какая песня дала жизнь симфонии?
«Во поле береза стояла» Народная песня с
которой мы знакомились с вами в начальной
школе. А что мы знаем о народных песнях?
Организует работу с учебником.
4
4
5
6
7
4
Открытие нового
знания
СЛУШАНИЕПЕНИЕ
Давайте вспомним её пропоем первый куплет,
в характере хороводной песни.
Претворение народной
мелодии в
композиторском
творчестве
8
Работать
по
щелчку!
С помощью средств музыкальной
выразительности охарактеризуйте песню,
которую мы пропели: (дети дают
характеристику)
Формирует диалоговые формы
работы и потребность
поделиться своими
впечатлениями и знаниями.
Своевременно и точно
работает с подготовленной
информацией на слайде.
Делает вывод.
ВАЖНО!!! Подчеркнуть
полную противоположность
образов.
Организует повторное
прослушивание.
Задает проблемный вопрос.
Русская народная песня
Музыка: вокальная
Мелодия: напевная
Темп: спокойный
Динамика: звучит негромко
Форма: куплетная
Жанр: хороводная
Образ: лирический
А теперь выявите особенности развития этой
песни в симфонии П.И.Чайковского.
Музыка инструментальная
Мелодия: стремительная
Темп: быстрый
Динамика: звучит громко
Образ: драматический
Итак, композитор взял русскую народную
песню, изменил её первоначальный
художественный замысел и использовал уже в
измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту
песню свое композиторское понимание.
Из лирического образа песня перешла в
драматический, напряженный образ. Такой
прием в музыке называется сложным словом
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Давайте послушаем финал еще раз и
попытаемся дать ответ на вопрос: почему
П.И.Чайковский использовал русскую
песню в своем творчестве?
Ответ: «Я ещё не встречал человека, более
меня влюблённого в матушку Русь…». «Я
страстно люблю русского человека, русскую
речь, русский склад ума, русскую красоту лиц,
русские обычаи».
Вслушиваясь в звучание музыки финала
Симфонии №4, мы убедились как отлично
«вжилась» песня в музыке русского
композитора.
Делает вывод.
5
ПОВТОРНОЕ
СЛУШАНИЕ
8
Гипер
ссылка на
портрете
Чайковс
кого
видео
фрагмент5
Физкультминутка
9
с гипер
ссылкой
10
Организует беседу.
С помощью вопросов помогает
детям вспомнить сюжетную
канву драмы Г.Ибсена.
А теперь мы обратимся к репродукции
картины художника К. Васильева на
странице 29.
1. Какой образ вы видите? (образ
девушки)
2. Какое чувство преобладает во
взгляде? (Напряженность, тревога,
волнение, надежда).
3. Какой контраст мы видим в
картине? (Теплые краски образа и
холодный иней на стекле, свет
свечи и темнота пространства
вокруг образа).
4. Какие интонации, песенные или
танцевальные, звучат в этой
картине? (песенные)
5. Как бы вы назвали эту картину?
(Ожидание).
6. Какое музыкальное сочинение
созвучно этой картине? («Песня
Сольвейг»).
Из сюиты «Пер Гюнт» замечательного
норвежского композитора Эдварда грига
11
Кто напомнит нам, о чем эта пьеса?
Гипер
ссылка на
портрете
Грига
Организует просмотр
видеофрагмента.
СЛУШАНИЕ
Какие чувства помогли спастись Перу
Гюнту? (Вера, надежда, любовь
Сольвейг).
ПЕНИЕ
12
В учебнике на стр 29 вам представлен Аккомпанирует.
6нотный пример «Песни Сольвейг»
давайте эту мелодию пропоём.
1. Какие интонации звучат в
мелодии? (Напевные, печальные).
2. Какой мы видим Сольвейг в этой
песне? (Нежной, доброй,
сердечной).
3. Сколько частей в музыке?
4. Как изменилась вторая часть?
(Мажорный лад, темп быстрее,
ритм танцевальный, размер ¾).
5.
С чем связан контраст в этой
музыке? (С надеждой Сольвейг на
встречу с любимым).
Как и в картине Васильева, так и в
музыке Грига имеет большое значение
для раскрытия образа роль контраста.
Задает вопросы для
обсуждения.
Подводит итог
обсуждения.
СЛУШАНИЕ
13
Работать
по щелчку
до фото
Игоря
.Крутого
13
Гипер
ссылка
на фото
Кругото
Итак, с помощью средств музыкальной
выразительности охарактеризуйте песню
Сольвейг:
Своевременно и точно
работает с подготовленной
информацией на слайде.
Мелодия: напевная
Темп: медленный
Динамика: не громкая
Образ: лирический
Инструменты : струнные
А теперь услышим иное исполнение
фрагмента этого произведения. Нашего
современника Игоря Крутого.
1. Что изменилось в музыке?
(состав музыкальных
инструментов)
2. Какой инструмент солирует?
(фортепиано)
3. Вокальная музыка изменилась
Организует
прослушивание
фрагмента. Подчеркнуть
связь с современностью.
Вопросы для обсуждения
7Своевременно и точно
работает с подготовленной
информацией на слайде.
ВАЖНО!!! Подчеркнуть,
что образ остался без
изменений.
Подводит итог
13
По
щелчку
на инструментальную
Мелодия: напевная
Темп: медленный
Динамика: не громкая
Образ: лирический
13
14
7
Вывод.
ПЕНИЕ
1518
Итак, композитор сохранил все
средства выразительности Песни
Сольвейг, но написал её для другого
состава инструментов. Такой прием в
музыке называется АРАНЖИРОВКА.
Какая музыка больше понравилась
вам?
На примере двух произведений:
Финала симфонии №4
Современное исполнение Песни
Сольвейг
Мы увидели как эти произведения
дали вторую жизнь песням.
Познакомились с новыми понятиями.
АРАНЖИРОВКА – переложение
музыкального произведения для
исполнения на другом инструменте.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение
художественного замысла
произведения.
Нотные знаки печатных изданий
музыкальных произведений одинаковы
для всех, а музыка у всех исполнителей
получается разная. Каждый музыкант
вкладывает в неё своё понимание, свои
чувства.
8.
Подведение итогов
урока
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Сегодня на уроке прозвучало много
музыкальных произведений.
1. Что их объединяет? (Связь с
Организует рефлексию.
Учитель узнаёт какую
задачу ставили на уроке?
Удалось ли её решить?
8литературой).
2. Кто дает «вторую жизнь»
песням? (Композиторы — они
делают обработки, аранжировки
музыкальных произведений.
Исполнители — от них зависят
интерпретации музыкальных
произведений).
Какие получили выводы?
Каким образом можно
встроить эти знания в
систему знаний о музыке в
целом.
Оценивает деятельность
учащихся на уроке.
19
Народное творчество – на протяжении многих
веков остается для музыкантов живительным
родником творчества. Они учились искать
вдохновение в народной поэзии, чутко
вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в
музыке все движения чувств, все оттенки
смысла, порой недоступные словесному
выражению.
Какие песни других народов и в каких
произведениях получили вторую
жизнь?
Домашнее задание
Литература:
1. Музыка. 57 классы. Искусство. 89 классы. Сборник рабочих программ.
Просвещение 2013
2. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 56 классы», Поурочные разработки.
Просвещение 2014г.
3. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс. Просвещение 2013г.
4. Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»;
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)
5. Интерактивный диск «Мир музыки».
Интернет ресурсы:
. openclass
1. www
. pedsovet
www
2.
. proshkolu
www
3.
. ru ;
. ru ;
. ru
9